Как я мешал инвестициям в кавказские курорты на сочинском форуме

Sep 18, 2011 18:07

Вчера, 17 сентября, в рамках инвестиционного форума в Красной Поляне состоялся круглый стол «Сохранение экосистемы Северного Кавказа». Мероприятие прошло в ресторане «Вершина» на горнолыжном курорте «Горная Карусель» в Красной Поляне.
30 августа Комиссия по делам ЮНЕСКО, которая организовывала встречу, направила мне приглашение. Однако за два дня до встречи организаторы по телефону сообщили, что приглашение отменяется «из за отсутствия посадочных мест в ресторане». Сразу было ясно, что основная цель круглого стола - оправдание безумного и коррупционного проекта кавказских горнолыжных курортов. 16 сентября я узнал, что на инвестфоруме подписано соглашение о том, что Россия возьмет кредит на строительство курортов у французов.
Поэтому я решил любой ценой попасть на круглый стол, чтобы высказать потенциальным инвесторам точку зрения российских неправительственных организаций на проект курортов. Зная, что на инвестфорум охранники не пропускают даже некоторых олигархов, мы разработали стратегию проникновения в зал.
Я и наша сочинская активистка Мария Ухова рано утром поднялись на подъемнике «Горной Карусели» к ресторану, который был еще закрыт. Кабинки мыли, перед рестораном разворачивали «траву» и ставили флаги.


Мы ушли с площадки подъемника, окруженной со всех сторон забором, на альпийские луга, изгаженные строительством «Горной Карусели».
Вернулись мы прямо перед открытием круглого стола, когда на подъемнике стали приезжать иностранцы. Организаторы в это время пытались поддержать постоянно падающие флаги.


Была надежда на то, что они не станут позориться и задерживать нас на глазах гостей. Тем не менее, мимо охранника удалось прорваться, только заняв его руки и мозг приглашением, которое я заранее распечатал на принтере.

.

image Click to view



Внутри царила лубочная атмосфера «кавказского гостеприимства». Оглушительно стучали барабаны

image Click to view


Гости усердно фотографировались с танцорами и угощались французскими коньяками и итальянскими винами.


Несмотря на твиттер-заявления нашего губернатора Ткачёва, продукция кубанских производителей на этом горном филиале инвестфорума не была представлена. Даже минеральная вода оказалась норвежского производства.


Воспользовавшись неразберихой, я смешался с толпой. Мне даже выдали папку с названием круглого стола на английском языке.
Но тут ко мне подошел незнакомый человек в строгом костюму, имя которого я узнал позже, и сказал: видите, Сурен, никто Вас не прогоняет… Выяснилось, что это замдиректора «Курортов» Ростислав Мурзагулов.


Ростислав стал спрашивать, почему мы ему не звоним, прежде чем ругать «Курорты» и не хотим встречаться. Я ответил, что уже не раз встречался с представителями компании, но без конкретных результатов. Мурзагулов ответил - это был не я, а звонить и договариваться надо со мной. И еще он сказал, что мне должно быть стыдно за оскорбления в адрес «Курортов» и лично их директора Ахмеда Билалова в наших пресс-релизах, и еще за то, что мы «сначала наезжаем, а потом договариваемся за деньги». В свою очередь, я ответил, что это чушь. Мурзагулов обиделся и ушел.
Наконец гостей стали приглашать в зал для дискуссии. Но когда я подошел к дверям, самый крупный из организаторов загородил мне проход и сказал, что в зале нет мест. Хотя места были. Поэтому я прошел в зал, но этот человек забежал вперед и вместе с менее габаритным помощником стал выталкивать меня наружу на глазах изумленных иностранцев, в числе которых был мэр Куршевеля.
На видео, которое я случайно снял, видны его ноги…

image Click to view


Только когда я сказал, что прошу объяснить причины такого навязчивого «гостеприимства» для записи, подошел Ростислав Мурзагулов и приказал меня пропустить. Видимо, он испугался, что вместо круглого стола начнется драка…
Сначала я стоял в углу вместе с фотографом Михаилом Мордасовым, потом мне принесли стул, еще через пять минут - тарелку и суп красного цвета с креветками. И еще через пару минут - ложку.
Но вместо этого я хотел выступить, но сделать это было трудно. Сначала выступала зампред Госдумы, депутат «Единой России» Светлана Журова, которая хвалила «Курорты» и сказала, что для их строительства в заповедниках единороссы изменят законодательство. Потом выступал депутат «Единой России» Константин Цыбко, который возглавляет Всероссийское общество охраны природы.


