Президент РФ Дмитрий Медведев
blog_medvedev подписал 1 июля текущего года указ, согласно которому в регионах России в течение двух месяцев должны быть созданы антикоррупционные комиссии. А буквально несколько дней спустя после указа на территории Пермского края был создан межведомственный совет по противодействию коррупции, который возглавил губернатор Олег
chirkunov Чиркунов.
В состав совета вошли 20 человек, в том числе главный федеральный инспектор по Пермскому краю Алексей Андреев, начальник УФСБ России по Пермскому краю Анатолий Заярный, начальник ГУВД по Пермскому краю Юрий Горлов, уполномоченный по правам человека в Пермском крае Татьяна Марголина, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю Дмитрий Махонин, председатель контрольно-счетной палаты Пермского края Юрий Новоселов, председатель постоянной депутатской комиссии по вопросам противодействия коррупции при Законодательном собрании Пермского края Сергей Клепцин и другие.
Надо сказать, тема коррупции для Прикамья более чем актуальна. Только за минувший год в рамках плана противодействия коррупции службами краевого ГУВД было выявлено более тысячи должностных преступлений. К уголовной ответственности привлекли почти 400 человек. Наиболее коррупциогенными остаются власть и управление. Среди итогов 2009 года - три реальных срока коррупционерам, отстраненный от работы депутат краевого парламента и рост числа выявленных взяток.
Мы встретились с членом межведомственного совета по противодействию коррупции, депутатом ЗС Пермского края Сергеем Клепциным, чтобы поговорить о борьбе с коррупцией. Сергей Витальевич начал почти философски и издалека:
- Понятие <коррупция>, на мой взгляд, у каждого свое. Есть закон, который определяет, что это такое. В <сухом> остатке, без юридических терминов, коррупция - это когда тот или иной чиновник любого уровня предпринимает действия, которые приносят ему выгоду - материальную, статусную или еще какую-нибудь. Возьмем такой актуальный на сегодня пример, который у всех на устах. Это поборы в детских садах, учебных учреждениях. Я бы не сказал, что это коррупция в том виде, в котором подразумевается. Здесь нет сращивания власти и образовательных структур. Конечно, эти поборы - противозаконная деятельность... Но это не коррупция в чистом виде.
- Я была уверена в обратном.
- Это банальная взятка, когда есть берущий и есть дающий. Другое дело, как это сейчас наказывается. Мне как руководителю общественной приемной полпреда Президента России в Приволжском округе приходится периодически сталкиваться с этой темой. И я скажу так, что тот, кто готов дать взятку, чтобы устроить ребенка в детский сад, и тот, кто ее берет, - это две стороны преступления. Но все дело в том, что нет ни одной конкретной жалобы. А действовать по слухам, по анонимкам мы не имеем права.
- Людей понять можно - они опасаются остаться без места в детском садике! И все <благодаря> тому, что в свое время муниципалитеты, обрадовавшись, что рождаемость упала, распродали детские сады. Вот с кого бы надо спросить по полной! Но давайте перейдем к результатам работы вашей комиссии по противодействию коррупции при Законодательном собрании Пермского края.
- Комиссия существует уже год с небольшим. И последние полгода мы столкнулись с большим объемом законов, которые должны утверждаться Законодательным собранием и на которые комиссия должна дать свои заключения. На коррупциогенную составляющую мы проверили уже порядка 15-20 законов. У нас были замечания по закону о страховых выплатах медицинским работникам, были замечания и предложения по закону об арендной плате за землю. Есть экспертная группа, в которую входит профессорско-преподавательский состав ведущих вузов Прикамья, и все ее замечания объективно воспринимаются разработчиками законов.
- А какие задачи будет выполнять межведомственный совет по противодействию коррупции?
- Задачей совета станет выработка единой политики по противодействию коррупционным проявлениям в госорганах и муниципалитетах Прикамья. Здесь будут обсуждаться предложения по совершенствованию регионального законодательства в этой сфере. Также планируется проведение анализа эффективности принимаемых мер, предусмотренных Указом Президента РФ <О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы>, по профилактике и предупреждению коррупционных правонарушений в Пермском крае и подготовка предложений по их совершенствованию. Межведомственный совет будет также активно взаимодействовать с федеральной властью, ее территориальными органами, Законодательным собранием Пермского края, прокуратурой региона, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.
- Наш край входит в первую десятку регионов России, а также в тройку регионов Приволжского федерального округа, пораженных коррупцией. Почему же мы стали лидерами в этом не самом приятном списке?
