("Latvijas Avize", Латвия)
Волдемарс Крустиньш, 17 сентября 2008
'Когда в свое время, еще до вступления Латвии в НАТО, я был начальником штаба Национальных вооруженных сил Латвии, работал над концепцией государственной обороны и попросил у американцев какого-нибудь эксперта, то мне ответили: что вы, у нас такими вопросами занимаются только генералы, но не надейтесь, что к вам в Латвию будут ездить офицеры столь высокого ранга, мы вам можем какого-нибудь майора послать'.
О российско-грузинской войне с бригадным генералом запаса, профессором Национальной академии обороны Латвии, доктором технических наук Карлисом Креслиньшем побеседовал журналист 'ЛА' Волдемарс Крустиньш.
- С политической точки зрения военный конфликт между Россией и Грузией обсуждают все, кому не лень, а про собственно военную сторону дела - почти полная тишина. . . Какова оценка боевых действий с военной точки зрения? Насколько крупные силы Россия ввела в Грузию? Какие военные трофеи вывезены, что разбомблено, уничтожено?
- Обобщая данные из всевозможных источников, можно сделать вывод, что Россия ввела в Грузию от 20 до 25 тысяч военнослужащих. Мало где появилась информация, что Россия стреляла по грузинским поселкам ракетами "Искандер", что снаряды летали даже из Дагестана. Не соответствуют действительности утверждения России о том, что война началась в ночь с 7 на 8 августа. Еще 1 августа подорвались на минах и погибли шесть грузинских полицейских. 2 августа был обстрелян грузинский населенный пункт, в результате чего лишились жизни пять человек из числа гражданского населения и один полицейский.
- Кто обстреливал?
- Обстрел велся с населенной осетинами территории, на которой порядок обеспечивали российские миротворцы.
- Как этих стрелков называть: партизанами, террористами, боевиками?
- Россия называет их 'ополченцами', что по-латышски может означать: 'вооруженные добровольцы'. Когда в 2004 году грузины на границе с Южной Осетией начали задерживать нелегальных торговцев российским армейским горючим, русские командиры приняли решение вооружить осетин, создав в нашем понимании 'земессаргов' (ополченцев). Им начали даже платить, вначале три тысячи рублей в месяц, теперь - пять тысяч в месяц на руки, однако расписывались в ведомостях эти люди за все восемь тысяч... Коррупция в российской армии все еще большая. Эти вооруженные осетины выполняют охранные и вспомогательные функции, постреливают. Грузинская армия знала, что если осетины начинают обстрел, то есть два варианта: вести ответную стрельбу, и тогда осетины быстро замолкнут, или не вообще не стрелять - осетины также затихнут.
В этом году грузинские военнослужащие неожиданно заметили, что осетины продолжают стрелять как в первом случае, так и во втором - что-то изменилось. Были и другие признаки, например, обстрел самолетов. 5 августа министр реинтеграции Грузии Якобашвили отправился в Цхинвал выяснить, почему стреляют, но югоосетинский президент Кокойты от встречи уклонился. Якобашвили, ничего не узнав, вернулся обратно. Но обстрел еще больше усилился, при этом нужно отметить, что часть грузинских сел находится среди осетинских населенных пунктов.
Через два дня Якобашвили едет в Цхинвал во второй раз, пригласив составить компанию посла России в Тбилиси Попова, у автомобиля которого по дороге как будто лопнула шина, а затем вышла из строя и запаска, в результате чего он на переговоры не явился. Грузинский министр опять не встретился с Кокойты, однако нашел командующего контингентом российских миротворцев. Он сказал, что Кокойты неуправляемый, и он также не может его найти и остановить обстрел грузинских селений. Министр правительства Грузии спросил, что же делать. Российский командир Кулахметов посоветовал Грузии прекратить огонь в одностороннем порядке. Это также приказал сделать президент Грузии Саакашвили. Но тогда ночью президент узнал, что на грузинскую территорию входят 100-150 русских танков и бронемашин. Саакашвили отдал приказ открыть огонь. У него фактически не было выбора. Это версия одной корреспондентки из России, которая там была и брала интервью у этих персон.
Еще раз хочу отметить, что это лишь версия, так как вся информация об этом событии имеет малую степень правдоподобности. Это многие пытаются рассматривать в качестве начала войны. Но абсолютно ясно, что Россия была готова к такому повороту, потому что нельзя переместить 20 - 25 тысяч военнослужащих столь быстро, как это удалось русским. Военные ожидали только приказа, а политики организовали причину для того, чтобы такой приказ был дан. Вопрос стоит не о том, какая сторона первой начала стрелять, потому что стрельба происходила все время, а о том, что Россия созрела для такого шага как экономически, так и в политическом плане, пока в странах Запада развивается экономический кризис. Россия хочет сказать свое слово в мировой политике, но как в иракском и косовском вопросах, так и в ситуации вокруг Польши и Чехии, где НАТО намерена разместить свои системы противовоздушной обороны, русские "остаются за бортом".
- Но как Грузия не заметила, что у нее на границе стоят несколько русских дивизий?
- Заметили, но не поверили, что Россия нападет - думали, что только пугают, реальная война не начнется. Во-вторых, Грузия рассчитывала: если все же нападение начнется, то через Абхазию, около которой также находились наиболее боеспособные грузинские подразделения.
- Насколько велика грузинская армия?
- Около девяти тысяч военнослужащих.
- Так мало?!
- Да, если не считать резервистов и ополченцев.
- Разве у Грузии как горной страны не было возможностей использовать в борьбе с Россией естественные преграды?
