Вы знаете, что такое сторителлинг? В общем-то, термин довольно прозрачен - это способ донесения информации посредством рассказа (произошел от английского "storytelling" - букв. «рассказывание историй»). А причем же тут театр? А при том, что если соединить театральное мастерство актеров с искусством сторителлинга, то получается необычный сплав, новый интересный вид перфоманса, с которым стоит познакомиться.
Это я к тому, что в прошедшую субботу мы с Игорем побывали на спектакле
театрально-образовательного проекта "Студия историй".
Спектакль о Куликовской битве, и это прямо отлично! Во-первых, потому что Игорь кое-что про нее знает во всяком случае Пересвета вспомнил :). Во-вторых, потому что знает мало и обрывочно - что же, ждать, когда в школе мимо пройдут?
Итак, спускаемся по ступенькам в подвальчик, здесь в белом зале Театра.doc - одна из площадок "Студии историй".
Маленький зал, всего-то 4 ряда зрителей. Дети традиционно разместились в первом ряду.
Сцена.
Мало реквизита? Оказывается, более чем достаточно! :)
Сначала... рукопожатие! :) Актеры здороваются со своими зрителями! Это как-то сразу настраивает на общение, дружеское восприятие.
И вот два человека на сцене - прекрасные Виктор Кузин и Павел Шишлянников. Спектакль "Тайна Куликовской битвы" начинается.
"Как рассказать об этом времени школьнику, для которого больше половины слов этой истории обозначают примерно то же, что для его прапрадеда слово «нетбук» или «смартфон»? Который в ответ на вопрос, почему поле называется Куликовским, простодушно кричит из зала: «Потому что на нем была Куликовская битва!»... Что за сражение? С кем? Почему так важно?.."(
C)
У актеров даже костюмов как таковых нет! Но это не имеет значения: вот сейчас это два замерзших солдата-часовых на Куликовом болоте, а через мгновенье - князь Олег Рязанский в Орде, вот коварный Мамай восседает на троне, а вот Дмитрий Московский с боярами..
"..Рассказывая историю, надевая поочередно маски всех персонажей, артисты не просто создают череду сменяющихся образов, но прежде всего высказывают свое отношение к происходящему на сцене и постоянно спрашивают у зрителя про его отношение. Контакт с залом переходит здесь рамки традиционного театра. Актер рассказывает как будто личную историю, пережитую им самим, а зрители, так же лично сопереживая каждой такой мини-исповеди, которая происходит здесь и сейчас - хотя персонажа от зрителя и актера могут отделять века, - вовлекаются «внутрь» спектакля"(
C)
И апофеозом - Куликовская битва, на которую благословляет князя Дмитрия святой старец.
Волки грозно воют, вороны каркают, стучат конские копыта и трубят трубы! (весь зал участвует в какафонии! :)
Бьются Пересвет с Челубеем, и падают оба, бездыханные. А Дмитрий переоделся простым воином и возглавляет русское войско!
Зрители в первом ряду кричат, свистят, улюлюкают! Болеют за "наших", смеются над Мамаем! В общем, полностью охвачены действом. Что, собственно, и требовалось :).
"Эта тайна в театральном чуде, которое происходит у нас на глазах. Когда события восьмисотлетней давности становятся актуальным событием нашей сегодняшней жизни - прямо здесь и прямо сейчас. Том чуде, которое делает древнюю историю понятной сегодняшнему ребенку и лично пережитой им."(
C)
Ну вот и все, 50 минут пролетели очень быстро, пора уходить. Знаете, что мне сказал ребенок, выйдя из зала? "Эх, жалко, что в школе уроки проходят не так.." По-моему, это и есть оценка спектакля и театра, устами младенца.
Теперь у меня мысль крутится, даже две. Во-первых, подгадать посещение других исторических спектаклей этого театра на тот момент, когда у Игоря начнется История России в школе. Во-вторых, попробовать организовать выезд актеров в школу на урок (а что, реквизит не нужен, да и продолжительность спектакля очень "удобная").
Хочу поблагодарить за приглашение сообщество
moskva_lublu, а также администрацию
театрально-образовательного проекта "Студия историй" (группы театра в
Фейсбуке ,
Вконтакте ,
Инстаграм ).