Андрей Рузняев: "Музыка - то, чем я живу". Часть 1.

Jan 27, 2015 20:03

Дорогие читатели! Сегодня мы публикуем интервью с музыкантом, которого по праву можно назвать старейшим участником бэнда, поскольку он играл с Гелой еще в первом составе его группы. Это бас-гитарист Андрей Рузняев.
Интервью Андрея необычно: в течение нескольких месяцев он отвечал на ВСЕ вопросы, которые были заданы ему в различных сообществах поклонников творчества Гелы Гуралиа. Мы их сгруппировали по темам, но каждый из вас обязательно найдет ответ на свой вопрос. )
Итак, Андрей Рузняев - о музыке и о себе...



"Получилось «интервью», в котором интервьюерами стали вы, ну а я всего лишь отвечал на ваши вопросы". (Андрей Рузняев)

– Андрей, с какого возраста Вы поняли, что Ваша любовь - это музыка?
Во сколько лет начали заниматься музыкой? Что сподвигло?
На каких инструментах можете играть? Там ведь немалый список должен быть ).
– Я рассказывал о своём детском увлечении музыкой здесь и здесь. В два года я пел со всеми имевшимися в доме аудиозаписями. Если бы в моей семье были музыканты, этому придали бы большое значение в моём раннем возрасте.) Увлечение музыкой привело меня в Дом детского творчества, который впоследствии стал первой сценой. Хотя вспоминаю случай, когда на осеннем балу (7 класс) в школе сверстники вытолкали меня на сцену, дали гитару и попросили играть. Когда я увидел перед собой слушателя, то понял, что отговорки не принимаются, и стал играть. Конечно, это было волнующе. Вот, наверное, с того момента это приобрело для меня ещё более глубокий смысл.
В городских рок-группах играл на всём, в одной - на барабанах, в другой - на басу, в третьей - на гитаре. На одном из концертов Вячеслав Башук, известный в городе музыкант, предложил мне работу в оркестре. Сказал: «Нам нужен тубист!»). Я сказал, что не умею на ней играть, на что он ответил: «У нас есть туба!») Вот так я познакомился с джазом, став тубистом, а впоследствии тромбонистом и бас-гитаристом «Over Time Dixieland Band». Ну, если сейчас продолжать воспоминания, то остальные вопросы придётся отложить!)
А если рассматривать список инструментов, то имею небольшой опыт игры на бас-гитаре, гитаре, барабанах, тромбоне, флюгельгорне, тубе, фортепиано.

– Вы родом из сибирского городка. Каким было Ваше "покорение" Москвы?
– Фантастическим! Мне казалось, что это просто не со мной происходит. Во время зимних каникул мы с друзьями поехали на разведку в столицу. По приезде в Москву удалось прослушаться в двух вузах, вдобавок к 5 часовому бонусу от смены поясов, день мне запомнился очень насыщенным. Выбирать учебное заведение долго не пришлось, поскольку Российская Академия музыки им. Гнесиных имеет внушительный опыт в обучении эстрадно-джазовых музыкантов. Приехав летом на вступительные экзамены, я не стал подавать документы в несколько учебных заведений, как делали многие. На тот момент ещё действовала система скидок для отличников, при наличии красного диплома по окончании музыкального училища, сдав первые два вступительных экзамена на 5, увидел напротив своей фамилии надпись красным маркером «зачислен». Таким образом Гнесинка стала моим домом.

– Как состоялось Ваше знакомство с такими известными коллективами, как коллектив Анатолия Кролла и Георгия Гараняна? Что Вам дало как музыканту сотрудничество с ними?
– Всё своё детство я слышал от коллег о легендарной личности в мире джаза, которого знает каждый музыкант, серьёзно желающий развиваться в этом направлении, - это Анатолий Ошерович Кролл. Большую часть того, что я получил от обучения в РАМ им. Гнесиных, мне дал именно он. Что касается оркестра Гараняна, то в его ряды я прибыл после смерти Георгия Арамовича. Но в его составе мне довелось сыграть очень прекрасные и для меня незабываемые концерты, один из которых проходил на джазовом фестивале в Финляндии. В рамках фестиваля оркестр играл сольный концерт с американской вокальной группой «New York Voices». Это невероятно ценный опыт. Об этом можно очень много писать. Впечатлений было «выше крыши».

