Jun 03, 2013 11:24
Ведутся активные разговоры о будущем ректоре - даже меня спросить не забыли. Это заставило задуматься над вопросом, какими качествами должен обладать подходящий кандидат. Не «вообще», а в данный момент. Вот, навскидку, без особого порядка:
1. Говорить по-русски. Да, я знаю, есть мнение, что ректоров надо нанимать на мировом рынке, что подойдет отставной президент Уортона или Инсеада, и что есть же нерусскоговорящие профессора. Но есть нюанс. Профессора общаются со студентами, ректоры общаются со всеми: со студентами, абитуриентами, журналистами, министрами, и даже следователями. Языковой барьер не был бы проблемой в другое время (скажем, пять лет назад), но сейчас хорошо бы иметь ректора, способного разобраться в российских реалиях и слышать, что ему говорят между строк.
2. Иметь опыт администрирования / управления. Это ясно.
3. Быть ученым, уважаемым в профессии. Это полезно прежде всего для заграничного лица школы. Но в России по ректору судят о всем ВУЗе, поэтому реферируемые публикации полезны и здесь.
4. Жить с семьей в Москве (ну или не иметь семьи). Иначе возникает вопрос про conflict of commitment (есть такой зверь), и последние годы это ни к чему хорошему не привело. Кстати, этот критерий дисквалифицирует большинство «варягов» - помимо знания русского языка.
5. Иметь личные качества - с одной стороны, лидерские, с другой стороны, честность (integrity). Тоже понятно.
6. Иметь связи в Москве, в том числе, во властных кругах. В идеальном мире я бы не включал этот пункт, но наш мир неидеален.
7. Обладать общим кругозором. Ректору придется видеться с журналистами, участвовать в телепередачах и круглых столах. Хорошо бы знать, когда произошла Великая Депрессия и куда катятся Греция и Франция.
8. Быть узнаваемым - в смысле иметь public persona. Это слегка неоднозначный пункт, кроме того, опыт Гуриева свидетельствует, что узнаваемость можно и приобрести. Но дело вот в чем. Если считать, что основная угроза школе исходит от государства и отдельных его органов, то может иметь смысл нанять малоизвестного человека. Но если основная угроза в том, придут ли в абитуриенты, услышавшие про отъезд нескольких известных людей, - лучше пусть это будет заметный человек. (Для доноров это тоже важно.) Зарабатывать узнаваемость сейчас времени нет.
9. Иметь способность сохранить профессорско-преподавательский состав хотя бы на имеющемся уровне, плюс нанимать новых. Тут нужны, пожалуй, commitment и личные качества. Отъезд Кати был неприятностью, но не проблемой; теперь же, когда на двух оставшихся профессоров приходится примерно восемьдесят процентов публикаций, дальнейшие потери допускать нельзя.
В сущности, многие соображения следуют вот из чего: основная функция нового ректора в данный момент - не создавать новое, а обеспечить работу уже созданных магистерских и бакалаврских программ в изменившихся условиях и при нехватке людских, а не денежных ресурсов. На два ли года это задача, на пять, или на двадцать лет - будет видно. Кто им удовлетворяет - хороший вопрос. Я, например, при оптимистичном взгляде на себя, могу себе приписать примерно четыре пункта.