Анри Барбюс. Огонь

Mar 21, 2017 11:12



Анри Барбюс. Огонь

Краткая биография

Анри Барбюс родился в 1873 году семье протестантов, его отец Адриэн Барбюс лиценциат богословия Женевского университета, журналист, литератор, театральный обозреватель газеты «Le Siècle» (Век), написал несколько пьес для театра. Мать Барбюса скончалась, когда Анри было 3 года.

С 1883-1890 Барбюс учился в коллеже Роллена в Париже, куда семья переехала после смерти матери.
После учебы поступил в Сорбонну на литературный факультет. Начинает первые опыты в поэзии. Участвует в конкурсах поэзии.

В 1895 выходит первый сборник стихов «Плакальщицы».

В 1898 году Анри женился на Элионе Мендес. Отец Катюль Мендес крупный поэт и литературный деятель того времени, мать - французский композитор британо-ирландского происхождения Августа Холмс.

1903 роман «Умоляющие (Молящие)».
1905 роман «АД».
1914 сборник новелл «Мы - иные»(Мы..).

В 1914 году, в возрасте 41года, несмотря на проблемы с легкими, он добровольно поступил на службу в пехоту (хотя был пацифистом). Попал в 231-й пехотный полк, с которым провоевал до тех пор, пока не был ранен и после нахождения в госпитале, комиссован в середине 1916.
Во время службы 1915 году он задумал написать роман «Огонь».
Первоначально роман издавался в газете «Эвр» в 1916, из-за цензуры некоторые моменты не были опубликованы, так же Барбюсу не нравились самовольные правки редакции. И в ноябре 1916 он договорился об издании роман. Первоначальный тираж был 2400 экз, но при печати его увеличили до 24000, с января 1917 переиздание выходило по 10-20 тыс. экземпляров ежемесячно и в начале 1918 достигло 200000, что для того времени было огромным тиражом.
В этом же году он получает Гонкуровскую премию (престижная литературная премия Франции, по уставу может быть присуждена автору только один раз в жизни).

В 1917 году совместно с Раймоном Лефевром (писатель, журналист, пацифист, гугенот) и его другом Полем Вайяном-Кутюрье (писатель, журналист, политик) и другими создают Республиканскую ассоциацию бывших ветеранов войны (ARAC) в нее также входят члены Французская секция Рабочего интернационала(SFIO).
Четыре основные цели организации:
- получить, защитить и расширить права на возмещение ветеранам и жертвам войны;
- собирать людей против войны, за мир и солидарность между народами;
- развивать память истории в духе истины;
- продвигать республиканские идеалы свободы, равенства и братства в борьбе против колониализма и фашизма.
Как вспоминал Анри Барбюс, в начале 1917 года к нему пришли два молодых человека в солдатских шинелях. Это были литераторы Поль Вайян-Кутюрье и Раймон Лефевр, которые, как и Барбюс, добровольцами сражались на фронте. «Отныне, - писал Барбюс, - наш лозунг «Война войне» звучал в наших устах как объявление войны империализму, капитализму, господству буржуазии».
В1920г организация приобретает статус международной.

В 1919 после издания книги «Ясность»(Clarté), он создает группу «Clarté»(Ясность)первое международное объединение писателей и деятелей культуры, выступившее против войны, за переустройство общества на социалистических началах. В нее вошли Ромен Роллан, Томас Гарди, Стефан Цвейг, Герберт Уэллс, Генрих Манн, Раймоном Лефевром, Поль Вайян-Кутюрье, Бернард Шоу. Манифест группы стала брошюра «Свет из бездны», в ней Барбюс писал о мировом значении русской революции, осуждал блокаду и иностранную интервенцию в Советскую Россию и определял основную цель «Clarté» как «революцию в умах» - борьбу за освобождение человечества от предрассудков, порождаемых буржуазным обществом и религией. В октябре 1919 Барбюс начал издавать газету, а с ноября 1921 - журнал «Clarté». Журнал вёл борьбу с реакцией 20-х гг. за передовое искусство, знакомил с успехами культурного строительства в Советской России, с творчеством М. Горького, В. В. Маяковского. В журнале печатались работы В. И. Ленина, А. В. Луначарского, М. Горького.

В 1921 году выпускает книгу «С ножом в зубах» где призывал писателей, художников, ученых покончить с безразличием, равнодушием и инертностью и сделать выбор. «Встаньте же наконец, сознательные интеллигенты. Ваша идея, какова бы она ни была, - ложь, если она стоит в стороне от жизни».

В январе 1923 вступил в ФКП. Когда начались аресты социалистов.