– У каждого музыканта есть любимые учителя. Кого Вы считаете своим любимым учителем и почему?
– Анатолия Кролла. Уж простите, что повторяюсь.

– А какие музыканты повлияли или, может, до сих пор влияют на Ваш стиль игры, на музыкальное мировоззрение и философию?
– Каждый музыкант особенный, у каждого есть свой бриллиант внутри, который не все выставляют напоказ. Поэтому мне нравятся различные музыканты, порой совсем не похожие друг на друга.

– Андрей, Вы играете с несколькими группами, преподаете. Как удается совмещать все это с гастролями?
– Каким-то невероятным образом, чаще всего, мой график укладывается чудесно. Бывают небольшие накладки из-за задержек рейсов. В Новокузнецке задержали, и пришлось с самолёта ехать на концерт. Когда есть возможность, преподаю на полную катушку. Не смотря на часы, могу целый день заниматься с ребятами. Поэтому если меня нет на каком-то из занятий, они это переносят безболезненно, так как я всегда компенсирую!

– Скажите, трудно ли было начинать преподавательскую, педагогическую деятельность? И какие дисциплины преподаете? Только инструмент или еще теоретические?
– В институте меня звали профессором. Может, поэтому легко. В конце концов, я ведь говорю о том, чему сам учился. Не вижу в этом ничего сложного. Другой вопрос, что надо уметь преподнести материал, но пока не жалуются!)
Преподаю гармонию, аранжировку, инструментовку, оркестровый класс, ансамбль, импровизацию.

– Оказывает ли влияние преподавательская деятельность на Ваш характер (все знакомые педагоги любят учить и помимо своей работы)?
– Безусловно, оказывает. Нужно работать над собой). Но я стараюсь себя сдерживать и не тратить сил зря, потому как если тебя не желают слышать, то какой смысл говорить!)



– Какие качества надо воспитывать в себе, чтобы стать хорошим музыкантом?
– Дисциплину, художественное мышление и аналитический склад ума.

– В каком стиле музыки, ритме наиболее комфортно? И как удается "не взорваться", когда эмоции через край. Что помогает?
– Знаете, это когда-то услышал в лекции Александра Хакимова. Чайник кипит, и если просто сдерживать пар, в один момент он взорвётся. Поэтому, если пар всё ещё идёт, его нужно понемногу выпускать, чтобы избежать взрывов!)
Комфортно в любой стилистике. Это зависит от того, сколько опыта игры в конкретной. Естественно, в каких больше, легче всего!)

– Почему именно бас-гитара? Чем объясняется выбор Вами именно этого инструмента? И какой совет Вы бы дали начинающему музыканту, впервые взявшему в руки бас-гитару?
– Спрос рождает предложение. Инструмент сам меня выбрал. Просто исторически сложилось так. Если бы нужен был гитарист или барабанщик, то, скорее всего, я бы не раздумывал. Любому начинающему музыканту для начала советую разобраться с устройством музыки, играть на фортепиано басисту необходимо! И вообще, в раннем возрасте лучше играть на скрипке, затем освоить гитару, а остальное - дело времени!

– Что может выразить БАС-гитара такого, что не могут другие инструменты (вопрос любопытствующего "чайника")?
– Бас-гитара в ансамбле как левая рука пианиста. В основном играет роль фундамента, на котором строится гармония и ритм произведения. Этот инструмент идеально подходит для выполнения басовой функции, давая свободу другим инструментам.

– Услышим ли мы Вас на концерте, играющего не только на бас-гитаре, но и на других музыкальных инструментах?
– Ну, конечно. Вы ведь не все концерты посещаете с моим участием.)

