Институт Конфуция в Рязани

May 27, 2013 16:51

Я преотлично помню 80-е! Будьте покойны, уж получше, чем авторы теперешнего одноимённого телесериала, для которых, наверное, главная проблема того периода заключалась в том, что на прилавках магазинов отсутствовали свежие нормандские устрицы и фуа-гра. Скажу слегка высокопарно, но с чувством достоинства: мне, как и многим диссидентствующим товарищам, не хватало «интеллектуального корма». Закрываю глаза и вижу: на Кузнецком мосту, в двух шагах от Дома моды Славы Зайцева, у барыги какого-то покупаю я по спекулятивной цене двухтомники Пастернака, Булгакова, Цветаевой и Ахматовой. Нарушаю закон, но ничуть мне не страшно! Вот какое прикольное было время.
Иногда, из-под корки сознания, всплывает невесомым облачком флёр первомайского утра, когда из каждой форточки радиорепродукторы разносили по миру благую весть - Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек! Дышать, положим, мы дышали, но за пуленепробиваемым и звуконепроницаемым железным занавесом дышалось как-то не совсем уж вольно. Даже не взирая на все попытки горбачёвской команды приподнять пресловутый занавес. Система подавления инакомыслия упиралась изо всех сил. «Нерль», купленная в «Старте», еле-еле ловила BBC & Deutche Welle.
Однако брожение умов иногда совершало чудеса, что давало свои положительные результаты. Не только «Пиратов 20 века» мы с товарищами смотрели. Теперь, например, я с необыкновенным удовольствием вспоминаю сеансы в первом рязанском киноклубе, организованном по инициативе нашего земляка г-на Никитина. Замечательный человек, он действительно нёс в массы пищу для ума.
Многие откровенно удивлялись, как этому супер-интеллигентному, то есть совсем не по-советски пробивному человеку удавалось привозить в Рязань шедевры Висконти и Феллини, Фассбиндера и Шлёндорфа, Годара и Трюффо. Оказалось, что г-н Никитин, повинуясь, может статься, зову волшебной флейты, вышел на связь с Институтом Гёте. Данная организация не имела сугубо национальной идентификации и распространяла не только германскую культуру! Коллекция Госфильмофонда, уж поверьте, была в разы скуднее по сравнению с гётевской синематекой. Вот на сеансах никитинского киноклуба «железный занавес» становился почти прозрачным, и все, кто приходил на сеансы, могли смотреть на внешний мир, вариативно интерпретированный, конечно, великими мастерами. И никакими идеологическими провокациями в киноклубе даже не пахло, и за экраном не маячили загребущие ручонки агентов империалистических спецслужб. Почему-то никто не спешил тогда завладеть умами и душами посетителей киноклуба.
А вот когда железный занавес окончательно рухнул, на постсоветское пространство устремились все. Напомню, что у нас было даже отделение прославившейся газовыми атаками в токийском метро Аум Синрикё! Ну, это к слову. Продолжим.
Крепнет и развивается дружба между народами. Так утверждают официальные источники. Что ж, положим, это само по себе хорошо. Тем паче, что мы живём в эпоху сплошной глобализации, потоки информации захлёстывают нас с возрастающим в геометрической прогрессии напором, и теперь, я бы сказал, мы уже страдаем от переедания. И положим, представительства всяких сектантствующих учреждений с ярко выраженной экстремистской ориентацией нам вовсе ни к чему. Но у нас каких только адвентистов-мамелюков нету: да всяких полно!
Границы становятся всё более эфемерными преградами, и Шенген тому яркое свидетельство. Поднимите руки, кто ещё не был в Турции или в Египте, кто ещё не карабкался на афинский Акрополь и не спускался в казематы римского Колизея? Вроде бы, на Западе у нас культурный обмен наладился вполне сносно.
Ситуация же на Дальнем Востоке складывается несколько иначе, и порой у меня создаётся впечатление, что Великую Китайскую стену снесли напрочь, и тысячи тысяч граждан Поднебесной короткими перебежками стали просачиваться на российскую территорию. Впрочем, я, наверное, утрирую или нагнетаю…
Таким вот кружным путём я подвёл вас к довольно щекотливой теме, о которой не так уж громко в Рязани говорят. А стоит говорить? Судите сами.