- Каждый орган власти должен заниматься тем, что входит в его полномочия. Скажем, наша комиссия занимается упреждением коррупционных дел, профилактикой этой ситуации. Мы отвечаем за то, чтобы законы не содержали коррупциогенных факторов. Что касается статистики, которую вы привели, уровня коррупции, - это уровень ответственности исполнительных органов власти и правоохранительных органов. Я не думаю, что кто-то будет отрицать, что в Пермском крае ведется значительная работа по борьбе с коррупцией. У всех на устах дело министра природных ресурсов Станислава Панченко. Поскольку я по своему первому диплому медик, приведу такую параллель: когда качество исследований повышается, статистически увеличивается количество выявленных болезней. Это не говорит, что люди стали чаще болеть - это значит, что повысилось качество исследований и стали просто больше выявлять того, что раньше не выявлялось.
- В свое время губернатор Олег Чиркунов в своем блоге предложил населению Пермского края рассказывать о случаях коррупции, известных им. Полагаете, это имело какой-то результат?
- Затрудняюсь сказать. По крайней мере, я не обладаю информацией, сколько человек откликнулось на это предложение.
- Наверное, современному человеку стало несвойственно доносить на ближнего...
- Есть такие цифры - порядка 30 процентов граждан России принимают как должное коррупциогенную систему, говорят, что без этого нельзя решить тот или иной вопрос.
- Многие предприниматели говорят о том, что им проще дать взятку и жить спокойно, чем быть принципиальными и иметь проблемы.
- Здесь, видимо, имеется недоверие к нашей судебной системе, что тот или иной вопрос будет доведен до конца. Человек сам должен решить, готов ли он быть принципиальным. При этом он должен понимать, что его действия и его позиция абсолютно законны.
- Исследователи отмечают, что причины возникновения коррупции многогранны - это и слабость верховной государственной власти, и отсутствие национальной стратегии развития, и политика минимизации государства, и слабость гражданского общества, отрыв общества от власти. А также раскрепощение бюрократии в 90-е годы...
- Все это имеет место быть. Ясно одно, что человеческое сознание меняется гораздо медленнее, чем закон. И понятно, что именно власть должна была сделать первые шаги по борьбе с коррупцией, не дожидаясь, когда это изменится в людском сознании, когда каждый человек признает, что это абсолютное зло и что он готов бороться с ним до конца.
Президент страны Дмитрий Медведев правильно сказал, что даже если мы ничего не сможем сделать кардинального с коррупцией, одно то, что мы заговорили на эту тему, обозначили ее как одну из самых проблемных, одно это уже первый шаг к осознанию опасности этой темы. Понятно, что у нас есть исторические корни этого явления - в России первое упоминание о борьбе с коррупцией встречается в судебнике 1497 года. Жестко, вплоть до смертной казни, карал эти явления и Петр Первый.
- Так сейчас, к примеру, делается в Китае.
- Жесткость наказания никогда не являлась эффективной в искоренении преступных деяний! В том же Китае, несмотря на смертную казнь за коррупцию, она до сих пор не побеждена. В ряде азиатских стран, несмотря на смертную казнь, тоже не могут справиться с наркоманией. То есть вряд ли смертная казнь может являться серьезным сдерживающим фактором в борьбе с коррупцией.
- Что же тогда?
- К примеру, в последние полгода обсуждается тема ужесточения законодательства путем конфискации имущества. Потому что сегодня конфискация имущества не прописана как таковая в уголовном кодексе. С другой стороны, мы знаем, что существует лазейка, когда имущество переписывается на близких родственников. В результате у преступника его не обнаруживается. Значит, следует рассматривать более тонкие вещи в уголовном кодексе, когда конфискация имущества будет распространяться на ближайших родственников или еще на какой-то круг людей. И, наверное, сегодня требуется некая корректировка уголовного кодекса с более жесткими мерами, увеличением сроков отсидки, экономического воздействия на тех или иных преступников.
- Сферы, в которых чаще всего наблюдается коррупция в России, - это капитальное и дорожное строительство, здравоохранение и образование, лесное хозяйство, милиция, таможня, высшие федеральные органы власти. По сути, все сферы общества пронизаны этим явлением.
- Нельзя так уж однозначно говорить об этом, что какая-то область больше всего поражена коррупцией. Скажем, 94-й закон, который был призван бороться с коррупцией в сфере проведения конкурсов, аукционов, на сегодняшний день не решает в полной мере эту задачу. Потому что многие научились его обходить, научились им пользоваться, к сожалению, в своих целях. Необоснованно заниженные цены на услуги приводят к так называемым <откатам>, а затем к неисполненным видам работ. И сегодня ясно, что этот закон требует очень серьезной корректировки. Да, я слышал, что достаточно много нарушений происходит при дорожно-строительных работах, но знаю как частное лицо. Это не моя компетенция как законодателя! Это компетенция прокуратуры, органов внутренних дел, других органов, которые обязаны по своему статусу отслеживать эти дела. Что касается коррупции в здравоохранении и образовании - просто здесь это наиболее легко раскрываемо, здесь все лежит на поверхности. Все мы сталкиваемся с тем, что нам или нашим близким надо лечиться, нашим детям посещать садики или учиться в школах. И чтобы получить качественные услуги, многие из нас готовы платить за них. Методы борьбы с этим - правильная работа органов внутренних дел, с неотвратимостью наказания, как когда-то говорил Жеглов, во-вторых - это общая аура, установка внутри каждого из нас, что мы не должны к этому относиться равнодушно. И только тогда мы сможем справиться с таким уродливым явлением, как коррупция.
