Некоторые рекомендации общего характера, позволяющие преодолеть негативные факторы по управлению процессом самообразования. Рекомендации составлены в виде алгоритмов последовательных действий.
Алгоритм выстраивания целей для процесса самообразования
1. Остановить собственную суету (это самое сложное - этому ещё надо научиться).
2. Добиться внутреннего согласия на обучение - поставить себе цель общего характера в обучении.
3. Наблюдать, спрашивать (задавать вопросы), читать, строить свои образные представления по изучаемому материалу.
4. Искать причины, стоящие за событиями явлений и прогнозировать события в направлении развития явлений - выстраивать и корректировать существующие причинно-следственные связи.
5. Ставить перед собой правильные вопросы, например:
* Для чего я обучаюсь? Для чего предназначен этот материал?
* Что нового из этого материала я для себя узнал?
* Что и как из этого материала я применю на практике?
* Какие задачи с помощью этого материала я могу решить?
* Как будет выглядеть решение моей задачи?
6. Держать выставленную цель самообразования "в своём уме".
Алгоритм преодоления фактора инертности и неточности мышления в построении образных представлений
Всегда следует искать в помощь себе образные представления об изучаемом явлении - помочь своему мышлению учащегося адекватные образные представления об изучаемом явлении «в реальном режиме времени».
1. Ознакомится с изучаемым предметом и явлением в материальном виде или исполнении.
2. Найти и изучить соответствующие фотографии, картинки, рисунки изучаемого предмета и явления.
3. Предоставить подходящие фильмы об изучаемом предмете и явлении.
4. Предоставить что-либо, что могло бы адекватно заменить изучаемый предмет и явление и дать о нём адекватное представление.
Алгоритм преодоления фактора нарушения причинно-следственных связей и принципа постепенности
1. Любой сложный материал разбивается на уровни для достаточно простого понимания и усвоения материала (применение МДП) по принципу «от общего к частностям».
2. Осваивая простой материал уровень за уровнем - в результате этого возможно относительно легко освоить сложный и трудный материал.
3. Если вы запутались на каком-либо уровне и остановились в практических действиях по материалу изучаемого уровня, то вам следует вернуться назад уже к пройденному уровню - к тому уровню, когда вы чувствовали, что хорошо понимаете изучаемое и могли практически действовать.
4. Возможно, что именно на этом уровне, который вы уже изучили и считаете его понятым, есть что-то, что вы искажённо или неадекватно поняли - именно это вам мешает в понимании практических действий на новом уровне. Вам следует найти и прояснить это, после чего вы сможете успешно продолжать изучение материала.
Алгоритмы преодоления фактора неадекватности изучаемого материала по вопросам решаемой задачи:
Алгоритм анализа данных.
1. Получите результат - самостоятельно оцените новое данное по критерию его практического использования: «практика - критерий истины» с учётом влияния существующей системы культурных ценностей общества.
2. Сравните результаты - самостоятельно сравните новое данное с подобными данными в практике их применения с учётом влияния существующей системы культурных ценностей общества.
3. Решите, при каких системных иерархически вложенных условиях новые данные устойчиво работают.
4. Составьте своё собственное мнение по результатам анализа новых данных.
Алгоритм анализа явления.
1. Освойте материал по изучаемому явлению в том виде, как он представлен.
2. Переведите категории описания изучаемого явления из освоенного материала в категории достаточно общей теории управления.
3. Различите факты событий явления с последующим их обобщением по требуемым критериям, с целью построения причинно-следственных связей между событиями в явлении.
4. Определите иерархическую систему координат и те системные условия, при которых изучаемое явление устойчиво по своей предсказуемости.
5. Составьте своё собственное мнение по изучаемому явлению, исходя из глубины согласованности векторов целей иерархически вложенных систем координат.
6. Спрогнозируйте развитие событий в жизни по изученному явлению.
7. Сравните свой прогноз с тем, что вы получили по событиям в жизни.
Алгоритм поиска и прояснения в тексте пропущенного или искажённо понятого ключевого по смыслу слова
1. Смотрите выше по тексту и находите то слово-код, по которому у вас в памяти может быть безобразное калейдоскопическое «марево», либо совсем отсутствовать образ.
2. Берёте хороший словарь и находите в нём это слово-код.
3. Смотрите все определения этого слова и находите то, которое подходит по смыслу вашего текста.
4. Читаете то определение, которое подходит, и моделируете у себя в памяти образное представление смысла этого определения.
5. Составляете предложения с этим смыслом, используя это слово, пока не почувствуете, что действительно поняли его значение. Важно, чтобы вы скорректировали свою искажённую до этого меру понимания смысла этого слова - вы должны добиться мозаичной картины своих образных представлений по смыслу этого слова.
6. Когда вы поймёте смысл определения этого слова, которое подходит по смыслу вашего текста, тем же способом вы проясняете все другие его смысловые определения.
7. После того, как вы проясните все смысловые определения слова, вернитесь к тексту, который вы изучаете. Если вы всё ещё чувствуете неуверенность и вам сложно начать заниматься - значит, в тексте есть ещё какое-то ключевое по смыслу слово, которое вы пропустили или искажённо поняли.
8. Повторите пункты 1-7 до восстановления рабочего настроения и уверенности в готовности продолжать заниматься и изучать материал.
9. Продолжите изучение материала с того места, где было найдено вами пропущенное или искажённо понятое слово - тем самым вы скорректируете свои искажённые образные представления в памяти по уже «пройденному и изученному» материалу.
Слова информационного кода Русского языка имеют различные уровни смысловых значений: «медведь» - это тот, кто ведает мёд; «доллар» - это доля и т.д. Многое в словах-кодах Русского Языка проясняется по их различным уровням смысловых значений: «поразбивайте», «поиграйте» словом, послушайте, как оно звучит, посмотрите свои образные представления этого слова, определите функциональные взаимосвязи этих образов, сложите образную мозаичную картину смысла этого слова…
Алгоритм прояснения смысла предложения и текста в целом
1. Составление образной мозаичной картины по смыслу предложения, текста в целом, изобразительного искусства.
2. Определение и выявление иерархически высшего вложенного уровня смыслового ряда, дающего более полное мозаичное представление о процессах и явлениях, описываемых в тексте или в изобразительном искусстве.