Щас я всем, кто читает этот пост, прям по лбу шандарахну: итак, в марте 2010 г. в Рязанском Госуниверситете им. Есенина появилось новое структурное подразделение - Институт Конфуция. Обращаю ваше внимание на тот факт, что ИК осуществляет свою деятельность согласно ВУЗ-овского Устава, но в рамках соглашения с Главным управлением этой организации «Ханьбань». Чуть ниже мы к этому ещё вернёмся… Да, ещё одна деталь: Институт Конфуция является некоммерческой образовательной организацией, основной целью которой является развитие культурных связей между двумя странами.
Вроде бы, здорово, что мы у себя в Рязани получили возможность изучать китайский язык, узнавать много всякого интересного про китайскую чайную церемонию и про другие такие очень специфические восточные штуки, про ту же самую фен-шую, например. (Может быть, фен-шуя и не китайская забава, но из той же оперы!) Нашему человеку всякая экзотика издревле становится, я бы сказал, ближе и роднее своего, исконного. Опять же, к слову. А тут тем более речь идёт о стране, которую чуть не традиционно массовое сознание нашего народа ассоциирует с огромной оптовой базой дешёвого ширпотреба.
Конфуцианство давным-давно для большинства не-китайцев перестало быть чисто религиозно-философским учением, то есть чем-то туманным, завуалированным, не прояснённым до конца: давным-давно Конфуцианство стало, пожалуй, самым раскрученным китайским брэндом, а это значит, что оно превращено в локомотив, прущий за собою бесконечные эшелоны с товаром, который нужно, по всем законам экономики, реализовывать, так или иначе, на мировых рынках. И открытие Института Конфуция, как не крути, это маркетинговый ход. О целях и задачах чуть ниже…
И вот, значит, просуществовавшее чуть более года в Рязанском Госунивере отделение Института Конфуция решило внедриться вглубь и шире развернуть свою просветительскую деятельность на образовательном поле. Чего уж проще, китайские товарищи пошли в школы! Опять же, сама по себе идея обучения наших детей языку той страны, которая по всем статьям, как бы, является стратегическим партнёром России - это хорошо. Однако если учесть, что к обучению в пяти рязанских школах приступили не на основании официального соглашения с РГУ, а по устной договорённости с персонально взятыми директриссами, то тут уж, изволите видеть, речь может идти об откровенном нарушении закона.
И это вам не поход на книжный развал за дефицитом! Это не полулегальный, экстремально захватывающий дух ночной просмотр «20-го века» или «Последнего танго в Париже» Бертолуччи!
Кто-то обратился в Прокуратуру за разъяснениями, началась проверка. Всякое волокитное дело у нас рано или поздно закрывается, и недавно стали известны результаты работы следственных органов. Выяснилось множество любопытных фактов: во-первых, отделением Института Конфуция при РГУ им. Есенина не была надлежащим образом оформлена организационно-нормативная документация занятий в школах, вследствие чего, естественно, занятия в настоящее время прекращены; у граждан КНР, работавших с юными рязанцами, вообще не проверялась их педагогическая квалификация. Нашли, к чему придраться…
Потом, была проведена проверка т.н. «Большого праздника весны в Институте Конфуция», прошедшего 20-21 февраля прошлого года. Оказывается, в составе прибывшей в Рязань китайской делегации 19 человек что-то там напортачили при въезде в РФ, и получилось, что заявленная ими цель визита не соответствовала фактически осуществляемой в период пребывания деятельности. Кошмар!
Примерно такие же истории случились, кстати говоря, в Томске и Новосибирске. К примеру, при приеме на работу китайцев не проверяли на наличие ограничений для ведения ими педагогической деятельности. Не проводилась проверка документов о соответствии образования китайских преподавателей российским требованиям. Жуть какая!
А теперь, будьте серьёзнее, господа и дамы!
У нас под боком огромная страна, компартия которой поставила перед своим неисчислимым трудовым военнообязанным ресурсом весьма экстравагантную задачу: к середине тридцатых годов этого столетия построить на Марсе первые колонии, и это не шутка. Если я где-нибудь вижу улыбающегося китайца с фотоаппаратиком, я вспоминаю именно об этом.
Сеть Институтов Конфуция стала разворачиваться по всему миру в 2004 году. Сейчас действует не менее 600 Институтов и классов Конфуция почти в 100 странах и регионах по всей планете. Количество зарегистрированных слушателей исчисляется в сотнях тысяч человек. Лично у меня вызывают серьёзные опасения именно цели сети образовательных учреждений моего стратегического партнёра, готового на всё, ради их достижения. Причём, Институт Конфуция финансируется Государственной канцелярией, а не какими-то бескорыстными филантропами.
