Наша привычка постоянно и усердно отчитываться перед всяким сбродом принесла
нам уже огромный вред и принесет еще больший.
Население привыкло к этому, привыкло слышать из наших уст жалобный тон
обвиняемого. Положение, которое создалось в результате,
трагически подтверждает известную поговорку: quo s'excuse s'accuse
(оправдывающийся обвиняет себя).
Мы сами приучили соседей к мысли,
что за всякого проворовавшегося еврея
можно тащить к ответу целый древний народ,
который законодательствовал уже в те времена, когда соседи еще и до лаптя не
успели додуматься.
Каждое обвинение вызывает среди нас такой переполох, что люди невольно
думают: как они всего боятся! Видно, совесть нечиста.
Именно потому, что мы согласны в любую минуту вытянуть руки но швам и
принесть присягу, развивается в населении неискоренимый взгляд
на нас, как на какое-то специально вороватое племя. Мы думаем, будто наша
постоянная готовность безропотно подвергнуться обыску и выворотить карманы,
в конце концов убедит человечество в нашем благородстве: вот мы, мол, какие
джентльмены - нам нечего прятать ! Но это грубая ошибка.
Настоящие джентльмены - это те, которые никому и ни за что не позволят
обыскивать свою квартиру, свои карманы и свою душу.
Только поднадзорные готовы к обыску во всякий час. И мы себя ставим именно в
такое положение, не считаясь с самой ужасной опасностью: а что, если
нам подбросят краденую вещь?
Я считаю эту систему ложной до самого корня. Нас не любят не потому, что на
нас возведены всяческие обвинения: на нас возводят обвинения потому, что не
любят.
Оттого этих обвинений так много, они так разнообразны и так противоречивы.
Сегодня нам кричат, что мы эксплуатируем бедных, завтра кричат,
что мы сеем социализм, ведем бедных против эксплуататоров. Одна польская
газета на днях уверяла, что евреи расчленили Польшу и отдали ее России,
а 100 русских газет уверяют, что евреи хотят расчленить Россию и
восстановить Польшу.
Итальянцы уверяют, что нападки на них во всей европейской прессе - дело
евреев, а турецкая оппозиция утверждает, что на захват Триполи подбили
Италию евреи.
Что же, на весь этот визг и лай со всех сторон надо откликаться, божиться,
уверять, присягать? Немыслимо и бесполезно. Если даже опровергнем одно,
родится другое.
Человеческая злоба и глупость неистощимы. С оправданиями можно выступать
только в редкие, исключительно важные моменты, когда есть полная
уверенность, что сидящий пред тобою ареопаг действительно имеет справедливые
намерения и надлежащую компетенцию. Но делать из апологии систему для
каждого дня, выносить ее на улицы, на трибуну митинга, хотя бы и
именуемого парламентом, на летучие столбцы газеты - это значит унижать себя
до равенства с лающей псарней.
ЗЕЕВ ЖАБОТИНСКИЙ,1911 год