Подумал - а почему бы не выкладывать по кусочкам свою книгу "От Далматова монастыря до Чебаркульской крепости". На то, чтобы одолеть всю книгу, может и не у всех настроения хватит, а так, отдельными фрагментами, глядишь и кому интересно станет)))
В 1644 г. Далмат (в миру Дмитрий Мокринский) основывает Успенскую пустынь, впоследствии ставшую Успенским Далматовым монастырем. Насколько можно судить, пустынь с самого начала задумывалась как прообраз монастыря. Об этом говорит и само название - данное по иконе Успения Божией Матери. Уже с начала 1750-х гг. в документах упоминается то пустынь, то монастырь. Остановимся подробнее на Успенской пустыни, ее ранней истории. На ее примере и на примере еще нескольких пунктов, основанных русскими в Южном Зауралье, я постараюсь показать, как это происходило - выбор места, решение проблем с местным населением и пр.
Итак, старец Далмат решил основать пустынь на реке Исети. Этот вариант подсказал ему житель Киргинской слободы Семен Тимофеевич Сосновский.
[1] Место, выбранное Далматом по совету Сосновского было известно как «Белое городище» и располагалось на левом берегу р.Исеть, напротив впадения в нее р. Теча.
[2] В 1651 г. место под монастырь с угодьями, то есть с землей, необходимой для нормального существования было официально отведено царским указом. Предварительно были проведены все необходимые официальные мероприятия - осмотр территории, опрос населения окрестных слобод.
[3] Опрос был простой формальностью, поскольку место, выбранное Далматом, располагалось в 3 «днищах» пути от ближайших слобод,
[4] и от уже построенного в 1650 г. «Исецкого нового острогу же скорым ходом в 4 днищах».
[5] В таких условиях сложно найти людей, знающих что-либо конкретное…
Портрет преподобного Далмата. Фотография С. Прокудина-Горского
В действительности, земля была в вотчинной собственности татарина Илигея и его товарищей, плативших ясак в Тюмень причем не в общей собственности, а раздельно у каждой семьи (по крайней мере, земля передавалась по закладным каждым хозяином в отдельности, хотя и здесь не все понятно). Как будет видно из последующего повествования, собственников было, как минимум, трое. К моменту подачи челобитной об отводе, Далмат знал, что земля не свободна, согласно преданию, Илигей, по наущению арендаторов порывался убить Далмата, но не преуспел. А теперь попробуем разобрать ситуацию подробнее и все же не с точки зрения монастырского повествования, а с позиции здравого смысла. Землей по Исети, которую присмотрел Далмат, владеют татары. Но дело обстоит еще запутаннее - эту землю они сдают в аренду для промыслов жителям Ирбитской и Невьянской слобод (современные гг. Ирбит и Невьянск Свердловской области). Записки сына Далмата, Исаака, донесли до нас их фамилии: «Ирбитцы и невьянцы Королевы и Шипицынцы с товарищи».
[6] Промысловики ловили на Исети рыбу, брали выдру и бобра, зверовали. Отдавать лакомый кус им не хотелось, и они натравливают на Далмата Илигея. Описание рисует образ одинокого старца, живущего в пещере, которую он выкопал под городищем, в склоне холма. Илигей дважды предпринимает попытки к убийству Далмата. Первый раз в 1644 г. - но старец Далмат воззвал к его кровным чувствам, сказав, что он по матери … татарин. Г.С. Плотников цитирует «Известие…» сына Далмата Исаака: «причелся к нему родом старец Далмат, сказавши, что мати его от новокрещена была рождена».
[7] (В одной из недавних статей уверенно утверждается, что мать Далмата не была татаркой, при этом авторы ссылаются… на этот же фрагмент из повествования об основании монастыря.
[8] Один и тот же текст служит источником для двух противоположных версий, в зависимости от пристрастий и настроений исследователей.) Вторичное покушение не состоялось, поскольку Илигею, заночевавшему на лугу у Белого Городища, во сне явилась Божия Матерь: «…в видении виде благолепну жену в ризах багряных, которая, при грозном взоре, с бичем в деснице, к нему изрекла, чтобы старца Далмата не убивал, чтобы к нему даже зла слова не произносил, и чтоб в собственность его передал вотчину свою с угодьями».
