За Дягилева обидно!

May 17, 2011 15:18

Хотя еще два года назад он мог бы гордиться своей малой родиной

Не дай бог, конечно, но все идет к тому, что V юбилейный Международный фестиваль «Дягилевские сезоны: Пермь - Петербург - Париж», открывшийся в воскресенье, станет последним. Пермским культуртрегерам не до фестиваля. Во всяком случае от нового художественного руководителя театра оперы и балета Теодора Курентзиса, который даже не счел нужным приехать на открытие «Сезонов», и от его помощников нет-нет да исходят мысли, что идеология фестиваля - это не то, что им кажется важным.



Рассказывая о своем детище (а это десять лет непрерывной работы!), создатель пермских «Сезонов» и их в последний раз худрук Георгий Исаакян прикрывал лицо руками: было видно, как ему тяжело дается каждое, пусть даже очень взвешенное высказывание в сторону «преемников»…


Анализируя десятидневную программу фестиваля, понимаешь, что в этом году она явно не вошла в зону инвест-привлекательных проектов губернатора, о которых сегодня только и говорят руководители пермской культуры. Дягилев всегда бунтовал против косности и штампов и утверждал новые сценические формы. Но, видимо, для нынешних апологетов целующихся милиционеров и голого человека-собаки фигура импресарио выглядит слишком устаревшей, не авангардной и не гламурной.

Так вот о программе. Директор театра Анатолий Пичкалев заявил, что все запланированные еще в августе прошлого года мероприятия, кроме оперы «Золотой петушок», состоятся. И две балетные премьеры - «Дафнис и Хлоя» и «Видеть музыку» от пермской труппы, и балет-фантасмагория «Щелкунчик», и балет «Дождь» от Раду Поклитару, и «Киев-модерн-балета», и две мировые премьеры - «Отче наш» Георгия Исаакяна на музыку Г. фон Альбрехта, и Концерт для саксофонов с оркестром. Плюс премьера от вице-премьера Мильграма «Человеческий голос» с Чулпан Хаматовой в главной роли. Правда, это событие состоится уже после закрытия и будет именоваться «Фестиваль плюс». Мол, фишка такая, вон сколько всего, даже в программу не вместилось!

Но вмещаться-то особо и нечему. Вернисажную дыру скромно заткнут две выставки в художественной галерее (обычно их было в разы больше) - «Мифология». Календарь Pirelli за 2011 от Карла Лагерфельда (говорят, ее мы увидим вторыми после Москвы) и экспозиция от Бориса Мессерера, посвященная памяти Бэлы Ахмадуллиной, которая была на «Сезонах» вместе с мужем-художником в 2007 году.

Сильно подкачала и филармоническая часть: вместо шести вечеров, которыми радовал прошлый фестиваль, обещано только два. А именно: Московского ансамбля современной музыки, который уже в этом сезоне дважды выходил на сцену Органного зала, и пианиста Ивана Соколова, концерты которого в этом сезоне отменяли тоже дважды из-за отсутствия интереса публики.

Не будет в этом году и свежих монографий о балете. Отменены два «круглых стола» по проблемам современной хореографии и современного музыкального театра. В дирекции фестиваля это объяснили техническими причинами. На самом же деле всевозможные маститые критики, которые всегда почитали за честь приглашение на «Дягилевские сезоны», ознакомившись со скудной программой, пожали плечами: «А что там смотреть?..»

Что касается дальнейшей судьбы «Дягилевских сезонов», долго молчавший на предфестивальной пресс-конференции Георгий Исаакян наконец не выдержал и заговорил:

- Главный урок Дягилева - бесстрашие в открытии нового. Он был революционером, открывшим новые тренды во всех сферах искусства. При этом каждый сезон начинал с отрицания предыдущего. Но он не был человеком, отрицающим свое прошлое. Дягилев был очень укорененным человеком. Сегодняшняя же негативность ситуации в России в том, что все можно делать без укорененности. Проектность правит культурой!

Кстати, не только Курентзис игнорировал открытие, но и все власти от культуры - вице-премьер Мильграм, министр Новичков, городской глава по культуре Торчинский. Этим господам укорененность точно не грозит. Для них Пермь, какой культурной расстолицей ее ни обзови, лишь плацдарм для сомнительных экспериментов…

gazetazwezda
Егор КАРАВАЕВ


блоги Перми, Пермь, театр, культура

Previous post Next post
Up