- Причиной трагедии в <Хромой лошади>, когда погибли 156 человек, тоже ведь явилась коррупция...
- Да, даже спустя более чем полгода многих из нас, в том числе и меня, не отпускает шок, ужас от произошедшего в этом ночном клубе. Я очень надеюсь на то, что суд определит вину каждого. На то, что все виновные понесут наказание и что в будущем такого не повторится.
- Одним из эффективных методов борьбы с коррупцией считается прозрачность власти, честная политическая конкуренция. Но о какой прозрачности власти в крае мы можем говорить, если у нас в краевой власти уже давно отменили брифинги для журналистов, информацию о деятельности властей получить сейчас практически невозможно! То, что сейчас произошла отмена прямых выборов главы города, - вряд ли она будет содействовать этой самой прозрачности...
- Я не готов сказать сейчас, что отмена прямых выборов мэра - это однозначно плохо или однозначно хорошо! Я думаю, что любая система выборов несет в себе как положительные, так и отрицательные моменты. Очень часто обертка, в которую заворачивается кандидат, значительно отличается от содержания. Чего греха таить - современные выборные технологии позволяют эту обертку сильно приукрасить. Поэтому даже всенародные выборы не гарантируют их честного и правильного проведения. Сегодня людям нужно правильно объяснить, что стоит за отменой прямых выборов. Может быть, спустя какое-то время они смогут правильно проголосовать за депутатов городской думы.
- Более 58 процентов россиян считают, что победить коррупцию невозможно. Причем этот процент не меняется с 2006 года, несмотря на заявления властей о жестких мерах по борьбе с коррупцией. Значит, все эти меры остаются лишь на словах?
- Вообще-то ни одна страна мира не может сегодня сказать, что она справилась с коррупцией - ни цивилизованная Европа, ни Новый Свет, ни страны третьего мира, ни даже социалистическая Корея. Однако тезис <победить коррупцию невозможно> не является оправданием для того, чтобы с нею не бороться.
gazetazwezdaАВТОР:Ирина ГИЛЕВА
Когда верстался номер, стало известно, что из 26 рекомендаций по борьбе с коррупцией, выданных России Советом Европы, только 12 рекомендаций исполнено полностью. Не исполнено шесть рекомендаций, восемь выполнено частично.
Сегодня с участием Президента страны Дмитрия Медведева состоится <круглый стол> по взаимодействию Совета Федерации с законодательными органами государственной власти субъектов РФ. Тема <круглого стола> - <Опыт деятельности субъектов РФ в области противодействия коррупции>. В нем примет участие и депутат ЗC Пермского края Сергей Клепцин.
По доходам ли расходы?
Пермь оказалась на четвертом место рейтинга бюджетной обеспеченности и расходов на душу населения крупнейших городов России. За год на одного жителя столицы Прикамья из бюджета тратится 20 300 рублей. Если к этой сумме добавить расходы не только муниципального, но и краевого бюджета (содержание краевых больниц, театров, культурные и спортивные мероприятия), то сумма увеличится почти на 50%, составив 37 000 рублей.
По этому показателю Пермский край среди регионов России находится в середине списка (40-е место среди 83 субъектов). Самые большие расходы бюджета из расчета на жителя приходятся на Коми-Пермяцкий округ: до 49 700 руб. на территории Косинского района.
В списке базовой обеспеченности на третьем месте после Москвы и Санкт-Петербурга (110 039 и 71 192 рубля соответственно) значится Красноярск с расходами в 23 200 рублей в год на душу населения.
Анна АЛЕКСАНДРОВА
ЗиД выкарабкивается из долгов?
Машиностроительный завод им. Дзержинского смог погасить существенную часть задолженности - на вчерашний день она составляла 10 млн. рублей, тогда как еще зимой сумма долга превышала 38 млн. руб. Остаток задолженности предприятие намерено погасить до конца текущего месяца.
Напомним, с апреля текущего года на ФГУП <Машиностроительный завод им. Дзержинского> введено конкурсное производство сроком на шесть месяцев. Кроме кредиторской, у предприятия существует задолженность по налогам - на данный момент она равняется 860 млн. рублей.
Дарья ДОЛИНИНА
Коротко
Инспекция Федеральной налоговой службы России по Пермскому краю подвела итоги полугодовой контрольной работы. По итогам шести месяцев 2010 года инспекторы насчитали <теневых> зарплат на 17 миллионов и обнаружили новые схемы ухода от налогов.