Sep 19, 2010 05:11
DRAFT. Продолжение следует вместе с редакторской правкой.
С этим каждый инженер сталкивается почти каждый день, и почти каждый день их принято игнорировать. Так, как будто их нет. Но мы-то знаем!
Я буду по-простому рассказывать, без зауми.
Начну с такой простейшей штуки, как... гхм... как это назвать... вы играли в Heroes of Might & Magic? :) Там когда сражение происходит в пошаговом режиме, иногда бывает, что ваши войска пропускают ход, а иногда - делают второй ход вне очереди? Помните?
Это происходит в данной игре благодаря такому механизму, как "мораль". Если "мораль" войск высокая - они могут с некоторой вероятностью сходить дважды за ход. Ну, а если мораль низкая - то могут ход пропустить.
Так вот, эта самая "мораль" (т.е. фактически - "боевой дух") присутствует и в нашей работе. И так же, если не сильнее, влияет на результат.
Работает так же, что характерно! Если низкая "мораль" - мы, гхм, пропускаем ход.
На нее влияют долгосрочные факторы, влияние которых традиционно называют "мотивацией". Например, хроническая уверенность в бессмысленности своей работы, и ее ненужности - безусловно понижает мотивациюмораль, вынуждая нас реже "делать ходы". Но мы не будем касаться этих факторов, их уже все стопицот раз касались. И не будем называть нашу славную "мораль" унылой мотивацией.
Вместо этого, мы сосредоточимся на краткосрочных, "быстрых", и сугубо инженерных факторах, которые являются неотъемлемой частью нашей работы, и определяют нашу "мораль". И отметим важные свойства "морали" - низкую мораль сопровождает тоска и уныние. Задачи кажутся сложными, неподъемными, и геморройными.
И те же самые задачи кажутся легкими, если "мораль" высокая. Знакомо? :) Бывает такое? :) И это ощущение, бывает, что меняется от задачи к задаче в течении одного проекта! Некоторые задачи вызывают приступы неизбывной тоски, некоторые - наоборот, охотничий азарт.
Иногда это свойство отдельных задач, а иногда - мы впадаем во временную депрессию, и нам все задачи кажутся неподъемными и геморройными. Пальцы - не печатают! А делать надо! И это ощущение нас гнетет, и от этого тоска становится еще сильнее - замкнутый круг. Но - бывает и наоборот! Еще как бывает!
Инженерная деятельность по своей природе очень сильно эмоционально насыщена, но на это не принято обращать внимание. Это воспринимается как слабость. Этого стыдятся. К примеру, принято списывать забывчивость (которая часто является механизмом вытеснения) на "раздолбайство", которое порицается. Непрофессионально, да.
Но природу не обмануть. Не смотря ни на что - мы беззастенчиво ловим от работы кайф. И - бывает, что находимся от нее же в тяжелой депрессии, и это оборотная сторона медали.
Рыть канаву лопатой, в самом деле, физически тяжелее, но психологически проще. Результат труда - нагляден. В большинстве случаев видно, сколько сделано, и сколько осталось до конца.
А инженерная работа состоит в непрерывном решении проблем. И проблемы бывают разные. Их можно условно подразделить на:
1) "Понятная" проблема. Мы знаем подход к ее решению, и можем выдать примерный коридор срока решения. Это, в общем, и за проблему-то не считают. Примерно как рытье лопатой. Это может быть скучно, и рутинно. Большое количество таких задач демотивирует, понижая "мораль".
2) "Интересная" проблема. Подход к решению сходу не понятен, но ясно, что надо немного подумать, и она будет решена в обозримые сроки. Такие проблемы инженеры любят.
3) "Принципиальная" проблема. Не просто подход к решению не понятен, тут другое. Непонятно, с какого конца к задаче толком подступится. Ее невозможно декомпозировать на составляющие, внутри - неизвестность. Кайф, конечно же, при успешном решении таких задач ни с чем не сравним.
Но верно и другое - задачи категории (3) при наличии четкого срока часто сильно демотивируют, понижая мораль. Происходит так потому, что при работе над задачей не видно продвижения. Интуитивная оценка "геморройности" возрастает, от отсутствия наблюдаемого прогресса возникает стресс, который должен, по идее, привести к мобилизации ресурсов, но на деле - мешает сконцентрироваться.