– Что доставляет Вам особое творческое удовольствие?
– Написание музыки, аранжировка. Ну, в общем, чаще это невероятное состояние сосредоточения. Оно доставляет огромное удовольствие. Приходит примерно после 6 часов работы. Если бы можно было такое количество часов с кем-нибудь играть, то такое состояние и в коллективе можно было достичь. Мне кажется, это состояние приходит оттого, что ум уже отказывается работать, и начинается настоящее творчество.

– Над какими сольными проектами работаете? И к чему в жизни стремитесь?
– Собираюсь записать инструментальную музыку, песни реализуем через группу "HOLY GUN’S". Записали песен уже на 2 альбома, требуется сведение и мастеринг. Понемногу всё делаем! Благодарим всех наших слушателей, всех, кто верит и поддерживает. В скором будущем надеемся реализовать готовый материал, для того чтобы начать работу над новым, который тоже накопился. Планы есть, стараюсь ставить цели. Всё, что есть на данный момент, меня устраивает в плане направления, остаётся только развитие.

– Записываете ли Вы свой альбом? Что туда войдет? Ваша музыка или это будет какой-то совместный проект?
– Ну, когда запишу что-то, тогда и узнаете!) Есть и совместные проекты, над которыми работаю с друзьями.

– Вас называют мультиинструменталистом, и заслуженно. Скажите, готовы ли Вы осваивать новый инструмент, что называется, с нуля? А может, и мечта такая на самом деле есть? Вот бы узнать!
– Что касается освоения инструмента с нуля, то это, пожалуй, скрипка. Но, боюсь, не в этой жизни!)

– Чего Вы ещё не пробовали в музыке? Чему хотели бы научиться?
– Всё уже попробовал. Осталось развиваться в наиболее понравившихся ролях.

– Что Вы играете для себя, если трудно в жизни? И что играете, когда хочется летать?
– Знаете, когда я играю один, это просто свободная музыка, которая зависит от настроения. Если в какой-то момент я понимаю, что уже звучит что-то оформленное, включаю диктофон.



– Как и в каком году Вы познакомились с Гелой?
– Вообще, по возможности я стараюсь играть с друзьями-музыкантами, которые близки либо по духу, либо по географии. Это помогает лучше понимать друг друга на сцене и в жизни. Даже некоторые слова и выражения бывают понятны только таким людям, что уж говорить о музыке. И в этот раз было примерно так же. За окном был сентябрь 2010-го, когда мой друг гитарист Владимир Димов рассказал о молодом певце, который собирает состав. Я решил, что нужно попробовать. В то время вообще не упускал ни одной возможности поиграть, даже если приходилось бежать, чтобы успеть с одной репетиции на другую. Наша первая встреча с Гелой состоялась в здании родной академии Гнесиных, на функционирующей в то время репетиционной базе «Vintage Gitars». Мы приготовили несколько песен, пришли и сыграли вместе с Гелой. Он был в восторге, но старался этого не показывать, чтобы мы не расслаблялись. Иногда мы собирались за круглым столом и беседовали о музыке, о будущих планах. Это была тёплая дружеская атмосфера, которая помогала лучше понимать друг друга. Изредка на репетиции приходили продюсеры, которые работали исключительно с ширпотребом (то есть, с жанрами широкого потребления), восхищались и, пожимая плечами, уходили, понимая, что эта музыка очень глубока, и для неё нужен особый слушатель.

– Говорят, в одну реку нельзя войти дважды. Но Вам во второй раз довелось работать с Гелой в составе бэнда. Что осталось прежним и что изменилось в Вашем сотрудничестве?
– Наверное, повторюсь, но появилось больше ответственности. Прежним остался подход к материалу, мы стараемся играть, чувствуя друг друга.

