... и опять впереди под десяток часов лёта, снова потянуло на неторопливые историко-технологические рассуждения (основанные отнюдь не на чужих рассказах, а на собственном тяжком опыте и знаниях, исходящие из многих-МНОГИХ разных событий, в т.ч. катастроф - но не привязанные конкретно ни к каким из них отдельно.
Без малого =40(сорок)!… лет назад 06.10.1977 поднялся в небо отечественный "технологический прорыв" - Гордый красавец МиГ-29. Отчизна спешила до крайности с его принятием на вооружение, ейных двухкабинных "спарок" к началу строевого-боевого летания не было ни то что в полку - а даже на заводах. С 1984 года мы-красвоенлёты ВВС СССР осваивали боевые-одноместные ястребки революционно-нового поколения без всяких "провозок" - сразу сам, один в кабине, от первого вылета по кругу и далее до ПОЛНОГО объёма К.Б.П… до групповых перехватов и маневренных воздушных боёв, до практического применения всех штатных видов вооружений - и по наземным целям, и по воздушным (тогда автор сиих строк, аж 24-х лет от роду, был боевым 2-классным "асом" МиГ-21БИС с тремя старлейскими звездочками на погонах :)
Но наше освоение МиГ-29 началось отнюдь не с упоения полётами - а с очного лицезрения того, как прилюдно 07.02.1984 прям на демонстрационном пилотаже такой Гордый красавец вдрыск вгрызся в бетон родной полосы в Кубинке, а ейный пилотяга погиб. За 3(три) дня до того - аналогичную картину в феврале 84-го года лицезрели и в Липецке. Потом ещё и ещё… кто из летунов успеет-было - тот катапультируется, кто не успеет - убьётся :( год за годом ВВС несли потери МиГ-29 - то в одном полку (в т.ч. неоднократно и в родной Кубинке), то в другом центре… нынче уж и сосчитать всех по памяти не выходит, сбиваешься !
Та драматичная гонка усугублялась не только жесткими сроками перевооружения Советских ВВС, но ГЛАВНОЕ - за ней не поспевали технологии …тогда в столь малые габариты конструктивно не могли "вписать" существовавшие высокоскоростные гидропривода, потребные для электро-дистанционных систем управления (ЭДСУ), и потому управление вынуждены были делать по древне-архаичной "тракторной" схеме - чисто механическое, через систему тяг-качалок… со всеми "вытекающими" :( широкая вариация задач подразумевала ОГРОМНЫЕ "разбежки" в параметрах полёта, весах-центровках, номенклатуре подвесок вооружения и пр… В любом полёте, на тех или иных этапах постоянно требовалось то автоматически выпускать-убирать крыльевые носки, то подключать-отключать дифф.стабилизатор, то "списывать" элероны, менять передат.коэффициенты ходов-усилий и т.д., и т.п… Разумеется - с НЕИЗБЕЖНОЙ ДИСКРЕТНОСТЬЮ (это ж тебе не цифровое счисление), конечно же с НЕИЗБЕЖНЫМИ в таких случаях погрешностями бесчисленных датчиков - то глючащих, то засир@ющихся, то дохнущих. Автор сиих строк взрослел, мужал, стал испытателем в ОКБ "МиГ" и затем в сотнях исследовательских полётов уже сам из года в год проверял-отрабатывал новые и новые конструкторские "заплатки" на том тракторно-механическом "тришкином кафтане". Из модификации в модификацию перелицовывалась структура управления ("9.12", "9.13", "407" и т.д…), в ейную добавлялись новые и новые датчики и агрегаты, новые и новые представители военного заказчика (с меньшим или бОльшим скрипом) подписывали-таки Акты гос.приемки - вся эта кухня шла в новую серию и в армейский строй, делились премии и награды … а новые датчики уже по-новому то глючили, то засир@лись, то дохли :( а строевые красвоенлёты всё бились и бились!… ТОСКЛИВО :(
Но даже тогда, в махровом СССР'е отечественный авиапром научился-таки вписывать новые гидроагрегаты-привода в те габариты маленького ястребка, даже у того Гордого красавца появилась наконец-то отечественная модель "9.15" с ЭДСУ… и автор сиих строк дорос-таки до "козырного" Советского испытателя, которому довелось аж исполнить 1-Первый подъём опытного самолёта "9.15-7" с усовершенствованной ЭДСУ (ставшего впоследствии первым опытным экземпляром микояновского перспективного истребителя с отклоняемым вектором тяги).
Дык а к чему тут всё это многословие?… побахвалиться что ли???
Да, наверное - почему бы и нет?!… ну где б ещё столь древний аэро-дедушка так неспешно бы понастольгировал-помаразмировал, как ни в длииииннющем многочасовом полёте над своей Родиной - от самого ейного края и до края (не в мирской же суете ;) Всё сказал?… а-а, stand by, please!… чивой-то вроде мой склероз подзабыл - чё ваащще хотел-то??? Аах-хх, да - ну дык же!!!
Надысь тут вычитал (вроде враньё)?… что, оказывается, нынешняя Гордость амер.-авиапрома, именуемая "самый массовый пассажирский самолёт в Мире" и МАССОВО клепаемая на Боинг-стапелях… по сей день имеет точно такое же "тракторное" тракторно-тросовую одряхлевшую архитектуру мех.управления, которое как порой изначально клинило-глючило, так и продолжает поныне … в структуру которого как добавлялись "заплатки на тришкин кафтан" - так и поныне они уже по-новому то глючат, то засир@ются, то дохнут!… а ейные линейные пилоты (оказавшись вдруг без автопилота) шарахаются от неожиданных ДИСКРЕТНЫХ моментов и через раз …то поймают непредсказуемую перебалансировку, то нет - то, трясясь, выведут, то нет (и тогда полетят их-пилотские Душеньки прямиком в рай, прихватив с собой Души всех сидевших в салоне невинных паксов)!!!
Стоять!… это что - бред?… мне это снится что ли??… оп чём речь-то - о технологиях Советского авиапрома образца 70-х г.г. прошлого тысячелетия или американского образца 2016 г.???
Но ведь даже тогда, в СССР - мы уже научились-было делать ЭДСУ даже на маленьких ястребках !… и те крайние в Истории серийные МиГ-29 с тракторо-механической проводкой управления были как-никак боевыми машинами, с отличными катапультами под пилотскими задами !!!
Но как же можно нынче, четыре десятилетия спустя, продолжать массово клепать эти отстойные тракторо-тросовые технологии аж на Боинг-стапелях и набивать их Душами ни в чём не повинных, не разбирающихся в массе своей обычных пассажиров?… и при этом цинично бахвалить себя как "самый массовый пассажировоз в Мире"??? Ведь даже в заплёванной всем Миром, безвозвратно технологически отсталой России - на этих тракторно-тросовых управленческих "мудовых рыданиях" аж в прошлом веке был окончательно поставлен крест - и тут теперь даже еле-еле слепленный-было Суперджет имеет заметно более продвинутую ЭДСУ, чем ЭйрБюсы, и летает нормально… а в структуру управления нового МС-21 закладывают столь передовые технологии, что "аж страшно" ;) как бы, глядишь, в данной сфере в Мировые лидеры не выбиться (чур меня, чур)!!!… дык а про управление Гордости мирового Лидера амеровского гражданского авиапрома - т.н."самого массового в Мире пассажировоза"… наврали небось?… или мне приснилось???
Простите пожалуйста авиа-дедушку!… разбудите-разубедите его, плиз :( а то что-то кошмарный сон затягивается !!!