Если мы сталкиваемся с такой задачей, мы находим массу рациональных причин отложить ее. И это вполне естественно.
Ибо, мы, работая над этой задачей, длительное время не получаем положительного "подкрепления". Ничто не поднимает "боевой дух" так, как победа.
Примерно то же самое (отсутствие значимого "подкрепления"), кстати, происходит при длительной работе с задачами категории (1) - какая это нафиг "победа". Но там хоть прогресс четко виден.
Однако, что получается, если мы знаем _весь_ план работ? Что, если мы знаем, что в проекте таких задач _много_?
Вот представьте (или вспомните). Мы некоторое время работаем над задачей категории три, не видим прогресса, впадаем в тоску, смотрим на что бы переключиться (с сугубо рациональным техническим обоснованием, конечно же), и, черт, видим впереди еще пяток таких задач, субъективная оценка "геморройности" которых примерно такая же... Fuck!
Выражается это фразой "работе конца-края не видно". Наши шансы справиться - представляются исчезающе малыми. Мораль - чуть больше ноля. Отвратительно.
Описанные эффекты лежат в природе известного явления - когда проект бодрячком продвигается по графику до 90%, после чего намертво встает на месте. И все забегали. Потому, что инженеры вдруг, внезапно, разводят руками, и не в состоянии ни перепланирование сделать, ни сроки уточнить.
Почему? Да потому, что они субъективно "геморройных" задач в конец надвигали. С сугубо рациональным, техническим, конечно же, обоснованием. Догадываетесь, что произойдет с инженерной "моралью" в этот момент, когда проект "почти" завершен, а там, в конце плана, _такое_? Да что там. Думаю, многие бывали в такой ситуации.
Технические риски, ага. Сложность. Неизвестность. Надо, типо, учитывать и планировать. Квадрат Кантора, и все такое - критичные рискованные задачи вперед. Писал про это.
Но ведь что интересно. Если у инженеров будет высокий боевой дух, и они не попадут в замкнутый круг, когда они начинают _боятся_ задач, - те же самые задачи, которые казались категории "три", на поверку оказываются вовсе не три. Удалось найти подход к проблеме - и задача декомпозирована на набор _понятных_ проблем. И она уже не страшная.
То есть, что получается. Уровень риска технических задач - величина сугубо субъективная, и зависит не только от знаний, опыта, и компетенции исполнителя, но и очень во многом от "боевого духа" и психологического состояния. Шансы справиться с задачей зависят от того, верит-ли исполнитель в то, что у нее должно быть простое решение, или же он уверен в обратном.
Итак, главное - что же делать.
1) В обязательном порядке планируйте свою работу, чтобы видеть, сколько осталось до конца.
2) Всегда отделяйте планирование от выполнения. Категорически противопоказано выдумывать себе следующую задачу после окончания предыдущей!
3) Следуя заветам GTD, составив план, немедленно запишите его и забудьте, сконцентрировавшись на текущей задаче и только на ней. Составили - все, нехрен над ним раздумывать. На план глядите только для отмечания прогресса.
4) Вам надо столкнутся с задачами (3) _сразу_, в начале проекта, пока у вас высок "боевой дух". Если они настигнут вас в конце - вы этого не переживаете. Чтобы с самого начала проекта попасть в ад, используйте квадрат риск-приоритет Кантора.
5) Не питайте иллюзий, что у вас легко получится использовать квадрат Кантора, если вы планируете собственную работу. Использовать квадрат кантора для планирования своей работы крайне тяжело психологически. В ситуации, когда от правила Кантора наибольший эффект, для того, чтобы им воспользоваться - надо буквально, по ощущениям, наступить себе на яйца. Гусары, молчать! Включаются очень интересные механизмы избегания, выражаясь научным языком. :)
6) Очень хорошо, когда у вас есть толковый менеджер, который может выполнить правило кантора, и лично не вовлечен в работу над задачей. Это нивелирует пункт 5).
7) Не бойтесь задач. Термины вроде "эта задача - пиздец" употреблять противопоказано. Старайтесь убедить себя, что задача проста, что у нее есть простое решение, и вы его сейчас просто не видите. Но еще немного, - и увидите. И тогда скажете - ну я же говорил, это простая задача! :)
DRAFT. Продолжение следует вместе с редакторской правкой.