В сегодняшнем посте я хотел бы вернуться на месяц назад. Почему именно в начало декабря 2011 года? Да потому что в угаре парламентских выборов и подготовки к ним жители Липецкой области совершенно незаслуженно забыли историю гражданина Российской Федерации, липчанина Александра Григорьева (АГ), который день знаменательных выборов провел в каталажке, получив 3-е суток административного ареста за ... если честно сказать, то ХЗ за что его лишила свободы щедрая на сутки мировая судья Оксана Генова. Я давно следил за блогом АГ на GOROD48, но и подумать не мог что оппозиционная деятельность Григорьева в Липецке может буквально за живое задеть руководство города. Иначе чем объяснить то коварство и подлость, которую применили по сути к безобидному, а главное мирному человеку властьимущие политические бездари и судебные марионетки?
Я абсолютно уверен, что задержание и арест АГ имел и имеет большое значение для политической жизни Липецкого королЁвства, а последствия всего этого действа будут проецироваться на жизнь каждого, кто недоволен действующим режимом еще долгое время.
Освобожден Александр Григорьев был 5 декабря, и уже поздним вечером в этот же день мы встретились с Александром. Не мог я упустить шанса встретиться с первым политзаключенным Липецкой области. Встретил меня немолодой, худощавый мужчина с уставшим взглядом, что и понятно: 3-суток тюремной баланды и жесткая шконка не могли не отразиться на внешнем виде вчерашнего арестанта. И только мимические морщины выдавали в нем веселого и жизнерадостного человека.
ЖЖ:
Здравствуйте, Александр. Ваш арест вызвал неподдельный интерес к Вашей персоне у многих, но к сожалению информации о Вас очень мало. Можете рассказать о себе?
АГ:
Начнем с того, что мне 49 лет и родом из города Приморско-Ахтарск Краснодарского края. Жизнь меня поносила сполна. Довелось пожить на Чукотке, потом был переезд обратно Приморско-Ахтарск, откуда уже мы переехали в Липецк где я и закончил свое обучение в школе. Работал некоторое время на БАМе. В армии служил в Хабаровске, откуда уже вернулся в Липецк. С тех пор здесь и живу. Да..., еще повезло мне пожить некоторое время и дальнем зарубежье: Голландия, Израиль и Греция.
ЖЖ:
Теперь понятен Ваш оппозиционный настрой. Вы насмотрелись забугорной демократии в действии?
АГ:
Я очень много объездил. По крайне мере 15 стран дальнего зарубежья посетил, причем не только посетил но в некоторых странах, как и говорил ранее, мне довелось пожить. Например в Израиле на правах нелегала я чувствовал себя намного лучше чем в сегодняшней России. Тоже самое могу сказать и про Голландию. Потому что если в России будет хоть доля голландской демократии мы бы жили, как у "Бога за пазухой"! Есть к чему стремиться.
ЖЖ:
Александр, теперь хотелось бы узнать каким образом Ваши политические взгляды стали отличными от официальной позиции властей? И когда это произошло?
АГ:
Да я практически всю жизнь был оппозиционером.
ЖЖ:
И при коммунистах?
АГ:
Нет, при коммунистах я был членом КПСС. Но при этом ухитрился выйти из КПСС еще за долго до развала СССР. 1988 году я вышел из коммунистической партии и уже в то время занялся мелким бизнесом, возглавив один из первых кооперативов Липецкой области.
ЖЖ:
А как Вас встретило начало 90-х?
АГ:
Как и многие в то нелегкое время я занимался мелким бизнесом. И в политической жизни страны на тот момент не участвовал совсем. Но продолжалось это не долго и в пору экономического кризиса и дефолта начала 90-х я вовремя успел выйти из бизнеса с минимальными для себя потерями.
ЖЖ:
А когда же окончательно бизнесмен Григорьев превратился в оппозиционера Григорьева?
АГ:
Началось это так же в 90-е годы. Еще при Ельцине я распечатывал листовки, призывающие голосовать против всех. Тогда еще эта графа была в избирательных бюллетенях. Это было "жим-жим", и даже откровенно страшно, но я это делал. Листовки распечатывали, распространяли, расклеивали. И ни кто за это не арестовывал.
ЖЖ:
Александр, за кого голосовали на выборах в ГД? И голосовали ли вообще?
АГ:
Голосовал. В изолятор приезжала выездная избирательная комиссия. В Думу за "Правое дело", а по облсовету за коммунистов. Если честно сказать, то на данный момент в России нет политической силы взгляды которой я бы поддерживал полностью.