В 1926 после поездки по Балканским странам и странам «Белого террора», публикует книгу "Палачи". В ней Барбюс поведал правду о белом терроре, пытках, массовом уничтожении людей которые совершают фашистские правительства Румынии, Болгарии,  Югославии.

1927 сборник статей «Манифест интеллектуалов».

В 1927 году он впервые приезжает в СССР. Еще он посетит СССР 3 раза 1932, 1934 и 1935.
Выступал с докладом «Белый террор и опасность войны» в Москве, в Колонном зале Дома союзов. Путешествовал по Советскому Союзу. Москва - Харьков - Ростов-на-Дону - Тифлис - Батуми - Ереван - Баку.
После путешествия по СССР пишет книги «Россия», «Как изменилась Грузия».

Участвовал на разных конференциях и был создателем антифашистской коалиции.

В 1932 году вышла книга «Золя» где он описывает свое кредо.

Скончался в августе 1935г в Москве. Похоронен в Париже на кладбище «Пер Лашез».
На могиле Анри Барбюса стоит монумент из розового мрамора(родонита), присланными рабочими Урала, на монументе выгравирована надпись.
«Другу рабочего класса Франции, достойному сыну французского народа, другу трудящихся всех стран, глашатаю единого фронта трудящихся против испериалистической войны и фашизма Товарищу Анри Барбюсу от трудящихся Урала СССР»

О романе

Надо сказать что Барбюс был продолжателем направления французских писателей Натуралистов , позднее направление Реализма(позитивизма), следовавшими за идеями просвещения и критиковавшим буржуазный строй.

Но для начала я приведу отзывы современников Барбюса:

Эдмон Ростан(01.04.1868, Марсель, - 02.12.1918, Париж) в своем письме Барбюсу - французский драматург и поэт, глава неоромантического течения.

«Я восхищен «Огнем», ибо это поэма, это великая поэма, где все беспорядочно и вместе с тем прекрасно согласовано. Там есть то, что я люблю больше всего на свете, - бесчисленные детали, которые в то же время не пестрят.
Такая детализация возможна лишь тогда, когда есть единое дыхание и движение. Вы - мечтатель и одержимый. Вот почему, без сомнения, ваша книга вызывает восхищение даже тех, кто не соглашается со всеми ее идеями. Я часто слышал, как люди спорили о книге, но уже заранее признавали ее художественно совершенство и определенную значимость.
Я вспоминаю день, когда вы пришли, чтобы сказать мне: «Так вот, я иду в армию, потому что ненавижу войну. Человек моих убеждений обязан взяться за оружие. Эта война должна быть последней». Я вновь вижу эту спокойную и ужасную красоту, которая была на вашем лице, и вашу неумолимую отвагу. Это настоящая красота. Холодный и возвышенный пыл вашего взгляда, спокойное ожесточение ваших черт, возвышенная поэзия, которая окутывала вас таинственностью, благородная ненависть, которая по временам распрямляла вашу фигуру, склонившуюся было над носилками, склонившуюся в приливе необъятной жалости, - это как раз та красота, которую я вновь нашел в «Огне». В ту минуту, обнимая вас, я уже знал, что вы создадите из войны трагический шедевр… Пусть даже вы сомневаетесь, что я придерживаюсь ваших взглядов. Но когда люди возвращаются оттуда, откуда возвращаетесь вы, они имеют право говорить обо всем, и слушать их можно только с уважением. Молчать и размышлять о том, что нам говорят побывавшие тем, - вот в настоящий момент наш единственный долг /…/ Вы вылепили из глины статую нового солдата. Когда вы со страстью покрываете войну грязью, это вопреки вашему желанию прекрасно. Вы прославляете эти проклятые существа, хоть и говорите, что они не должны иметь славы. Да и почему бы им не иметь ее, этим спасителям мира и будущего?...
Как это прекрасно - написать роман, из которого будет черпаться История. Мы это обсудим позднее. А пока, гордый поэт и солдат, я вас обнимаю. Э. Р.»

Пьер Параф(06.12.1893 - 18.05.1989 Париж) близкий друг и душеприказчик Барбюса, в своих воспоминаниях.

«История нашей с Барбюсом дружбы начинается в последние дни октября 1916 года в военном госпитале маленького городка Шале… Общая палата, где я лежу на белых простынях, кажется мне подлинным раем после окопов, откуда меня только что эвакуировали… На наши кровати разносят парижские газеты… На одной из полос газеты «Эвр» печатается захватывающий душу роман с продолжением «Дневник одного взвода», который меня просто потрясает. Этот роман с зажигательным названием «Огонь» вскоре обойдёт весь мир».

