Сегодня случилось то, что давно должно было случиться. РЖД со своим олимпийским проектом окончательно загадили реку Мзымта.
В 9.30 в ЭкоВахту позвонил житель сочинского поселка Ахштырь Александр Коропов и сообщил, что река Мзымта у поселка покрыта толстым слоем белой пены, которая движется в сторону Адлера.
Около 10.30 я подъехал к реке в районе поселка Молдовка. Увидев ее, я был шокирован. Насколько можно было охватить взглядом, речка была покрыта хлопьями пены разного размера и формы. Издалека это было похоже на ледоход.
Некоторые куски пены были больше полуметра толщиной. Ещё три года назад здесь можно было зачерпнуть ладонью воды и спокойно ее пить.
Когда я набирал воду в бутылку для анализа, то заметил, что выходящий из нее воздух образовывал на поверхности реки большие мыльные пузыри. Было такое ощущение, что в реку кто то всыпал стирального порошка.
В это время Андрею Рудомахе позвонили жители Адлера и сообщили, что пена двигалась по Мзымте всю ночь с 18 на 19 августа. В это же время Экологическая Вахта выпустила новость о происходящих событиях.
Я позвонил директору ВВФ-Россия Игорю Честину и сообщил о происходящем катастрофическом загрязнении главной сочинской реки. Игорь связался с высокопоставленным чиновником Минприроды Амирханом Амирхановым, который в этот день был в Сочи. Амирханов заверил Честина, что сочинский Росприроднадзор уже знает о случившемся и на месте работают инспектора. Но место загрязнения Амирханов не назвал.
Я решил выяснить, откуда же взялась вся эта пена. Проехал вверх по реке до Красной Поляны, где беглый опрос показал, что источник загрязнения находится ниже этого поселка. Наверно, из тоннелей буровой раствор опять слили - предположили рабочие, монтировавшие рельсы на совмещенной дороге "Адлер-Красная Поляна".
Они оказались правы. Грязь и пена в Мзымту изливались по руслу небольшой речушки Кеша возле северного портала третьего тоннеля совмещенной дороги. Здесь расположен небольшой поселок Кепша и городок строителей РЖД. Река высшей рыбохозяйственной категории, расположенная в национальном парке, загрязнена на протяжении тридцати километров.
По свежим наносам в русле реки было видно, что ночью истечение бурового раствора было намного интенсивней. Но и на момент моего посещения объекта РЖД буровой раствор продолжал течь в реку с площадки перед тоннелями. Инспекторов Росприроднадзора видно не было.
Я поднялся на площадку перед тоннелем. Она вся была покрыта жидкой грязью - остатками ночного выброса бурового раствора. На площадке стоял рабочий, который струей воды прочищал канаву, по которой грязь стекала в реку. Перед этим он мыл здесь трактор, и грязь так же стекала в речку Кеша.
Огромный объем бурового раствора поступал в реку потому, что переполнился отстойник возле входа в тоннель. Вызвано ли это аварией, либо так и задумывалось инженерами-железнодорожниками, остается загадкой.
Совмещенная дорога строится уже третий год, но РЖД продолжает относиться к рекам Сочинского нацинального парка как к сточным канавам. У меня на глазах к берегу Кеши подъехала бетономешалка и стала сливать остатки бетона прямо в воду.
Вчера министр природных ресурсов Юрий Трутнев заявил, что через три месяца будет готов план востановления экосистем реки Мзымта. Видимо, перед этим железнодорожники планируют убить в ней все живое.
P.S. Сегодня в Сочи прошла конфренция "Экология и море" с участием чиновников Минприроды и сочинского мэра Анатолия Пахомова. Представителей Экологической Вахты на конференцию не пустили, хотя я заранее подавал заявку.