Прошедшая пятница прошла в Прикамье под знаком Юрия Трутнева. Это был, по сути, его день. Министр природных ресурсов и экологии Правительства России провёл у нас в крае целый ряд заседаний и совещаний, деловых встреч. В плотном графике рабочего визита Юрий Петрович, помня, что он ещё и наш земляк, нашёл время для эксклюзивного интервью «Звезде».
- Юрий Петрович, какова цель нынешнего вашего визита в Пермский край?
- Есть четыре момента. Я провел очередное заседание Правительственной комиссии по недопущению последствий техногенной аварии, вызванной затоплением рудника в Березниках. Затем - вопросы экологии. Меняется экологическое законодательство, устанавливаются новые правила - вот мы и решили посмотреть, как это всё применять на региональном уровне. Далее - надвигающийся паводок. Проверили готовность всех служб - особое внимание безопасности водохранилищ. Вот так, коротко, в двух словах.
- Ограничимся пока этим - ведь уже сегодня, завтра пермские СМИ, особенно электронные и цифровые, более подробно расскажут о заседаниях и совещаниях, что вы провели, о принятых решениях и, возможно, о накачках и разносах. Да, кстати, вы назвали только три момента. А четвертый?
- Нашему министерству вменена ещё и охотничья отрасль. Разрабатываются новые законодательные акты, нормативы. Надо было посмотреть на примере Пермского края, проанализировать, как и за счет чего пополнять охотничьи ресурсы.
- Ловлю на слове. Ранее вы сами слыли заядлым охотником. Не забросили ли это занятие на министерской должности.
- С какой стати? Охочусь.
- Где, если не секрет?
- В нашем же Пермском крае. А больше мне нигде это не интересно, хотя предложений поступает много. То ли дело наши пермские леса - душой отдыхаешь. А сколько воспоминаний, встреч с друзьями…
- Может, похвалитесь трофеями нынешнего сезона?
- Хвалиться не привык, но скажу, что лося взяли. И кабана брали.
- А медведя?
- Косолапые в пермских лесах, слава богу, водятся, но у меня с детства есть правило, не добывать тех, кто практически тебе не нужен.
- Вернемся к безопасности. Вопрос, возможно, для вас будет несколько неожиданным. У некоторых специалистов есть мнение, что могут возникнуть проблемы с Белкомуром - железнодорожная магистраль пройдет рядом с селом Половодово, где под землей немалые запасы калийных солей. Не следует ли ради безопасности изменить маршрут, памятуя о провалах в Березниках? «Звезда», кстати, не так давно упоминала об этом в одной из своих публикаций. Реакции пока не последовало. А вот вы, Юрий Петрович, что по этому поводу скажете?
- Проект «Белкомур» пока не детализирован. Ответ на этот вопрос может дать только тщательная экспертиза.
- Не умалчиваете ли вы ещё об одной, закулисной, цели своего визита?
- Какой, интересно?
- Буквально за несколько дней некоторые пермские СМИ заявили, что именно Юрий Трутнев возглавит пермский список «Единой России» на предстоящих выборах в Государственную думу. Говорят, что как раз поэтому вы сейчас сюда и приехали. Если это так, то возникают вопросы. Кто и как будет формировать список? Как сбалансировать претензии и партии, и губернатора, и политических элит, и ваши собственные? Не вспыхнет ли в связи с этим конфликт интересов? И, наконец, самое главное, - вам это нужно?
- Стоп, стоп. Все эти вопросы не ко мне. Список «Единой России» меня интересует в последнюю очередь. Ни с кем никаких разговоров по этому поводу у меня не было. И я об этом тоже не думал. Появится предложение - буду размышлять. А пока, что называется, все вопросы не в тему.
- Даете понять, что вы не политик.
- Конечно. Я, прежде всего, государственный чиновник. Федеральный министр - отраслевой, хотелось бы подчеркнуть.
- Уже давно бытует мнение, что якобы у вас с пермским губернатором Олегом Анатольевичем Чиркуновым натянутые отношения. Если это не так, то, возможно, чтото советуете по старой дружбе, подсказываете?
- У нас с Чиркуновым у обоих одно желание, одна цель - чтобы Пермский край процветал, чтобы людям здесь было комфортно, чтобы им не хотелось отсюда никуда уезжать. А вот как этого достичь, какими путями и какими рисками - в чемто видения совпадают, а в чемто - нет. При этом хочу подчеркнуть, что у меня, как у федерального министра, а себя в данном контексте я вижу только в таком качестве, полномочия в Пермском крае точно такие же, какие и в любом другом регионе. И свою министерскую работу в этом смысле я везде стараюсь делать качественно. Во внутренние управленческие процессы я не могу и не имею права вмешиваться. Губернатор же как высшее лицо государственной власти в крае наделен для этого всеми полномочиями. А у меня и своих министерских дел на федеральном уровне под завязку.
- Хорошо, пусть так. Но ведь Прикамье вам не чужое.
- Так точно - роднее нет. Тянет к себе, и раз в месяц бываю в Перми с частными визитами. И только этим, приватным, и ограничиваю себя во время таких поездок.
- И тем не менее на какое-то мнение, суждение по поводу местных дел имеете право. Тем более, кто, кроме вас, еще так хорошо знает предмет. В девяностые вы были в Перми успешным бизнесменом, депутатом областного Законодательного собрания, мэром областного центра, а затем стали губернатором. Поэтому так и напрашивается вопрос: как вы оцениваете, исходя из вашего пермского опыта, а также с высоты сегодняшнего вашего состояния, социально-экономическую ситуацию в Пермском крае?