[9] В реальности, Далмат очевидно, очень хорошо провел пропагандистскую работу среди татарского населения и дальше проходил уже почти как свой. В 1746 г. Илигей отдал свои вотчинные земли на Исети Далмату по закладной записи.
[10] Как пишет Г.С. Плотников: «Железный шишак и кольчуга, видимые в молитвенной храмине над гробом основателя монастыря, и теперь еще, по прошествии двух с лишком столетий, показываются почитателям его, как памятники смирения Илигеева пред святостию мужа, хранимого свыше».
[11] Святому человеку не дарят оружие, или даже защитный доспех, Илигей скорее сделал бы подарок своему почти единоплеменнику и… воину. Не надо забывать, что Дмитрий Мокринский до ухода в Невьянский монастырь был воином - служилым человеком, сыном боярским. Хотя в действительности все было, видимо, совсем иначе, нежели рассказывает предание.
Кольчуга и шлем, хранившиеся в Далматовом монастыре. Фотография Прокудина-Горского.
В статьях А.П. Зыкова и И.Л. Маньковой дан подробный разбор «шлема Илигея» и показано, что наиболее вероятным временем, когда шлем оказался в монастыре являются 1663-1667 гг., а сам шлем представляет собой рейтарский шишак.
[12] Миф имеет свои законы и любая деталь, играющая на образ, должна быть использована. Рассказ об усмирении Илигея был «подтвержден» демонстрацией шлема и кольчуги (рис. 2). По мнению А.П. Зыкова и И.Л. Маньковой «легенда о передаче Илигеем своих доспехов Далмату появилась довольно поздно - во второй половине XVIII-XIX вв. в связи с завершением оформления культа праведного Далмата необходимыми атрибутами».
[13] В монастыре хранился и портрет Далмата, по уверению Н. Самойлова, написанный с натуры, т.е. при жизни старца.
[14] Благодаря известному фотографу С.М. Прокудину-Горскому, у нас есть возможность увидеть портрет Далмата сегодня (рис. 1).
Фрагмент карты С.У. Ремезова, составленной в самом начале XVIII века. Здесь, конечно, уже показана ситуация, когда слободы были поставлены и на Миассе и на Тоболе и т.д. Но более ранних внятных карт у нас практически нет. Да, карта ориентирована на запад, то есть запад у неё вверху. Та река, что показан внизу карты - Исеть и там обозначен "Долматов мнтрь"
Возвращаясь к ситуации с собственностью на землю, которую занял Далмат. Г.С. Плотников в своем повествовании пытается доказать, что земля Илигея располагалась на другом (правом) берегу Исети и Далмат никоим образом не захватывал его собственности, что недоразумение произошло лишь из-за жадности русских арендаторов-промысловиков, натравивших Илигея на старца.
[1] Однако, в 1665-1669 гг. тюменский татарин Емельдал Бурашев с товарищами передали в полную собственность Успенского Далматова монастыря, по закладным, земли по правому берегу р. Исеть от Красного Яра до устья р. Крутихи и земли по р. Теча от устья до Белого Яра
[2] (сегодня на Белом Яру стоит село Русская Теча, бывшая Белоярская-Теченская слобода). То есть эти татары как раз-таки и отдали территории по противоположному от Белого Городища (и расположения Успенской пустыни) берегу Исети. Тогда какие земли передал в 1646 г. Илигей? Очевидно, именно Белое Городище с окрестностями. Если исходить не из благостной сказки, а пересказать простым языком фактов, получается следующая картина: когда Далмат пришел на Исеть, с целью основать пустынь, земля, на которую он рассчитывал, оказалась занятой. За два года он добился передачи ему прав на землю одним из собственников. Затем, зная, что значительная часть территории, которую он испрашивает для монастыря, все еще находится в собственности тюменских татар (земли по правому берегу Исети), Далмат скрывает этот факт от властей, и получает отводную грамоту на земли. На этом конфликт не закончился, и последние участки земли, как уже упоминалось, были переданы татарами монастырю лишь в 1665-1669 гг. Характерно, что территория по правому берегу Исети, переданная по закладным татарами в 1665-1669 гг., по царской жалованной грамоте Далматову монастырю 1659 г. и описи того же года, числилась… за Далматовым монастырем.
