В Москве завершилась официальная часть VII Международного фестиваля «Биеннале поэтов», организованного под эгидой правительства Москвы и Русского ПЕНцентра
«Москва - это не только реклама обуви и кока-колы, но и город поэтов», - сказал основатель и президент биеннале, депутат Московской городской думы Евгений Бунимович. И действительно, более 200 авторов из разных стран мира и городов России - от США до Сенегала, от Вологды до Перми - съехались в эти дни в столицу нашей Родины. Пермь представляли Владислав Дрожащих, Антон Бахарев-Чернёнок и Иван Козлов.
Однажды доктор филологических наук, профессор ПГУ Римма Комина, говоря о Владиславе Дрожащих, обмолвилась: «В нём всегда была какая-то притягательность - и в личности, и - ещё больше - в стихах. Но как раз, может быть, на нём я впервые почувствовала, что это уход в такие сферы, куда старшие, в частности, не приглашаются».
Очевидно, требовалось время, чтобы в означенные сферы были бы приглашены и старшие, и младшие. Так, в рамках фестиваля поэтическое выступление пермского поэта, автора книг «Блупон», «Небовоскресенье», «Твердь» и «Рифейские строфы», проходило в Литературном институте - ему внимали студенты первых и вторых курсов, а в качестве представителя старших стихи Владислава слушал и читал свои 80-летний московский поэт Кирилл Ковальджи.
Ровно тридцать лет назад, в далёком 1981-м, по приглашению редакции газеты «Молодая гвардия», где работал тогда Дрожащих, Ковальджи и Евгений Бунимович приезжали в Пермь и выступали на подмостках ТЮЗа вместе с пермскими авторами. И вот сейчас время закольцевалось. Только в стихах пульсировала уже иная жизнь:
Сапогам Шекспир не впору.
Вместе лучше не садиться.
Проводить вас к прокурору
или дать опохмелиться? -
- читал Владислав, словно моделировал памятную ситуацию с избиением его в Перми стражами правопорядка. Что тут скажешь? Только то, что заключено в первой строке.
Известна поговорка: Москва слезам не верит. Однако творения пермского поэта, видимо, произвели впечатление на адептов московской тусовки, если на заключительном вечере в клубе-кафе «Билингва» Данила Давыдов, один из популярных литературных критиков столицы, во всеуслышание поднял тост:
- За Владислава Дрожащих!
Сам же поэт, оценивая прошедший фестиваль, отмеченный не только градусом признания, но и расширением круга знакомств, говорит так:
- Фестиваль дал мне возможность географически оторваться от Перми, почувствовать другую энергетику, благодаря которой что-то во мне непременно будет меняться. Ведь нельзя получить исчерпывающий ответ на вопрос «Что такое поэзия?», пока ты не начнёшь писать новое стихотворение…
В этом смысле Дрожащих видится мистический знак, странным образом объединивший его пребывание в Москве с нашим городом. Жил Владислав, как и другие приезжие участники биеннале, в гостинице на Цветном бульваре, расположенной рядом с цирком Никулина. А когда возвратился в Пермь и доехал, направляясь домой, на 40-м автобусе до пересечения улиц Мира и Советской Армии, вдруг упёрся взглядом в вывеску магазина под названием «Цветной бульвар».
- Как будто бы я никуда из Москвы не уезжал! - удивляется и уже ностальгирует он.
А ещё у него остались «литературные деньги». Такие купюры, нарисованные известным московским художником-карикатуристом Андреем Бильжо, сразу по приезде поэтов на фестиваль выдали всем его участникам. Например, 10 рублей - с изображением Иосифа Бродского, 50 - Бориса Пастернака, 100 - Александра Пушкина. На эти, предназначенные для внутреннего пользования, банкноты, по словам Владислава, можно было приобрести еду и питие в клубе-кафе «Билингва». «Уберите Ленина с денег!» - когда-то призывал Андрей Вознесенский.
Впрочем, отныне это не актуально… в тенётах актуального искусства. Дрожащих «литературными деньгами», что называется, не сорил. И вот теперь в карманах пермского поэта похрустывают несколько мятых десяток «бродских», один «пастернак» и два «пушкиных». Кроме парочки улыбок собратьев по перу, в культурной столице России на них ничего не купишь. Остаётся ждать до следующего фестиваля «Биеннале поэтов»
gazetazwezdaЮрий БЕЛИКОВ. Фото Владимира БИКМАЕВА