Яковенко И.Г., Музыкантский А.И. "Манихейство и гностицизм: культурные коды русской цивилизации"

Jan 30, 2020 23:03

При чтении этой книги у меня было чувство, будто меня взяли за руку и отвели в пещеру, полную сокровищ. До кое-чего из написанного я дошел и сам (вроде явной жизни патриотов в мифе, а не в реальности), но авторы дают простую и очень убедительную гипотезу, одним махом объясняющую огромное количество феноменов российской общественной жизни на протяжении веков - причем такую, что ее подтверждения просто начинают лезть тебе в глаза, стоит только выглянуть в окно.

Книгу эту надо читать самому - столько там полезного. Я перескажу основные идеи.

Очень большой и неуничтожимой столетиями частью русской культуры является гностицизм. Для тех, кто не слышал этого термина, краткая справка. Это было такое религиозное течение, разбитое на множество секточек, в конце концов не выдержавшее конкуренции с нарождающимся христианством. Тем не менее, как это нередко бывает, последнее кое-что заимствовало у своего врага, в частности, явственные гностические мотивы прослеживаются в Евангелии от Иоанна.

Гностицизм - учение глубоко депрессивное. Конкретных его версий было много, но все они сходились в одном. Материальный мир - проклятое место, в котором безраздельно господствует зло. Он богооставлен. Правда, Справедливость, Добро, Мудрость, Красота наполняют Вселенную, но мы живем не в ней, а в гадкой дыре, где ничего этого нет, убожестве, созданном каким-то криворуким десятиразрядным творцом (Демиургом).

Люди делятся на двуногих скотов, которые после смерти исчезнут без следа, и пневматиков, у которых в душе существует искра божественного Света - единственное, что в нашей помойке есть от настоящего мира. И после смерти у них есть шанс воссоединиться с остальной Вселенной, свет вернется к Свету.

Именно эту гностическую матрицу когда-то подцепила Русь - то ли с Балкан, то ли еще откуда. А может и не подцепила, а это естественное психологическое состояние людей, жизнь которых трудна и неприятна, которые мучаются, а не живут. Ведь жизнь в России на протяжении веков сложно было назвать легкой - рискованное земледелие, постоянные набеги кочевников, жестокая власть, постоянные принудительные (в противовес естественно вызревшим) модернизации.

Отсюда характерные черты "русской души" - мрачность, неулыбчивость, склонность к пьянству, презрение к материальному и превознесение духовного, нежелание как-то обустраивать жизнь сверх необходимого, наплевательское отношение к другим людям и к самому себе, позиционирование правильной жизни где-то за пределами материального мира.

Гностицизм ни в одной стране не стал господствующей религией по вполне понятным причинам - он несовместим ни с развитием, ни с государственным строительством, ни с обустройством территории. Единственное логическое следствие из него - что все должны пойти и дружно застрелиться, а на таком фундаменте социум невозможен.

Не могла постоянно существовать с такими настроениями и Россия. Поэтому, когда депрессии накапливается слишком много, русская культура резко переключается на манихейство.

Это тоже была такая религия, родом из Ирана, даже удерживавшаяся там какое-то время. Ее основное положение такое: мир - это арена постоянной борьбы Добра и Зла. Именно так - с большой буквы. Сейчас идет подготовка, а затем грядет последняя и решающая битва. Соответственно, "мы" находимся на стороне Добра и потому все наши действия - благо. Те, кто с нами несогласен, - автоматически позиционируют себя на стороне Зла, и поэтому к ним не может быть никакой пощады. Они и не люди, собственно, а человекоподобные автоматы, созданные Сатаной. Разговаривать с ними совершенно не о чем - их надо только убивать.

Поэтому типичный цикл русского общества выглядит следующим образом: грусть, тоска, безнадега, все плохо, серо, уныло и отвратительно. Затем резкое (чуть ли не в пределах нескольких дней или недель) переключение на другую программу: вот новая идея, которая выведет нас из бездны, го все на ее сторону, битва со Злом началась. В процессе обычно сносят существущее государство, которое противоречит этой идее и вообще давно погрязло в мерзости мира сего, всех захлестывает эйфория (еще бы - после многолетнего уныния), затем 8-10 лет смуты и поиска новых решений. А потом оказывается, что очередная вселенская битва так и не стала Полной и Абсолютной Победой Добра, город Скотопригоньевск не превратился в Небесный Иерусалим, наступает разочарование, жизнь идет по инерции, постепенно скатываясь в грусть, тоску и безнадегу... Дальнейшее понятно. Маниакально-депрессивный цикл повторяется снова.

Авторы делают еще одно интересное замечание: нередко триггером процесса переключение на манихейскую программу служат не только случайные отягощающие факторы вроде ухудшения уровня жизни после недорода, но и усложнение общества. Русский народ не хочет жить в слишком сложной социальной среде и по достижении определенного порога начинает ее упрощать.

В соответствии с традицией нашей культуры у авторов получилась идеальная констатирующая часть, но вот "Что делать?" выглядит уже куда бледнее. Они считают, что этот дурной цикл надо все-таки как-то разорвать, для чего менять русскую культуру на более удачную. Как это сделать, они не пишут, лишь упоминают, что надо изучать опыт других обществ (например, турецкого) и что работа по смене культурных норм очень долгая и трудоемкая.

культура, россия, впечатления

Previous post Next post
Up