– Андрей, хотелось бы посмотреть на Гелу Вашими глазами: как на друга (вы же давно знакомы), как на певца, руководителя и т.д. Есть ли что-то, чему Вы хотели бы поучиться, или что-то, что заставило Вас задуматься, переосмыслить. Может быть, расскажете какую-то совместную историю или случай. Мы так мало знаем и Вас, и Гелу, а хотелось бы как-то ближе к жизни...
– Гела эмоциональный, но при этом очень добрый. Старается понимать внутренний мир людей через внешние проявления, и считаю, что он достигает успеха в этом. Как певец он попросту уникален. Так, как он поёт, вас нигде не научат!

– Какие его качества Вам больше всего нравятся?
– Целеустремлённость, индивидуальность, любознательность.

– Любимая песня в исполнении Гелы?
– Мне всегда нравились песни с плотным саундом, такие как "We Don’t Need Another Hero", "When You Tell Me", и это до сих пор актуально. Голос Гелы звучит мощно, и плотное сопровождение звучит с ним очень органично.

– Как удаётся достичь такого взаимопонимания в творческом ансамбле, какое мы наблюдаем во время концертов с Гелой Гуралиа?
– Стараемся слушать друг друга.

– Андрей, скажите, пожалуйста, что доставило Вам наибольшую радость в совместной работе с Гелой и бэндом? Чем запомнился первый гастрольный тур?
– Моменты взаимопонимания. Ну и, конечно, тёплый приём лучшей в мире публики (это серьёзно). Мне кажется, будет ещё много приятных и восхитительных моментов!

– Что думаете о том, как принимает публика Гелу Гуралиа и бэнд?
– Фантастика. Что уж и говорить. Аудитория просто восхитительная, воспитанная и интеллигентная публика!



– Какой концерт из первого тура более запомнился и впечатлил? Хотя догадываюсь, что первый... Есть ли конкретные планы на будущее или приятнее плыть по волнам и просто наслаждаться жизнью?
– Первый концерт, конечно, был незабываемым, но и несколько других запомнились. Например, в Самаре, как я понял, требовательная публика, и когда из зала прозвучала фраза: «Уберите шарик, он мешает!» - мы просто повалились на пол от смеха, так как в шутку иногда так называем нашего звукорежиссёра. Запомнился концерт в Красноярске, так как он требовал от нас решительности. В той ситуации сразу стало ясно, кто и как относится к экспериментам и авантюрам!) Также концерт в родном Иркутске и Кремлёвская сцена почему-то тоже запомнились!)
Планы есть, в ближайшее время хочется записать музыку, которую писал, начиная с 17 лет. И до сих пор приходит вдохновение в звуках, но буду записывать только то, что со временем мне самому не перестало нравиться.

– Андрей, вот и свершился грандиозный концерт в Кремле, в успехе которого есть и Ваша немалая заслуга. Поздравляю и благодарю. Мне интересны Ваши творческие планы на ближайшие зимние месяцы (кроме концертов в составе "Гела Гуралиа бэнд"). Если не секрет, поделитесь, пожалуйста!
– Спасибо огромное, мы очень старались сделать всё возможное. Планы!? Структурировать курс по композиции и аранжировке, записать несколько инструментальных композиций. Ну, и концерты!

– Как относитесь к "раскрутке" музыкантов, исполнителей, композиторов через интернет? Через мобильные приложения?
– Прекрасно. У многих появилась возможность реализации. Есть, конечно, другая сторона медали, когда слушатель не отличает серого от белого, что впоследствии не очень хорошо сказывается на культуре в целом, и многим художникам приходится идти на поводу у моды, ради возможности заработать свой хлеб.

– Важен ли клип для понимания песни? Ваше отношение к такому средству подачи музыки?
– Хорошо отношусь к правильному видеоряду.

– Как считаете, какова роль слушателей и зрителей в творческой судьбе музыканта сегодня? Какой она должна быть в идеале?
– Активной. Роль зрителя первостепенна. Нет зрителя - нет концерта!

Продолжение интервью здесь...

*Андрей Рузняев, интервью, фото, всем, gela_guralia_band, наши материалы, фотоальбом

Previous post Next post
Up