«Речник» по-пермски

Mar 03, 2010 16:45

«Речник» по-пермски

За что сносят рыбацие домики

История с пермским НП «Рыболов» как дежавю. Кажется, только вчера ведущие каналы России показывали жуткие картины с экскаватором, нацеленным на дачный домик в подмосковном «Речнике» (сами названия - «Речник», «Рыболов» - навсегда на параллели), и на тебе: десятки решений о сносе рыбацких строений на берегу реки Сылва подтверждены Пермским краевым судом.

На то, что стало причиной разбирательства, которое привело к таким последствиям, у каждой стороны своё мнение. Глава Сылвенского поселения Виктор Пьянков настаивает на том, что все началось с банальной проверки:

- До 2006 года эти земли находились на территории Троицкой сельской администрации. С реформой местного самоуправления администрацию ликвидировали, земли присоединили к Сылве, и мы начали проводить их инвентаризацию. Вот тогда и возник резонный вопрос: кому принадлежат все эти постройки, и кто платит за них налоги?



Владельцы домиков уверены: причиной борьбы за землю стало ее место расположение.

- Удобный залив и прелестный пейзаж крайне притягательны для бизнеса, и мы тут совсем некстати, - выражает общее мнение председатель НП «Рыболов» Ян Сазанов.

Недокуменные вы!..

На карте очерченный кусок территории на берегу Сылвы очень напоминает флаг.

- Всю эту землю в середине 70-х годов выделили «Пермнефтеоргсинтезу» для строительства базы «Раздолье», - поясняет Ян. - А вот этот участочек, идущий вдоль побережья, - председатель обводит кончиком ручки древко «флага», - завод начал раздавать своим работникам. Так освоить территорию было намного проще.

Надо заметить, что раздавались земли не абы кому. Желающие стать членами общества должны были предоставить не просто заявления, а своеобразные ходатайства-характеристики, желательно с уверениями в политической грамотности и моральной устойчивости. Каким-либо другим способом получить кусок земли было невозможно. Так что в обществе и сейчас либо бывшие работники завода, либо их дети и внуки. Так появились рыбацкие домики. Вот только доказывать их законность сейчас нужно через суд. Но и районные, и краевые судьи в своих решениях единогласны.

«Где документ, подтверждающий, что земля принадлежит обществу рыболовов?», «Какое право имело юридическое лицо (ПНОС) выделить землю физическому лицу без согласования с администрацией?», «Кто, в конце концов, дал разрешение на строительство рыбацких домиков?» - пара-тройка логичных и вполне предсказуемых судейских вопросов ставили рыболовов в тупик. Оно и понятно. Чисто юридически, по букве закона, никаких правоустанавливающих документов на землю или строения у рыболовов нет. А обветшавшие и пожелтевшие от времени ходатайства-характеристики яйца выеденного не стоят, хоть и имеют печать заводского профкома. Ни одного документа, подтверждающего, что ходатайство удовлетворено, найти не удалось.

- Мы пытались показать в суде акт 1964 года о выделении этого участка земли заводу, - рассказывает Ян Сазанов. - Но нам ответили, что мы не имеем права предъявлять такой документ, поскольку он выдавался не нам! А ПНОС прямого отношения к делу не имеет. Безусловно, все это не было согласовано до конца еще в те далекие годы. Но это же не значит, что здесь строились самозахватом. Да попробовали бы вы в семидесятые самостоятельно занять эти земли - наверняка сели бы!

Отстаивая свои права, рыболовы подняли кучу документов и даже предоставили в суд ответ из «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтеза» (правопреемника ПНОСа), который признал, что НП «Рыболов» является наследником общества рыболовов и лодочников ПНОСа. А тем, в свою очередь, был выделен участок земли на территории базы «Раздолье». Впоследствии в 1997 году «Пермнефтеоргсинтез» передал все объекты социально-культурной и жилищно-коммунальной сферы в «Жилкомсервис». Сюда же перешла и туристическая база, и земельный участок - размером 4,56 га. Но судей не удовлетворил и этот документ, так как его подписал лишь глава профкома.

Справедливости ради надо заметить, что в настоящий момент база «Раздолье» не принадлежит «Жилкомсервису». Несколько лет назад здания базы были перепроданы Аудиторской фирме «Налоги и право», а земля под ними взята этой же фирмой в субаренду. Естественно, о том, что в этот участок входит «древко» знамени, занимаемое рыболовами, речи уже не шло.

Еще одна попытка

«Давайте бороться!» - с таким призывом Ян обратился к владельцам рыбацких домиков два года назад. Тогда же из тех, кто откликнулся, было создано некоммерческое партнерство «Рыболов». Создано, чтобы отстоять эти земли. Правда, стать членами партнерства решились не все. Кто-то счел, что бороться себе дороже: проглотят и глазом не моргнут. Тем более, что домики находятся в береговой зоне - в 20 метрах от берега.

- В силу статьи 6 Водного кодекса РФ береговая полоса должна быть свободна, каждый вправе ей пользоваться, и ничего строить на ней в принципе нельзя, - поясняет ситуацию начальник юридического отдела администрации Пермского района Дмитрий Шипиловских. - Мы предлагали такой вариант: сносите все ваши постройки, формируйте как положено земельный участок за пределами береговой полосы, оформим нормально документы - и проблем нет. Отказались. Не хотят. Последний разговор на эту тему был летом прошлого года.

- Ну как не хотят? - пытаюсь возразить я. - Как раз в июле прошлого года НП «Рыболов» обращался за выделением двух земельных участков, но получил отказ, как написано в официальном ответе заместителя председателя комитета имущественных отношений администрации Пермского района О. В. Поповой от 17 августа: «Часть испрашиваемых земельных участков находится на землях ОАО «Северо-западные магистральные нефтепроводы» и ПТФ «Сылвенская».

