За прошедшие два дня мы объехали несколько олимпийских объектов в пойме Мзымты. Эта главная сочинская река, на которой расположены городские водозаборы, за несколько лет олимпийского строительства превратилась из чистейшего водоема в мутный поток, загрязненный нефтепродуктами и тяжелыми металлами.
В начале 2011 года власти и оргкомитет "Сочи-2014" торжественно объявили о начале реализации плана по
«реконструкции экосистемы долины Мзымты». Мы поехали посмотреть, почему же Мзымта стала еще грязнее, чем в прошлом году.
Первым делом мы обследовали гигантские отвалы из тоннелей совмещенной дороги в среднем течении левого притока Мзымты - речки Дзыхра. В январе 2011 с отвалов сошел селевой поток, уничтоживший в реке все живое на протяжении нескольких километров и заполнивший ее русло черной грязью. После приезда на место катастрофы министра природных ресурсов Юрия Трутнева и экспертов ООН отвалы пообещали закрыть и рекультивировать, а грязь из речки убрать вручную. Специально для иностранцев на аварийной свалке тогда поставили плакат с планом рекультивации.
На этом ликвидация катастрофы закончилась, свалку не закрыли. Плакат исчез.
Спустя год события повторились.
С отвалов снова сошел селевой поток из жидкой грязи, заполнивший все русло реки. Оползень продолжил наступление на Сочинский национальный парк, вырывая с корнем столетние деревья. Несколько гектаров охраняемого законом леса покрыто толстым слоем грязи, зловонные грязные потоки впадают в речку Дзыхра и в лежащее ниже водохранилище.
Мы были поражены, выяснив причину запаха. Теперь на аварийную свалку везут уже не грунт из тоннелей, а отходы от демонтажа очистных сооружений в Адлере, большую часть из которых составляют многолетние залежи илового осадка из прудов-отстойников. Кучами с характерным запахом усеяны обочины дороги к свалке. Переместив отходы очистных сооружений в горы, в бассейн главного городского водозабора, власти буквально опрокинули на головы сочинцев ведро с нечистотами.
Не лучше обстоят дела и в Красной Поляне. Мы нашли несколько источников загрязнения Мзымты, первым из которых стал комплекс трамплинов на территории курорта «Горная Карусель».
Сбербанку он обошелся в 2 млрд. рублей. После тестовых соревнований трамплин снова закрыли. Охрана выставлена за сотни метров, но даже издалека видны колоссальные масштабы оползневых процессов на окружающих трамплин участках (стрелкой показан экскаватор под оползнем).
О том, что трамплины решили строить прямо на активном оползне, не раз говорили встревоженные жители поселка Эсто-Садок. После вырубки леса оползень пришел в движение. У подножия оползня в грязи стоит техника и покосившиеся будки. Мутный поток впадает в Мзымту напротив уродливых бетонных бастионов будущего «Горки-Города».
Проезд к трамплину разрешен только очень узкому кругу лиц (список ниже).
Строящаяся дорога к трамплину тоже ползёт и ее пытаются удержать бурением новых анкеров.
Но на одном участке оползень уже перевалил через высоченную подпорную стену и земля падает вниз, увлекая за собой деревья со склона.
К трамплину ведет два моста. Новый закрыт и предназначен для приездов высоких гостей, а по старому ехать безопаснее на грузовике. Ямы глубиной до полуметра.
Здесь же прямо в Мзымту высыпают ненужный грунт.
Не меньше грязи стекает в реку с курорта «Роза-Хутор». Проехав шлагбаум с надписью «Барс», мы выяснили, что основным источником загрязнения стало строительство дороги к подстанции «Пслух». Отвалы грунта размещены прямо в русле реки, с развороченных техникой склонов ущелья в реку текут потоки грязи.
На обратном пути уроженцы Дагестана в форме охранников долго не соглашались нас выпускать с "Розы-Хутор", но никаких документов, запрещающих въезд на территорию национального парка, так и не показали.
Больше всех "олимпийской" грязи досталось реке Лаура, которая расположена в границах всемирного наследия ЮНЕСКО «Западный Кавказ». Чтобы туда попасть, нам пришлось преодолеть еще один пост охраны. На протяжении нескольких километров строители олимпийского горнолыжного комплекса(инвестор - ОАО "Газпром") превратили некогда заповедную речку в сточную канаву, по которой плывут пластиковые бутылки, ведра и прочий хлам.
Вдоль Лауры, прямо на границе Кавказского заповедника, расположились городки строителей, лишенные элементарных очистных сооружений.
Всего в нескольких метрах от реки стоят десятки грузовиков, экскаваторов, бетономешалок и другой техники. Здесь же моют, ремонтируют и заправляют машины. В воздухе стоит запах солярки и выхлопных газов.
Снеговик - плод творчества олимпийского пролетариата
Особое отношение «Газпрома» к природе выражается в том, что на берег заповедной реки свозят хлам и грязный снег с олимпийских объектов.
По утопающей в грязи дороге текут радужные ручьи из машинного масла, дизельного топлива и бензина. Ручьи впадают в гигантские лужи и изливаются в реку через многочисленные канавы, «заботливо» выкопанные строителями.
На всех осмотренных олимпийских объектах выявлены грубейшие нарушения природоохранных законов. Так поступать с природой России могут только её злейшие враги.
Click to view
P.S. С 2007 года мы написали сотни писем в разные ведомства по поводу нарушений на олимпийских объектах. Участвовали в десятках заседаний и обсуждений с чиновниками. Не могу сказать, что ничего не изменилось - ситуация становится всё хуже и хуже. Олимпийскими стройками теперь управляют похожие на бандитов люди, места строительства тщательно охраняют подобные им ЧОПовцы, а чиновники даже не отвечают на официальные обращения. По прихоти человека, который
"забирается в горы Кавказа, чтобы возродить там леопарда" Сочинский национальный парк стал местом разрастающейся экологической катастрофы.