Объясняю-объясняю - сам уже начинаю понимать (с)

Nov 16, 2009 23:59

Вот на ФАИ объяснял одному человеку, как на мой взгляд совмещаются разные типы кораблей в мире Звёздных Войн.

Атака малых кораблей на большой - скорее всего безрезультатна, потому что им огневой мощи не хватит его поцарапать.
Атака большого корабля на малые - скорее всего безрезультатна, потому что хрен попадёт.
Есть специализированные большие корабли для атаки на малые - лансеры и заградители.
Есть специализированные малые корабли для атаки на большие - бомбардировщики.
Но те и другие практически полностью беспомощны против кораблей одного с собой размерного класса. Поэтому:
ИЗР мочит лансер. Лансер мочит истребители. Истребители мочат бомбардировщики. Бомбардировщики мочат ИЗР.
Встреча ИЗР с истребителями скорее всего закончится ничьей с минимальными потерями обеих сторон - они совсем не предназначены друг на друга.
Встреча лансера с бомбардировщиками скорее всего закончится ничьей с уничтожением обеих сторон - они слишком хорошо предназначены друг на друга.

Потом вспомнил, что такую же четырёхтактную схему я уже использовал для своего подготавливаемого "Гандам-либерти". Там у меня в роли компонентов четвёрки выступали соответственно обычные мобилсьюты, гандамы, мобиларморы и линкоры.
А потом задумался о достоинствах-недостатках четырёхтактной схемы вообще.

От классической камень-ножницы-бумага, она же зерги-протосы-терраны, четырёхтактная отличается не только количественно - наличием ещё одного элемента, но и качественно - наличием связей по диагонали. Если мы выстраиваем четыре элемента квадратом (А, Б, В, Г), то в противоположных углах ринга оказываются противники, друг друга мало "знающие" (не рассчитанные на такой бой) и в силу этого результат столкновения непредсказуем. В принципе, может оказаться, что А запросто рвёт В и наоборот, но тогда баланс схемы перекашивается. Для рабочей схемы диагонали должны быть более-менее равновесны... или вообще не давать возможности для конфронтации.
И вот здесь как раз открывается место для героизма. В смысле, для более-менее регулярного героизма. Если у нас в каноне А всегда бьёт Б, А специально создано для уничтожения Б, то одна победа Б над А - это подвиг. Серия регулярных побед Б над всеми А, которые ему попадутся на пути - это заурядное читерство и мерисьюизм. Серия регулярных побед А над всеми Б - это рутинная работа, ничего героического в ней нет.
Регулярные победы над собственными "коллегами", то есть с противниками из того же угла, достаточно достоверны и героичны, но со временем приедаются. Вдобавок, в таких случаях обычно рулит количество. Четыре юнита типа А в большинстве случаев забивают один юнит типа А. В то же время с точки зрения сюжета нет ничего скучнее, чем победа количеством. Другое дело - бой со своей диагональю, с антиподом. Это, так сказать, "зона чудес", где "возможно всё", и победа может быть достигнута чем угодно - мастерством пилота-одиночки или тактической смекалкой полководца.

Ну а потом я вспомнил у Геста "парадигмы Макарова" и "менталитеты Переслегина", и понял, что у меня теперь есть своя Штука. Жутко примитивная, конечно, не чета гестовской. Ну так я только недавно начал играть в эти игры, так что мне не стыдно. Но на ней можно распинать всякие вещи, которые встречаются у моих знакомых ЖЖ-шников определённого сорта. Да.
Возьмём например парадигмы морской войны.
Квадрат:
Подлодка топит линкор. Авианосец обнаруживает (и топит) подлодки. Береговая ПВО уничтожает авиакрыло авианосца. Линкор взламывает береговую оборону.
Диагонали:
Результат боя линкора и авианосца является любимой темой для флотофилов по всему миру. Подводная лодка и береговая оборона не встретятся никогда.
Понятно, что при немного других настройках это всё можно обратить вспять, и выстроить например такое: "Линкор топит крейсера и эсминцы, крейсера при поддержке эсминцев ПВО топят авианосец, авианосец уничтожает береговые орудия, орудия топят линкор". И доказать это всё, напрягшись, можно. Тем более в космосе, где законы войны задаются почти исключительно произволом автора. Мини-Штука (gest заразно-меметичен) - это такая чисто умозрительная концепция, которая позволяет выстроить внутренний баланс боёвки в литературном произведении.

Из чистого хулиганства применим её к менталитетам.
Квадрат:
Аристократ бьёт варвара (Цезарь), буржуа бьёт аристократа (Кромвель), интель бьёт буржуа (Ленин), варвар бьёт интеля (гопник).
Диагонали:
Интель и аристократ слишком восхищены друг другом, чтобы вступить в серьёзную конфронтацию. Интель загипнотизирован совершенством аристократа, тогда как последний не может не признать, что перед ним "аристократ духа". Разумеется, это относится лишь к случаю, когда оба носителя менталитета соответствуют своим внутренним представлениям.
Варвары против буржуа - смотрите на телеэкранах ежедневно. Буржуа строят, варвары радостно разбирают или разносят то, что буржуа построили. Впрочем, грамотный буржуа наймёт самого здорового Варвара в качестве телохранителя - какое-то время оба будут довольны.

(Опять же, в другую эпоху и просто в приложении к другим людям эта схема легко обращается вспять. Но этим я уже заниматься не буду, и так понятно)

космоопера, фантастика, фантастоведение, о друзьях, философия

Previous post Next post
Up