ЖЖ:
Но тем не менее многие знают о Ваших связях с некоторыми политическими силами региона?
АГ:
Скрывать тут нечего. Например в 2010 году я шел на выборы в горсовет от "Справедливой России". Мне предложили попробовать. Я попробовал. Учитывая мизерный бюджет выделенный на избирательную компанию, результат был очень хорошим. С "Правым делом" у меня отношения особые из-за того, что в этой партии много моих хороших друзей и товарищей. Но не смотря на это я по прежнему беспартийный.
ЖЖ:
Александр, в этом году (прим.авт. 2011) Вы пытались зарегистрироваться в качестве кандидата на должность мэра города Липецка. Чем было продиктовано такое решение? И почему не сложилось?
АГ:
Решение это было продиктовано тем, что я надеялся на поддержку жителей Липецка, потому как у меня было впечатление, что народ очень недоволен "Единой Россией". А не сложилось из-за того, что я не смог собрать достаточное количество подписей. В принципе я не сомневаюсь, что я бы смог набрать подписи при наличии достаточного финансирования. По моим подсчетам хватило бы 5 млн. рублей. Но, к сожалению, у меня таких денег нет. Была с моей стороны предпринята попытка провести переговоры с Липецкими коммунистами, на предмет того чтобы я баллотировался в мэры от них. Это бы решило проблему с подписями. Но, к сожалению, понимания мы так и не достигли. Хотя в дальнейшем я предлагал людям голосовать за Сиротина. Но, оказалось что любой кандидат кроме Гулевского был изначально не проходным.
ЖЖ:
Александр, а если на секунду предположить, что Вы все-таки стали мэром Липецка. С чего начали бы?
АГ:
Всё просто: половину нынешней городской администрации я бы посадил в тюрьму, а вторую половину - уволил. Кстати, на встрече Александра Соколова с избирателями я озвучивал этот тезис, который Соколов в дальнейшем использовал многократно.
ЖЖ:
А теперь, собственно хотелось бы узнать о Ваших не простых взаимоотношениях с правоохранительными органами города Липецка. На сколько мне известно, то задержание 2-го декабря было уже не первое?
АГ:
Первый раз я был задержан сотрудниками полиции в мае месяце 2011 года, когда в Липецке проходила общероссийская конференция по ЖКХ. В тот день я вышел на площадь перед ДК "Профсоюзов" с плакатами: "Не верьте мэру, он патологический лжец" и "Реформа ЖКХ - тупой распил бюджета". Это был одиночный пикет. Пикетировал я, а происходящее снимал на видео мой давний товарищ, липецкий правозащитник Марк Гольдман. Пикет проходил не более 10 секунд, я буквально только успел развернуть плакаты, как подлетели полицейские и забрали меня в Советское РОВД. Со мной забрали еще 3-х человек, которые в пикете не участвовали, но пытались объяснить полицейским, что их действия не законны и противоречат Конституции РФ. В числе задержанных был еще один липецкий правозащитник - Олег Бурков.
ЖЖ:
Что происходило дальше? Как полицейские с Вами обращались?
АГ:
В тот раз было все мирно. Даже рядовые сотрудники РОВД просили у меня листовки, после чего с неподдельным интересом их изучали. А потом, видимо в качестве сувенира оставляли себе на память. Так и получилось, что половину приготовленных листовок я отдал в Советском РОВД. А дежурный мне вообще сказал, что знает меня и помнит, как меня с Гольдманом уже привозили в его смену.
ЖЖ:
И чем же в конечном итоге закончился этот фарс?
АГ:
Закончилось, как и положено: судом. Судили не только меня, но и Олега Буркова, для того чтобы мой одиночный пикет превратить в несанкционированный митинг. Хотя Олег Бурков в пикете не участвовал, о чем заявлял и полицейским и в суде. Но его доводы в учет не приняли. Отделались мы штрафом по 500 рублей. В дальнейшем решение суда обжаловали, но безуспешно.
ЖЖ:
А что за история с одиночным пикетом возле Советского суда?
АГ:
А это как раз произошло после того, как на меня наложили административный штраф в размере 500 рублей. Стоял на против суда с плакатами, которые я изготовил из листа простого картона: "Неадекватным судьям не место в суде" и "Судьи Мясников и Холина в Плеханово". Если судья смотрит на одного человека, а в глазах у него двоиться, то либо он страдает шизофренией, либо он алкоголик. Такому судье не место в суде, его надо гнать.