- Тревожно за экономическое развитие. Обидно даже иногда и больно. Вот смотрите. Был недавно я в Брянске на совещании, которое проводил Председатель Правительства Владимир Владимирович Путин. Встает калужский губернатор и докладывает, что в области введено в строй три автомобильных завода. А что - в Прикамье хотя бы один автозавод помешал? Выступает белгородский губернатор: в области, оказывается, создано совершенно качественно новое, высокотехнологическое сельскохозяйственное производство - даже иностранцев зависть берет.
Я не говорю уже о Татарстане, о соседнем Екатеринбурге. А что у нас в Прикамье? Увы, мы здесь далеко не самые передовые, попрежнему остаемся сырьевым регионом. А ведь очень хочется, чтобы Пермский край нашел свое место в экономике, чтобы людям хотелось здесь жить, было чем гордиться. Чтобы край наш стал привлекателен. И не только в экономике. Тревожно за судьбу знаменитого нашего театра оперы и балета…
- Вот вы сами и подошли, возможно, не думая об этом, к культурной революции, которую затеяли пермские власти совместно с заезжими деятелями от так называемого актуального искусства.
- Я не понимаю, что это такое. Какая культурная революция?
- Хорошо, поставлю вопрос так: как вы оцениваете замах Перми на культурную столицу Европы?
- Культурной столицей надо не называться, надо ею быть. Тем более, что корни у пермской культуры сильные, жизнеспособные. Это и деревянная скульптура, и пермский балет, и звериный стиль. Есть в крае замечательные и художники, и писатели, и музыканты - не буду называть имен, чтобы никого не обидеть.
Уверен, что культура, как и дерево, не может существовать, развиваться без своих корней. Красные же человечки, и тем более писающие, вызывают у меня, мягко говоря, большие сомнения.
- А что бы вы оценили в Прикамье положительно? Чему бы позавидовали, сравнивая со своим губернаторством?
- Я никогда ничему и никому не завидую.
- А все-таки?
- Хорошо стали развивать дороги. Здесь Олег молодец.
- И что бы вы пожелали губернатору?
- Мне кажется, что самый счастливый губернатор тот, которому, когда он выходит на улицы, подоброму улыбаются люди. Людей ведь не обманешь. Вот этих бы улыбок и пожелал. И чтобы сам губернатор тоже чаще улыбался людям.
- Юрий Петрович, вы были вторым и последним всенародно избранным пермским губернатором. Вам вольно или невольно, и не только во время выборов, приходилось учитывать интересы различных социальных слоев, партий, элитных групп, находить компромиссы. Это, в свою очередь, налагало ответственность не только перед Кремлем, но и перед обществом, избирателями, отдавшими вам свои голоса.
- Да, это так.
- У назначенцев же нет такой ответственности перед народом, кто назначил, на того и оглядываются. Но Москва далеко, на местах же наместник - царь и бог. Не поэтому ли губернаторы слушают больше себя, чем общественное мнение?
- Все зависит от мудрости самого губернатора. Он ведь должен понимать, что всю меру ответственности с ним априори делят те, кто его назначил. Если тот или иной губернатор руководит никудышно, если население им недовольно, то весь негатив люди переносят на самый верх - на премьерминистра, на Президента, которые дали им этого губернатора. Если губернатор умный, он никогда не допустит, чтобы ответственность за его работу несло руководство страны. Разве народ таким образом не влияет на губернаторскую власть?
- Юрий Петрович, нельзя обойти и такой вопрос. Вы были, если не прямым инициатором, то главным организатором, двигателем объединения Пермской области и Коми округа. Работа была проведена огромная, хотя и не всегда благодарная. Не жалеете потраченных усилий?
- Ни в коем случае. Но надо понимать, что объединение само по себе лишь форма, оболочка, которую надо наполнить конкретным содержанием. Как воспользовались этой оболочкой для развития экономики, улучшения условий жизни, для экологии, культуры, надо анализировать. Я, к сожалению, полной картиной сейчас не располагаю.
- Интернет становится важнейшим инструментом не только информации и общения, но и государственного управления. У вас какие отношения с ним?
- Интернет - великая вещь. Для меня он прежде всего источник информации.
- А как инструмент госуправления? У нас в крае, например, чиновники без Интернета сейчас никуда - и отчитываются перед начальством, и получают нагоняи, и т. д. и т. п.
- Не знаю, не знаю. Я предпочитаю смотреть подчиненным в лицо, видеть их глаза. Но не буду судить - у каждого свои методы, свой стиль управления.
- Живого Журнала, вроде бы, у вас нет. Не хочется? Блогером, как это сейчас стало модно, заделаться не хотите?
- Не хочу. Я же, повторюсь, - сейчас не политик. У меня и без этого работы хватает.
- Вопросы о семье попрежнему для вас табу.
- Да, распространяться публично не люблю, но вам скажу, что дочке - три года. Младший, десятилетний сынишка, только что занял второе место на чемпионате Европы по ушу. Освобожусь немного и позвоню, поздравлю. А вообщето он у меня уже чемпион России.
- И последний вопрос: что бы вы пожелали жителям Пермского края?
- Счастья!
- Спасибо за беседу.
- Спасибо и вам. Я всегда с теплотой вспоминаю встречи в редакции с журналистами «Звезды».
- Так в чем же дело? Милости просим, заезжайте.
- Нет времени - таков график рабочих визитов. А если я появлюсь у вас в редакции во время частной поездки, то это будет не совсем правильно истолковано. Поэтому остается пока только поблагодарить за приглашение.
gazetazwezda