[3] При этом Далмат прекрасно знал, что в действительности это собственность того самого Емельдала Бурашева и его товарищей. Этот конфликт интересов и был решен в конце 1660-х гг. Выкупил Далмат эту землю или нашел другие пути решения проблемы - мы не знаем. Есть еще одна нестыковка в описаниях этих событий, современные исследователи часто пишут о служилом тюменском татарине Илигее и его товарищах,
[4] причем В.Д. Пузанов полагает, что землю они получили уже после покорения Сибири, от русского правительства.
[5] В единственном источнике об основании Далматова монастыря говорится «тюменского ясаку татарина, зовомого Илигея».
[6] Ясачные татары, это вовсе не то же самое, что служилые татары и, скорее всего, это были люди, чьи предки владели землей по Исети еще до Ермакова похода. По крайней мере, оснований считать иначе у нас нет.
[1] Плотников Г.С. Указ. соч. С. 73.
[2] Пестерев В.В. Указ. соч. С. 188.
[3] Плотников Г.С. Указ. соч. С. 12; Пестерев В.В. Указ. соч. С. 184; РГАДА. Ф. 199. Д. 481. Л. 98-100 об.
[4] Пузанов В.Д.Военно-административная система… С. 87-88; Пестерев В.В. Указ. соч. С. 187-188.
[5] Пузанов В.Д. Указ. соч. С. 88.
[6] Вкладные книги… С. 85.
[1] Пестерев В.В. Указ соч. - С. 112.
[2] Описание мужскаго Далматовскаго Успенскаго монастыря и бывшаго приписным к нему женскаго Введенскаго монастыря (в Екатеринбургской епархии Пермской губернии). Екатеринбург: Типография М.И. Филипповой, 1891 г. - С. 1.
[3] Пестерев В.В. Указ соч. - С. 188
[4] Плотников Г.С. Очерки истории бедствий Далматовскаго монастыря и частию края с 1644 по 1742 год / ЧОИДР / Генварь-март, кн. первая. - Москва: В университетской типографии, 1863. - Раздел V. Смесь, с. 73.
[5] Миллер Г.Ф. История Сибири, т. III, Приложения, с. 353, № 138.
[6] Плотников Г.С. Указ. соч. С. 73; Вкладные книги Далматовского Успенского монастыря (последняя четверть XVII - начало XVIII в.): Сб. документов / Сост. И.Л. Манькова. - Свердловск: Уральское отделение АН СССР, 1992. - С.184-186..
[7] Плотников Г.С. Указ. соч. С. 74; Вкладные книги… С. 185
[8] Карсонов Б.Н., Манькова И.Л. Старец Далмат: человек и святой // Христианское миссионерство как феномен истории и культуры (600-летию памяти святителя Стефана Великопермского). Материалы международной научно-практической конференции. Т. I. - Пермь, 1997. - С. 178-179.
[9] Плотников Г.С. Указ. соч., С. 75. Сюжет с видением, скорее всего, был вставлен Исааком в повествование для полноты, поскольку этот рассказ о жизни Далмата очень похож на повести и жития, которые подготавливались для канонизации. С канонизацией Далмата в тот период ничего не получилось, хотя сложно в зауральской истории XVII в. найти фигуру, более достойную быть причисленной к сонму святых. Этот человек, создав на южной границе русского освоения монастырь и неоднократно восстанавливая его после набегов, сделал очень много для пропаганды православия, а сам монастырь стал символом.
[10] Плотников Г.С. Указ. соч. С. 75.
[11] Плотников Г.С. Указ. соч. С. 75.
[12] Зыков А. П., Манькова И. Л. “Шлем Илигея” -реликвия Далматовского Успенского монастыря (к вопросу о формировании культа праведного Далмата)// История церкви: изучение и преподавание. - Екатеринбург, 1999. - С. 110-116; Зыков А.П., Манькова И.Л. Рейтарский шлем XVII века из Далматовского Успенского монастыря: к событиям 1662-1667 гг. в Южном Зауралье // Новгородская Русь: историческое пространство и культурное наследие. - Екатеринбург : Банк культурной информации, 2000. - (Проблемы истории России. Вып. 3). - С. 315-332 [Электронный ресурс] -
http://elar.usu.ru/handle/1234.56789/2800 -- дата обращения: 15.02.2011.
[13] Зыков А.П., Манькова И.Л. Рейтарский шлем XVII века… С. 331.
[14] Самойлов Н. Описание Далматовского Успенскаго мужескаго монастыря, состоящаго в Пермской губернии. - М., 1830. - С. 18.