Удивительно, сколько дурацких заблуждений, даже в серьезной литературе, можно найти в связи с тем фактом, что все съедобные грибы имеют русские имена, и только один шампиньон называется по-французски. Мол, не употребляли его у нас в пищу, потому и названия никакого не дали. А почему не употребляли? Пишут и что завезли его из Франции, а раньше он у нас не рос, и что не собирали шампиньоны, боясь спутать их с бледной поганкой, и что брезговали ими, так как растет этот гриб на сильно унавоженных почвах, в местах выпаса скота. Все это, разумеется, чушь.
Росли шампиньоны в наших широтах всегда, и название родное имели - печерица. От слова «печорье» - луговина. С бледной же поганкой спутать печерицу может только тот, кто грибы видел исключительно в жареном состоянии. А уж на счет брезгливости…
Есть, например, такой гриб, навозник. По названию понятно, где растет, не чета шампиньону. И ничего - всегда считался вполне съедобным. Гриб, кстати, очень интересный. Совершенно безопасный сам по себе, он вызывает сильное, хоть и не смертельное отравление, будучи употреблен одновременно с алкоголем. А в девятнадцатом веке его называли еще чернильным грибом и применяли как средство от подделки документов.
Созревая, навозник превращается в густую черную жидкость. Если добавить ее в чернила, то споры гриба будут складываться на бумаге в неповторимые, как отпечатки пальцев, узоры, которые можно разглядеть в сильную лупу или микроскоп. Эти узоры зарисовывали, и рисунок использовали для проверки подлинности документа.
А как же печерица превратилась в шампиньон? В семнадцатом веке парижские садоводы, выращивавшие в теплицах дыни, вдруг обнаружили на своих грядках россыпи грибов, и поняли, что их можно искусственно разводить. Назвали их «champignon de couche», «тепличный гриб» (а вовсе не «слоеный», как можно прочитать в некоторых источниках). А к веку восемнадцатому бизнес настолько распространился, что грибы начали поставлять за рубеж, в том числе и в Россию. Появившись в магазинах и ресторанах, французские печерицы стали продаваться под оригинальным, как сказали бы сейчас, брендом, сократившимся вскоре до одного слова «champignon», что значит просто «гриб».
Интересно и то, почему стали культивировать именно шампиньоны. Большинство съедобных грибов образуют так называемую микоризу - симбионтную ткань между грибницей и корнями окружающих растений. Через нее грибы получают от деревьев и трав органические вещества, а растения от грибов - минеральные. Многие из них вообще не могут существовать друг без друга. Этим и объясняется практическая невозможность искусственного разведения грибов - каждому подберезовику нужна своя береза. Шампиньоны же микоризы не образуют, получая питание из перегноя и эгоистически никому ничего не отдавая взамен.
А здесь могла бы быть ваша реклама, например
такая.