Американцев волнует, что Институты Конфуция, в первую очередь, «продвигают позицию китайской компартии по вопросам Далай Ламы и Тибета, независимости Тайваня, демократических движений за рубежом и диссидентства внутри Китая», - как указано в докладе известного социолога Стивена Мошера, представленного в Комитет по иностранным делам Конгресса США и озаглавленного «Институты Конфуция: троянские кони китайского пошива». - «Существуют свидетельства, что Институты Конфуция подрывают академическую свободу вузов, занимаются промышленным и военным шпионажем, следят за китайскими студентами за рубежом» - особо подчёркивает Стивен Мошер.
Канадской службой безопасности и разведки ещё в 2007 был опубликован отчёт о деятельности Институтов Конфуция со ссылкой на социологические исследования сотрудника общественной организации «Брей-Брит» Дэйвида Мейтиса, в котором прямо говорится, что Институты Конфуция «Номинально просто занимаются обучением китайскому. Но неформально эти институты используются для шпионажа в студенческих городках».
Примерно по тем же причинам закрыты отделения Института Конфуция в японском университете Осака Саньо, в университетах Чикаго и Мельбурна.
По требованию профессорско-преподавательского состава Институт Конфуция был отделён от университета Стокгольма за «политический надзор и подрыв академических свобод» на основании того, что договоры между иностранными ВУЗами и Институтом Конфуция подразумевают признание «единства КНР» и наложение табу на любые темы касательно оккупации Тибета и независимости Тайваня.
А теперь вспомните, что в самом начале я предложил вам, дорогие мои читатели, обратить внимание на тот факт, что между РГУ им. Есенина и Главным управлением ИК «Ханьбань» заключено подобное соглашение. Интересно, как в РГУ вообще преподают мировую и отечественную историю?
В России сомнительными остаются юридические основания сотрудничества наших университетов с конфуцианской сетью. Институт Конфуция фактически на территории РФ является нелегальным иностранным информационно-культурным центром. Ну, это для продвижения искусства чайной церемонии…
Конечно, сейчас нам не до высокого искусства. Хотя иногда китайские кинематографисты радуют знатоков и ценителей. Впрочем, те режиссёры, которые радуют, живут не в самом Китае. И к слову, в Каннах в минувшие выходные китайцев киношников обокрали…
В самом Китае сплошное процветание, всё там такое грандиозное, монументальное, планы все амбициозные. Флаг им в руки! Учиться у китайских товарищей есть чему, например, дисциплине и прилежанию. И я бы добавил: бдительности следует у них учиться! За Великой Китайской стеной может происходить всё, что угодно, но об этом мы можем узнать спустя… а можем и вообще ничего не узнать, сколько там народу погибло при последнем мощном землетрясении… а всё потому, что ни гуглиться, ни яндекситься, ни викепэдиться в Китае вообще никак нельзя, в КНР Интернет под колпаком, всякое своевольное чириканье в сети расценивается как преступление.
И я совсем не хочу, чтобы в Рязанском госунивере орудовали какие-то засланцы страны, которая до сих пор своим народом управляет по принципу: шаг влево, шаг вправо - попытка к бегству, прыжок на месте - провокация, стреляем на поражение без предупреждения.
Я хочу ходить в киноклубы и смотреть киношлягеры, может, даже каких-нибудь арт-хаусных китайских режиссёров; я хочу в книжных магазинах сидеть на диване с томиком чьих-нибудь стихов, может, даже какого-нибудь китайского поэта, вау… Между прочим, романчик прошлогоднего нобелевского лауреата по литературе Мо Яня я попробовал начать читать: Мура!
И уж точно я не хочу, чтобы нас с вами учили чему-то те, кто ничего не смыслит в нашей жизни, краеугольным камнем которой стала фраза:
«… может быть, что и вся-то цель на земле, к которой человечество стремится, только и заключается в одной… беспрерывности процесса достижения, иначе сказать - в самой жизни, а не собственно в цели…»
Так написал Фёдор Достоевский.
Куда уж там какому-то Конфуцию.

Институт Конфуция, Рязань, РГУ

Previous post Next post
Up