Россия 88. Рецензия

Apr 22, 2009 00:38

Вокруг этого фильма, впервые показанного на Берлинале, поднялось уже порядочное количество шума. При этом сам фильм мало, кто видел - было всего несколько закрытых показов, о которых нужно было ещё умудриться узнать. Скачать фильм невозможно - с торрентов удаляют и «официально» не выкладывают. Беда.




Однако пока эстеты-кинолюбы, сетевые нацисты и прочие субкультурщики мучаются вопросом «где взять», взять кое-кому всё-таки удалось. И удалось сделать пиратский показ, по следам которого и написан этот текст.
Судя по анонсам, «Россия-88» должен быть фильмом о российском фашизме. Он начинается практически так же, как «Ромпер Стомпер» (культовый австралийский фильм про неонацистов) - появляются некие очень серьёзные на вид парни, которые избивают какого-то человека в вагоне метро. Впоследствии мы узнаём, что эти агрессивные, переполненные тестостероном люди и есть главные герои фильма. В «Ромпер Стомпер» дело происходит на вокзале в переходе, где нацисты нападают на группу азиатов. В нашем случае парни в чёрных лыжных масках набрасываются на африканца, а потом пафосно бьют трафарет “Russia-88” поперёк карты метрополитена.
Герои - как сейчас принято говорить, наци-скинхеды, которые собираются на тренировки и кутежи в военно-патриотическом клубе, с фюрером в лице препода ОБЖ и неформальным фюрером в лице Штыка - двадцатиоднолетнего персонажа, который искренне и с горящими глазами верит в идеалы белой расы. По фильму, идеалы белой расы таковы: пить дешёвое пиво в пельменной; насиловать по пьяни подруг; дела делать только по указанию ментов; презирать родителей; воспринимать сестру как собственность; не работая, сетовать на то, что кто-то отобрал твоё рабочее место; любить только свою расу и собаку; выстраивать иерархию, подчиняясь высшим и издеваясь над низшими в отдельно взятом грязном подвале и снимать всё это на камеру. Повседневный наряд «белого гордеца», опять же по фильму, таков: куртка-бомбер, подвёрнутые джинсы, высокие тяжёлые ботинки (иногда с белыми шнурками), подтяжки и лысина. Однако, как известно любому, кто выходит на улицу, встретить такого красавца вживую уже лет 10 как невозможно. Вероятно, многим уже надоевшие ребята на «Фред Перри» и «Барберри» выглядят не так эффектно, как герои «Ромпер Стомпер», но это же правда жизни. Пожалуй, кому-то стоило не ограничиваться описаниями субкультур в Интернете, а хотя бы пару раз проехать в метро перед футбольным матчем.
При этом в глаза сразу бросается стилизация фильма под документалистику - съёмка ведётся дёргающейся ручной камерой, а оператор периодически появляется в кадре. Также немало реализма добавляют интервью с прохожими, взятые каналом «88». Помимо этого автор вставляет в фильм сюжеты, стилизованные под ролики «Формата 18», видимо пытаясь изобразить персонажей дебилами. Но при этом он явно идеализирует образ Штыка, который, как уже было сказано выше, является основным носителем Идеалов. Штык показан как обычный пацан, запутавшийся в жизни, но пацан харизматичный и с явными лидерскими качествами, а лидер, как известно, при всех недостатках не может быть отрицательным.
При всём реализме ответить на вопрос «О чём фильм?» не так просто. Если фильм про нацистов, то почему таких нацистов не видно на улицах уже много лет? Если фильм - современная вариация Ромео и Джульетты в исполнении нацистов и мигрантов, то почему эта история занимает только последние 15 минут? Такое впечатление, что автор решил извиниться перед зрителями за отсутствие внятного сюжета в течение первого часа фильма, а в итоге получилось банально. Финал фильма - пошлая схема в духе телевизионных мыльных опер, больше похожая на творческую и политическую отмазку. Для способа выразить авторскую позицию это явно слабовато.
Как бы то ни было, тема фашизма сейчас актуальна, а всё актуальное хорошо для того, чтобы выбиться «в свет». Достаточно иметь хотя бы немного опыта работы на телевидении, чтобы научиться пользоваться экранными приёмами, на которые отреагирует 80 процентов зрителей. Останется только включить Интернет, и можно приступать к работе.
Когда шума много, любопытства тоже много, ждёшь чего-то феерического. И всегда обидно обламываться, когда феерическое оказывается шелухой, не стоящей и пятой части надежд, с ней связанных.
Фильм - плохой. Режиссёр - хитрый.

рецензия, россия 88

Previous post Next post
Up