Мы, искусствоведы, профессиональные музейщики с многолетним стажем Пермской государственной художественной галереи, художники, работники искусства и культуры Перми, считаем делом гражданской и профессиональной чести донести до широкой общественности и руководства Пермского края и России свой взгляд на положение дел в художественной галерее.
На протяжении последних десятилетий высокая репутация пермской галереи неуклонно падала, утрачивался ее былой авторитет. Разрушительные процессы, происходящие внутри музейного организма, привели к существенному «откату» во всех направлениях профессиональной деятельности пермской галереи. Сегодня галерея переживает драматический период своей истории, который усугублен, безусловно, нынешней политикой руководства Пермского края, в чьи приоритеты последние годы не входила ни Пермская художественная галерея, ни ее профессиональные кадры. Иначе не возникла бы одна из главных проблем, которая стоит сегодня перед городом и галереей, - проблема сохранения 50 000 произведений искусства в связи с возвратом здания Кафедрального собора Пермской епархии.
Другой, не менее важной проблемой является деятельность самой галереи. Авторитарный подход к управлению, абсолютная монополия в принятии решений по всем направлениям музейной деятельности бывшего руководства привели к тому, что на протяжении многих лет галерея не имела ни стратегического, ни тактического плана развития. Концепции развития галереи, включая концепции развития отделов и секторов, которые в разные годы были подготовлены ведущими музейными сотрудниками и одобрены федеральным Министерством культуры, администрацией галереи не рассматривались, игнорировались. Администрации края докладывалось, что таких концепций не существует.
Галерея работала без конструктивных совещаний, общих собраний, оперативок. Что не могло не сказаться на всех направлениях деятельности галереи. И прежде всего на научно-исследовательской и методической деятельности, ибо велся неуклонный курс на сворачивание участия в ней местных специалистов, искусствоведов, известных во многих крупнейших музеях страны. В последние годы приоритет отдавался приезжим искусствоведам.
Научные исследования и атрибуция произведений галереи являлись сугубо личным делом научного сотрудника. Для этой высококвалифицированной деятельности не предусматривалось ни командировок в центральные музеи, ни стажировок, ни выделения каких-либо средств на приобретение научной литературы в библиотеку галереи. Все делалось за личный счет и по инициативе сотрудника, получающего 4400 рублей (оклад заведующего отделом), а зарплата, со всеми мизерными и унизительными добавками, сегодня составляет 6000 - 7000 рублей.
Более 10 лет назад прекратил свою работу Большой ученый совет галереи. Малый ученый совет галереи также не работает. Сегодня его просто не с кем проводить, из галереи «выдавлены» многие авторитетнейшие научные сотрудники, имевшие огромный опыт музейной работы.
Крайне редко проводятся какие-либо конференции, научные публикации, так же, как и выезды на конференцию, практиковались только по личному расположению руководства к тому или иному сотруднику. Таких примеров много. Например, ведущий исследователь древнерусского искусства и пермской деревянной скульптуры О. М. Власова подготовила полный каталог деревянной скульптуры в 2001-2002 гг. Каталог получил высокую оценку ведущих специалистов Москвы и Петербурга. Однако изощренными методами администрация создавала в коллективе миф о профессиональной некомпетентности Власовой и умалялся ее вклад в изучение прославленной коллекции. В результате травли со стороны администрации автор была вынуждена уйти из галереи, а каталог опубликовать на свои средства.
Учетно-хранительская работа, как одна из базовых, основополагающих структур любого музея, в ПГХГ многие годы была крайне запущена; руководители же данного подразделения были выведены из-под контроля научного коллектива, Ученого совета и какой-либо критики в свой адрес.
Тысячи произведений, поступавших в галерею из разных источников для приобретения, оседали здесь на многие годы в ожидании постановки их на музейный учет.
Архив был закрыт на протяжении 30 лет. Не велась исследовательская работа, не проводилось систематическое комплексное комплектование. Мало того, сегодня выявлены утраты многих ценных документов разных периодов истории галереи.