- Ну, вас просто дезинформируют. Вы видели этот ответ? - ничуть не смущаясь, заключает Дмитрий.

- Да, он у меня на столе лежит, - отвечаю я, подвигая бумагу еще ближе.

- Ну не знаю, у нас другие ответы...

Нас окружили

За сеткой-рабицей, ограждающей участки рыболовов, сейчас пустая земля. Та самая, на которую члены партнерства готовы были «переехать». Но... В то время, пока землеустроительное бюро помогало рыболовам определиться с границами земель, на которые они хотели претендовать, выяснилось, что эти территории уже внесены в государственный кадастр недвижимости в виде нескольких вполне определенных участков. Такие справки были получены в кадастре 30 июня. И единственное, что на тот момент успокаивало: право собственности на участки зарегистрировано не было. Именно поэтому в срочном порядке НП «Рыболов» обратился в администрацию района. На что и получил отрицательный ответ, который я зачитывала в телефонном разговоре с Дмитрием Шипиловских. Впрочем, ситуация разрешилась за несколько дней до получения этого ответа.

- В начале августа мы узнали, что два соседних участка, те самые, которые были ничьими еще 30 июня, вдруг стали частной собственностью, - поясняет адвокат НП «Рыболов» Михаил Бородин. - Причем один из них приобретен по договору купли-продажи еще 13 июля! И, кстати, по странному стечению обстоятельств, владельцами этих участков стали соучредители той самой фирмы «Налоги и право».

- Как получилось, что все земли были выделены в столь короткие сроки, а главное - без всяких ограничений на право пользования? - удивляется Ян Сазанов. - Куда вдруг исчезли претензии птицефабрики и «нефтепроводов»? Да никуда! Их не было. А нам просто ставили различные препоны, потому что вопрос о том, кому должна принадлежать эта земля, давно был решен и без нашего участия!

Виктор Пьянков, бодро рассказывающий о неуплате земельных налогов и инвентаризации земель, будто стихает, когда вопросы касаются новых хозяев соседних участков, на которые когда-то претендовали рыболовы.

- Я не могу сказать, кто сейчас владеет этими землями. Они были оформлены на частных лиц сразу после распада Сылвенской птицефабрики.

Интересно когда? Если в ответе комитета имущественных отношений администрации Пермского района от 17 августа 2009 года речь идет еще о том, что часть земель принадлежит птицефабрике, а согласно выписке из единого государственного реестра управления федеральной регистрационной службы по Пермскому краю от 11 августа участок уже зарегистрирован за частным лицом.

Впрочем, еще в конце 2008 года было понятно, что районная администрация не особо торопится идти навстречу рыболовам. 9 октября НП «Рыболов» обратился с просьбой предоставить в аренду земельный участок, в который входила и территория с рыбацкими домиками. Ответ был предоставлен только 26 декабря (!). Тогда комиссия Пермского района по земельным отношениям решила, что участок не может быть выдан, поскольку на нем находятся «незарегистрированные строения» (те самые рыбацкие домики), их владельцы имеют первостепенное право на эту землю (если, конечно, зарегистрируют свои постройки).

И что в итоге? Получается, что сейчас свободных земель в окружении рыболовов нет. Не занят только сам участок в береговой зоне. Теоретически оформить в аренду его можно (с этим не спорит даже Дмитрий Шипиловских). С этой целью члены партнерства уже составили межевой план. Но довести дело до конца не удалось. Владелец ближайшего участка Алексей Слепынин (по словам рыболовов, соучредитель той самой аудиторской фирмы), кстати, прописанный в подмосковных Химках, не согласился с этими границами. Имеет право, между прочим. Хотя крайне любопытно, что одно из его возражений - «непонятно, какое отношение к участку, находящемуся в природоохранной зоне реки Сылва имеет НП «Рыболов» - звучит в унисон с районной администрацией.

Воли не хватило?

Сегодня можно с уверенностью сказать, что рыбацкие домики на Сылве будут снесены. В законности этого решения мало кто сомневается (разве что сами рыболовы да люди, им сочувствующие). Но пугает в данной ситуации даже не это. Несколько снесенных построек на побережье реки, по мнению адвоката Михаила Бородина, лишь верхушка давно назревшей проблемы, которая непременно начнет расти и вширь, и ввысь:

- Сегодняшнее земельное законодательство крайне слабо соотносится со старым, в некоторых аспектах практически противоречит ему, отсюда множество различных неувязок (в том числе и с предоставлением правоустанавливающих документов), урегулирование которых фактически отдается на откуп судьям. И разрешение ситуаций, подобных «Рыболову», именно таким способом - путем «выселения» людей с тех земель, которые десятилетия назад были выделены им, - к сожалению, могут стать повсеместной практикой.

Адвокат считает, что решить проблему можно было гораздо проще: стоило только местным властям помочь рыболовам получить участок по соседству, элементарно подсказать, как действовать правильно. И муниципалитету - хорошо: берег за ними, и люди не в обиде. И, правда, такой подход был бы и человечным, и законодательству бы не противоречил. Достаточно было одной политической воли. Но в самый ответственный момент муниципальные власти вдруг запутались в том, кому принадлежат соседние с «Рыболовом» земли, и только затормозили решение вопроса. Специально или действительно по незнанию - судить сложно. Не исключено, что ответ на этот вопрос станет понятен, как только выяснится, кто придет на лакомое место...

gazetazwezda
АВТОР: Анастасия СУХАНОВА

в борьбе за землю все средства хороши?
Previous post Next post
Up