Дальше подъехал сотрудник полиции и спросил: есть ли у меня согласование на пикет? Тогда я вручил ему листовку и сказал, что если он видит что я не один, значит он такой же, как судьи Мясников и Холина, но я надеюсь, что после переаттестации ты все-таки не псих? Под конец одиночного пикета возле меня было 3 машины полиции. Но в тот раз помешать моему пикету полицейские не пытались.
ЖЖ:
На сколько мне известно, Вас еще раз задерживала полиция до событий 2-го декабря?
АГ:
Да, действительно было еще одно задержание. 28 ноября мы организовали митинг, против Единой России. Митинг был разрешенный, согласованный, но тем не менее, когда я шел на митинг, меня на улице Первомайской остановили два крепких мужчины в штатском, представились сотрудниками полиции и сказали, что руководство городской полиции желает со мной по-беседовать. Полицейские с ходу пригрозили, чтобы я не дергался, в противном случае обещали применить силу. Обещание они свое сдержали: схватили меня за куртку и потащили в свою машину. Такая агрессия полицейских мне до сих пор не понятна, ведь я не сопротивлялся. Да и учитывая мою комплекцию, я физически не мог оказать сопротивление бугаям-полицейским. Но, в конечном итоге, как прошел митинг меня сразу же отпустили, не найдя причин для моего дальнейшего задержания.
ЖЖ:
Все-таки я не понимаю, Александр, откуда взялся такой фанатичный интерес липецких полицейских к Вашей скромной персоне? Давайте будем откровенны. Даже если предположить, что Вы бы набрали достатчное количество подписей и были зарегистрированы в качестве кандидата в мэры Липецка, то все равно реально политической угрозы для действующего мэра Михаила Гулевского Вы не представляли. На тех же митингах и пикетах Ваше поведение было так же безобидно. Таких пакетирующих сейчас по стране очень и очень много. У Вас есть свои соображения на этот счет?
АГ:
Если честно, то я и сам не понимаю, кому я помешал. В принципе я не такая большая персона, что меня постоянно задерживали, а точнее даже захватывали. Я ведь понимаю, что перед самим моментом задержания полицейские знали где я нахожусь, что подразумевает проведение, как минимум слежки за мной.
ЖЖ:
Ну, вот теперь мы подошли к самому главному: Ваше задержание 2-го декабря и последующий административный арест на 3-суток. Как все было? И пожалуйста по-подробней.
АГ:
2-го декабря я вышел из дома в руках у меня был большая сумка в которой находились листовки и плакаты. Путь мой лежал через Центральный рынок. Уже в тот момент я понимал, что могу не дойти до места проведения пикета, потому как за несколько часов до этого один из моих товарищей предупредил меня, о том, что полиции дана команда прессовать участников пикета по полной. Мне даже предлагали отказаться от посещения намеченного мероприятия. Но я посчитал на тот момент, что моя гражданская позиция намного важнее страха перед полицейским прессингом.
ЖЖ:
А каково было содержание плакатов из Вашей большой сумки? Их ведь так и не увидели те, для кого они предназначались.
АГ:
"Путин уходи по хорошему", "Единую Россию - вон из России" ни чего экстремистского в моих плакатах не было.
ЖЖ:
Что происходило дальше?
АГ:
А дальше меня забрал на машине товарищ в компании которого мы и отправились на митинг. Уже на улице Зегеля возле областной Администрации стало понятно, что сотрудники ГИБДД ждут именно нас, так как сразу после нашего появления машину моего товарища остановили на против Собора. Мы спросили полицеского: зачем Вы нас остановили? Полицейский четко ответил, что действует по распоряжению руководства. К нам сразу же подбежал представитель Липецкого ГУВД подполковник Олег Паниота. Понимая, что происходит что-то странное, я оставил приготовленные мною плакаты в машине и двинулся пешком к месту проведения митинга. Но не успел сделать и двух шагов, как меня окружили сотрудники полиции, прижали к багажнику машины и начали требовать чтобы я показал, что находится у меня в сумке. Я у них спросил: на каком основании должен показать им содержимое сумки? Тогда полицейские стали придумывать на ходу "сказки" про оружие и взрывчатку, которые по их мнению, непременно должны были лежать в моей сумке. Тогда я вытащил одну из листовок и показал настойчивому полицейскому. Полицейский даже не глянул на текст, заявил что это запрещенная агитация и приказал своим подчиненным доставить меня РОВД для составления некоего протокола. Как раз в момент моего задержания приключилась интересная история, когда мимо проходящий ветеран ВОВ прочитал содержание моих плакатов, то сразу схватил меня за руку и попытался оттащить от полицейских. Но липецким полицейским было абсолютно плевать на незаконность своих требований и на попытки ветерана ВОВ помочь мне. Полицейских становилось все больше. Они наваливались на меня и на безобидного старичка. В какой то момент полицейские оттащили меня к своей машине...