Пока я учился в на биофаке в университете, а потом в аспирантуре, мой ровесник юрист Цыбко, вращаясь в коридорах власти, смог стать ведущим и авторитетнейшим российским ученым-экологом. По крайней мере, так его представили на круглом столе.
Поэтому я не удивился, когда Цыбко стал не просто хвалить курорты, но сопровождать это удивительными заявлениями вроде «на Кавказе обитает 25 видов рыб». Хотя видов рыб у нас пока в 10 раз больше, политика «Единой России», несомненно, скоро сделает слова Цыбко реальностью. Речь Цыбко была длинной, он постоянно говорил о том что природа должна приносить доход государству. Сидевшие рядом со мной кавказцы стали от скуки помахивать флажками и ужасно кривляться.
После Цыбко выступил Жан-Мишель Кусто, сын «того самого», приглашенный в качестве «свадебного генерала». Смысл речи Кусто был прямо противоположен речи Цыбко. Похоже, он был единственным из приглашенных, кто понимал смысл слова «экосистема» и не говорил о пользе горнолыжных курортов для её сохранения. Но Кусто он повезло - во время его речи принесли второе блюдо.


Затем выступали все новые и новые люди, которые хвалили «Курорты». После каждого доклада было еще «обсуждение». Люди разных национальностей хвалили «Курорты», и выражали свое восхищение проектом. Я понял, что в обсуждении выступить мне не дадут, подошел к модератору круглого стола и нагло попросил дать пять минут для выступления. Это увидел человек, который выталкивал меня из зала, подбежал и стал протестовать, ссылаясь на недостаток времени. Но он не учел особенностей европейского менталитета, склонного к компромиссам. Модератор, глава консалтинговой фирмы Emerging Markets Communications Марк Д’Анастасио, согласился дать мне две минуты.
Мне хватило этого времени, чтобы выразить нашу позицию как по ситуации в Сочи, так и по проекту кавказских курортов.
Где то на второй минуте я заметил, что большинство сидящих в зале перестали жевать. Стало тихо. Когда я закончил говорить, вскочила Журова и стала горячо опровергать мои слова. Она рассказывала, что сравнивать проект кавказских курортов и Сочинскую Олимпиаду нельзя, и что нам явно заплатили. Был случай, когда экологи выпустили волосатую лягушку там, где шло строительство, а потом потребовали ее охранять - сказала Журова. Правда, не у нас, добавила она, но такое может случиться везде.



Я заметил, что европейцы с трудом сдерживали иронические улыбки. После выступления Журовой ко мне подошли несколько человек со своими визитками и попросили оставить контактные данные.
Две минуты моего выступления испортили настроение всей российской части делегации, кроме жизнерадостных кавказцев. Последующие выступления россиян приобрели оттенок оправдания за экологический провал в Сочи. Последним выступил исполнительный директор «Курортов» Алексей Невский.
В обширном заключительном докладе исполнительный директор ОАО «Курортов» Алексей Невский сказал, что компания является «драйвером сохранения экосистемы Северного Кавказа». Видимо, в представлении Невского экосистема - нечто вроде запчасти для компьютера.

Когда всё закончилось и из ресторана нас попросили удалиться, в Красной Поляне начался ливень. Мы с Машей стояли на остановке автобуса и смотрели, как на черных «мерседесах» и «лексусах» мимо проезжают Цыбко, Мурзагулов, Невский и другие радетели за интересы местного населения кавказских республик.
Previous post Next post
Up