В галерее долгие годы отсутствует выверенная и продуманная программа в экспозиционно-выставочной практике. Программа годовых выставок и на перспективу формировалась без участия ведущих специалистов галереи. Выставочная политика имела поверхностный, иногда спонтанный характер и определялась личной прихотью бывшего директора галереи.
Выставочная деятельность носит односторонний характер, доминируют привозные выставки, среди которых все меньше художественных и все больше выставок фотографий, для чего даже создано специальное подразделение. Немногочисленные выставки из фондов галереи отдаются на откуп столичным искусствоведам, перед которыми беспрекословно открываются все фонды, в то время как собственные сотрудники допускаются ограниченно. То и другое парализует собственную музейную работу.
Отсутствует внятная политика в области комплектования, не выявлены приоритеты и перспективные направления этой важной деятельности ПГХГ.
Игнорируются инициатива и профессиональное мнение большинства заведующих отделами. Пермское искусство давно выведено из стратегической политики комплектования галереи.
Неумение и нежелание руководства галереи вести профессиональный диалог с сотрудниками галереи привели к тому, что были вынуждены уволиться многие ведущие специалисты из всех подразделений. Например, научно-просветительский отдел, где были молодые перспективные сотрудники с искусствоведческим образованием, за последние 10 лет неоднократно сменил свой состав. Большой потерей для ПГХГ является вынужденный уход ряда ее ведущих специалистов.
Финансовая политика - это абсолютно закрытая тема для обсуждения. Финансовый план галереи никогда не был публично представлен в коллективе. Любые попытки получить информацию по вопросам финансовой деятельности музея наталкивались на жесткую позицию противодействия администрации.
Утвержденная в Пермском крае в 2009 году новая отраслевая система оплаты труда в сфере культуры не дала положительных результатов тем, кто непосредственно создает интеллектуальный продукт.
Связи с общественностью разорваны либо испорчены отношения со многими творческими институтами города, а также отдельными ее представителями. Среди них Пермский союз художников, выставочный зал «Дом художника».
Кто то, возможно, скажет, что наше обращение запоздало и надо было раньше звонить в колокола. Звонили и раньше. Обращались, писали письма. Летом прошлого года группа сотрудников галереи подготовила альтернативный проект мероприятий, связанных с празднованием юбилея галереи, и вышла с ним на приём к бывшему министру культуры Н. И. Новичкову. Однако и эта инициатива общими усилиями министерства и администрации галереи была проигнорирована.
К величайшему сожалению, игнорирование властными структурами накопленных в ПГХГ проблем стало традицией. Не только за последние годы, но и за два последних десятилетия ни один руководитель культуры Пермского края не нашёл времени встретиться с коллективом галереи, чтобы объяснить характер принимаемых решений.
Все в нашей истории заканчивалось, как всегда - наказанием возмутителей спокойствия. Все спускалось по вертикали власти, и письма приходили в руки самой администрации галереи, чтобы она разобралась в сложившейся ситуации. И она разбиралась! «Наверх» писались письма, порочащие профессиональные и человеческие достоинства сотрудников.
Мы делаем очередную попытку достучаться до правды…
О. М. ВЛАСОВА, кандидат искусствоведения (бывший заведующий отделом отечественного искусства), заслуженный работник культуры, член СХ России
О. Г. КЛИМЕНСКАЯ, член СХ России и АИС (международной ассоциации искусствоведов), бывший заведующий сектором русского искусства
А. В. ДОМИНЯК, кандидат искусствоведения (бывший директор историко-литературного музея-заповедника А. С. Пушкина в Вяземах, член СХ России
И. Н. МАРТЫНОВ, кандидат искусствоведения, заведующий сектором западноевропейского искусства
А. И. ПЕСТОВА, заведующая отделом ДПИ, член СХ России
Р. Б. ИСМАГИЛОВ, заслуженный художник России, председатель Пермского отделения СХ России
gazetazwezda
Подписывайтесь на нашу страничку
ВКонтакте