ЖЖ:
Вы сопротивлялись при задержании?
АГ:
Какой там сопротивлялся? В одной руке сумка, в другой пакет да еще при том, что человек пять полицейских вцепились в меня мертвой хваткой. Я даже пошевелиться особо то и не мог. Дальше меня просто закинули в полицейскую машину и увезли. Увезли опять в РОВД. В РОВД сразу же началась непонятная ситуация, когда руководство полицейских заставляло писать своих подчиненных рапорт о том, что в момент задержания я якобы сопротивлялся. Рядовые сотрудники отказывались, тогда в ход пошли угрозы потерять свое рабочее место. Удивительно, но рядовые сотрудники полиции относились ко мне с уважением и даже неким пониманием. Тем не менее рапорты были написаны, и оказалось, что я чуть ли не пытался избить полицейских.
ЖЖ:
Вы считаете, что по отношению к Вам эта акция полицейских была спланирована?
АГ:
Безусловно, с самого момента задержания было понятно, что на этот раз задача полицейских не банальный штраф. Меня хотели арестовать. В результате они составили протокол за изготовление незаконной агитации, причем никого не интересовало, что выявить какое либо изготовление на улице Зегеля было просто не возможно, так как листовки и плакаты были изготовлены ранее.
ЖЖ:
Расскажите, а как проходил суд на этот раз?
АГ:
Сразу же после составления протоколов меня отвезли в суд. Где уже было не менее 20-и полицейских. В самом начале подполковник Паниота о чем то очень эмоционально беседовал с судьей, потом вышел из кабинета и начал что-то разжевывать своим подчиненным, которые все это время ожидали его "ценных указаний". Войдя в кабинет к судье Геновой она спросила у меня мои ли это листовки. Я пытался объяснить Геновой, что никакой противозаконной агитации я не вел и листовок не распространял. Но мои объяснение были Геновой не интересны. За-то она с огромным удовольствием слушала откровенную ложь подполковника Паниота, который рассказывал, как якобы я бил пакетом сотрудников полиции по голове и вообще ожесточенно сопротивлялся сотрудникам полиции. Да, еще я, якобы, ругался матом. Тогда я не стал скромничать, и прямо на судебном заседании заявил подполковнику, что он лжец. Когда я пытался парировать подполковнику Олегу Паниота, судья постоянно перебивала меня и не слушала, за-то с нескрываемым удовольствием слушала версию лжеца-полицейского. Самое интересное, что с моей стороны было два свидетеля, которые явно указали, что никакого сопротивления я не оказывал.
ЖЖ:
И чем закончилась эта театральная постановка?
АГ:
А финал оказался драматичным. 3-е суток административного ареста и 1000 рублей штрафа.
ЖЖ:
И последний вопрос, Александр. Считаете ли Вы себя политзаключенным?
АГ:
Безусловно моё задержание и последующий арест носили политический характер.
Итак, 3-е суток Александр Григорьев по сфабрикованному делу провел в изоляторе. Знают об этом все: и подполковник Олег Паниота и судья Оксана Генова. Подробно свои "тюремные" приключения Александр описал в своем
блоге на GOROD48 , поэтому не вижу смысла повторяться.
Уникальная и интересная история человека, который лицом к лицу столкнулся с беспределом и беззаконием власти. Пережил и не сломался, а наоборот окреп. Вы только представьте, что с юридической точки зрения Александр Григорьев всего-то в пять раз менее опасен для нынешней власти чем Алексей Навальный, которого уже после ареста Григорьева приговорили к 15 суткам административного ареста. Проблема заключалась в том, что региональным властям на момент проведения выборов в ГД не давали четких указаний из центра, что делать с такими, как Григорьев. Поэтому Липецкие жернова решили перемолоть этого человека в назидание другим. Но это была ошибка. Сегодня уже маловероятны такие выходки полицейских. Пока им приказали занимать выжидательную позицию и не вступать в открытое противостояние с пакетирующими и митингующими. Но кто же теперь сможет забыть и простить?
P.S. Кстати, помните пакетик, которым Григорьев, якобы, бил по голове полицейских? Пакетик-то оказался знаковым. Подполковника Олега Паниота, сразу же после нового года назначили новым начальником липецких полицейских. Может в следующий раз сам головой об него хорошенько приложится и третья звезда на погонах сама собой, как прыщ выскочит?