Каждый, кто читал роман, мог почувствовать «Огонь», которым пронизывается каждая глава. Недаром Ромен Ролан называл Барбюса «Прометеем революции».

Сравнение романов «Огонь» и «На западном фронте без перемен»

Несмотря на всю мрачность и трагическую реальность романа «Огонь», он вселяет оптимизм, и надежду на лучшее. Так в посещении с Потерло его родной деревни Суше, которую недавно отбили. И хотя они и раньше видели обстрелянные, разрушенные деревни, но здесь им открылась полностью сметённая до основания деревня, которая вселяет ужас в Потерло, но на обратной дороге он понимает что:

«Знаю, немало придется поработать, чтоб это кончилось, и еще больше потом, когда это кончится. Придется повозиться, поработать. Да и не только руками.
Придется построить все заново. Что ж, построим. Дом? Погиб. Сад? От него ничего не осталось. Ну что ж, построим новый дом. Разобьем новый сад. Чем меньше осталось, тем больше сделаем. Ведь это и есть жизнь, и мы живем, чтоб строить заново, правда? Мы восстановим и нашу семейную жизнь, восстановим дни, восстановим ночи.»

Не таким выглядят солдаты Ремарка, которые «не знают», что будут делать после войны:

«- Что же с нами будет, когда мы вернемся? - спрашивает Мюллер, и даже ему становится не по себе.
Кропп пожимает плечами:
- Не знаю. Сначала надо остаться в живых, а там видно будет.
В сущности, никто из нас ничего не может сказать.»

События реальности, из которых герои Ремарка «ничего не забывают!» и все «камнем оседают в их душах».

«Но мы ничего не забываем! И я знаю: все, что камнем оседает в наших душах сейчас, пока мы находимся на войне, всплывет в них потом, после войны, и вот тогда-то и начнется большой разговор об этих вещах, от которого будет зависеть, жить нам дальше или не жить. »

У Барбюса солдаты понимают, что все это забывается, «не только все великие и неисчислимые беды за все время, что это продолжается, но даже "чемоданы", пулеметы, мины, удушливые газы и контратаки.» и что «если б об этом помнили!» «войны больше не было бы! И она не была бы так бесполезна».

И еще Барбюс считает солдат, которые погибли героями:

«В живых нас осталось совсем мало. Но мы смутно чувствуем величие этих мертвецов. Они отдали все: они постепенно отдавали все свои силы и под конец отдали самих себя целиком. Они перешли за грань жизни: в их подвиге есть нечто сверхчеловеческое и совершенное.»

Мы видим что герои Ремарка замыкаются на себе и на своем существе считая что они одни, их детские и юношеские представления о мире и справедливости разбились об обнаженную откровенность войны, и казалось бы, вокруг есть другие такие же как ты, но они отчуждены от своих сослуживцев. Но то время как Барбюс показывает, что все люди одинаково согнаны сражаться друг с другом, теми, для кого они всего лишь шахматные фигуры на доске, и солдаты чувствуют сопричастность с теми, кого постигла такая же судьба. Нельзя не отметить что солдаты у Барбюса отдают себя в жертву ради того чтобы приблизить тот день, когда в мире не будет больше войн.

Но в одном схожи два романа, что войны нужны не тем кто сидит в окопах:

«Сражаются только нашими руками. Материал войны - это мы. Война состоит только из плоти и душ простых солдат. Это мы образуем целые равнины мертвецов реки крови, все мы, и каждый из нас незаметен: ведь нас великое множество. Опустошенные города, разрушенные деревни, вся эта пустыня - мы. Да, все это мы, только мы!»
«Да, вы правы, бедные бесчисленные труженики битв, вы проделали всю эту войну, вы - всемогущая сила, которая пока еще не служит добру, вы - земная толпа, где каждый лик - целый мир скорби, вы мечтаете под небом, где разрываются и развеваются большие черные тучи, взлохмаченные, как злые ангелы, вы грезите, согнувшись под ярмом какой-то мысли! Да, вы правы! Все это против вас. Против вас и вашего великого общего блага, а оно вполне совпадает со священной логикой. Против вас не только вояки, размахивающие саблей, дельцы и торгаши...
… Они вам враги больше, чем немецкие солдаты, что лежат среди нас: ведь
это только несчастные, гнусно одураченные бедные люди.»

Два равно-пацифистских, антивоенных романа, которые служат идее положить конец войнам, но все же роман Ремарка адресует к безмерному ужасу от войны, и апатии к войне и насилию, в то время как Барбюс предлагает объединиться и назвать другие народы братьями, и всем вместе положить конец войнам.

На западном фронте без перемен, Огонь, Книги, Барбюс, Ремарк

Previous post Next post
Up