я вернулся в Грузии холодной зимой 1998 года, свет давали по графику, во всех квартирах стояли печки-буржуйки или турецкие газовые обогреватели, страна только только приходила в себя после перенесенной гражданской войны и пребывала в состоянии шеварднадзевского маразма.
Наш офис располагался в самом живописном районе Тбилиси, на Майдане, прямо напротив памятнику основателю Тбилиси Вахтангу Горгасали. Я любил гулять по старым улочкам, где рядом друг с другом расположены Сионский собор, синагога, григорианская церковь и шиитская мечеть. Признаюсь честно, я гордился своей своей страной и ее столицей, горжусь и сейчас. Но запомнился один момент, который оставил тяжелый осадок. Дядя Волод (именно так он себя называл), семидесятилетний армянин, сторож нашего офиса, встретил меня как то на улице Леселидзе и с грустью показал на запертый храм. "Наша церковь, но не отдают" - сказал он смотря мне в глаза, не знаю почему, но мне стало неудобно. Со временем эта история, даже скорее не история, а эпизод, как то стерся из памяти. Много воды утекло с тех, пока вдруг недавно не наткнулся на пост про эту церковь, и про то, как некто отец Тариел пытался "подчистить" могилы известных тбилисских меценатов Тамашевых во дворе той самой церкви. Она называется Норашен, величественный храм несоменно является украшением Тбилиси. Я не курсе всех хитросплетений и спорных моментов, вокруг этого храма, говорят, что он был построен как православный, а потом то ли выкуплен, то ли отобран армянами. Очень даже может быть, однако, для меня очевидно, что там точно была григорианская церковь, служили в ней самые настоящие тер-теры, а на церковном дворе, как и в самом храме похоронены армяне-григорианцы. Еще один аргумент, который приводят противники передачи храма армянской церкви, это то, что у армян много претензий и к другим, исконно православным храмам. Трудно судить, но по поводу этого выскажу свою точку зрения - храм нужно передать григорианской церкви, передать должно именно государство, которое является гарантом прав и свобод всех граждан Грузии, независимо от национальности и вероисповедания. Передать независимо от того, был он построен грузинами или армянами. Какое это уже имеет значение? Имеет значение другое, этот шаг нужен именно нам, этническим грузинам, потому что в том многообразии, которое есть в Грузии, Тбилиси, на Мэйдане и есть сила и будущее нашей страны. Поверьте,это не будет уступкой истеричным антигрузинским постам в ЖЖ, вызванным скорее комплексами, нежели желанием восстановить справедливость. Это будет победой над собой, над своими комплексами. Недавно будучи в Тбилиси я вновь встретил дядю Волода, он сильно сдал, возраст. Так вот мне очень хочется, чтобы он дожил до того дня, когда в Норашен станет действующей церковью, а я посмотрю ему в глаза.