- По моему глубокому убеждению, у Грузии были возможности воевать не меньше, чем у Чечни, где война тянулась и тянулась... Как я понимаю, у грузин не был разработан и отрепетирован оперативный план государственной обороны, в котором нужно было предусмотреть, что в каждой конкретной ситуации должно делать каждое подразделение. Грузия не была готова к вторжению России. Вторая ошибка грузин состояла в использовании систем радиосвязи советского времени: русские эти системы подавили и у грузин появились проблемы, как с противовоздушной обороной, так и с взаимосвязью подразделений. Были ситуации, когда боевые единицы общались между собой с помощью вестовых, потому что прекращала действовать любая связь. Армия России заранее подготовилась к подавлению не только радиоэлектронной связи и радаров, но и обычной телефонной связи. Хотя в грузинской армии были и американские станции связи "Hariss", и иное современное оборудование, но вопрос в том, насколько хорошо они умели этим пользоваться?
- Это значит, что русские всерьез готовились к данной операции.
- Именно так.
- Допускал ли вообще военный потенциал Грузии успешную оборону?
- Если речь идет о численности военнослужащих, то, конечно, обе армии трудно сравнивать, однако с тактической и технической точек зрения войну можно было перенести в горы и горные долины, как это сделала Чечня и другие горские страны, не позволять перемещаться, взрывать и так далее. В Грузии же ничего подобного не происходило. Насколько я знаю, Грузия испугалась начать воевать таким образом, потому что Россия пригрозила с воздуха уничтожить столицу страны Тбилиси.
- Вы допускаете, что такие угрозы со стороны России были реальными?
- Зная, как Россия бомбила Грозный, у грузин не было больших сомнений, что бомбы могут упасть также и на Тбилиси. Моя собственная точка зрения: да, Тбилиси мог подвергнуться бомбардировке, учитывая, что Россия уже преступила несколько международных актов, в том числе, позволив своей армии глубоко войти на территорию Грузии.
- Вошла ли Россия на грузинскую территорию с расчетом, что там останется, или что нужно будет уйти?
- Русская армия останется в Южной Осетии и Абхазии, в других местах Грузии - нет. Об этом свидетельствуют хотя бы то, что в нескольких местах, где была армия русских, исключая Южную Осетию, были взорваны мосты, дороги, иные объекты инфраструктуры, чтобы подорвать экономику Грузии. Они даже ракетой "Искандер" обстреляли нефтепровод. В целом нужно сказать, что Грузия с военной точки зрения себя показала плохо, также как и военные советники из США и других стран, которые пребывали в Грузии. Потому что у них были все данные об активности российской армии до нападения - в наши времена это невозможно спрятать. Из космоса все видно как на ладони, разведывательные службы работают, все знали, что на границе концентрируются русские войска и вдруг - этакая неожиданность!
- Грузин мало в чем можно упрекнуть - намного хуже, что американцы были неспособны действовать.
- Ясно, чего Россия хотела достичь, но - что США? Может быть, там ведутся какие-то политические игры? Например, такой результат войны пойдет на пользу товарищу Буша по партии, республиканцу, бывшему офицеру Маккейну, готовящемуся к президентским выборам. И еще мне кажется, что Грузии не хватало квалифицированных зарубежных военных советников. Когда в свое время, еще до вступления Латвии в НАТО, я был начальником штаба Национальных вооруженных сил Латвии, работал над концепцией государственной обороны и попросил у американцев какого-нибудь эксперта, то мне ответили: что вы, у нас такими вопросами занимаются только генералы, но не надейтесь, что к вам в Латвию будут ездить офицеры столь высокого ранга, мы вам можем какого-нибудь майора послать... Но что может американский майор? Разве что о каком-то оружии рассказать... И у меня есть подозрения, что в Грузии работают именно такие американские "майоры" и, быть может, какой-нибудь "подполковник", у которых нет знаний об обороне в государственном масштабе. Военный результат свидетельствует, что у Грузии не было квалифицированного или добротного плана обороны государства.
- Какой урок вы как генерал вынесли из этой войны?
- Что Латвия правильно поступила, вступив в НАТО и Евросоюз. Если бы Грузия была страной-членом НАТО, то в альянсе был бы выработан план обороны грузинского государства, который предусматривает, какие подразделения каких именно стран участвуют в обороне, и что делает само государство, нуждающееся в защите. Например, в отношении Латвии над такими планами работают с 2003 года. Конечно, эти планы являются секретными.
- Означает ли это, что у латвийских границ не могут концентрироваться подразделения захватчиков, в надежде, что мы этого не знаем или на данный факт не станем реагировать?
- Да.
- Это значит, что они знают, что мы знаем. И это хорошо.
- Да, вот в Пскове находится воздушно-десантная дивизия, которая время от времени тренируется. Довольно быстро можно также перебросить дивизии из Московской области в приграничный с Латвией район. Еще я хочу сказать, что сейчас также разработана новая военная стратегия НАТО, которую презентуют весной следующего года. Ясно, как НАТО станет действовать при нападении на одного из членов этой организации, но что альянсу делать, если нападают на государства, сотрудничающие с НАТО или на какие-то иные страны?
- Какова роль 'земессардзе' (ополчения) в государственной обороне Латвии?
- Сейчас скорее политическая. Если всерьез вести речь о военном времени и структурах военного резерва, то они не могут опираться на добровольческие принципы. И точка. Если мы придерживаемся концепции коллективной обороны НАТО и доверяем ей, то нам резервисты, своя оборонная концепция не нужны. В странах альянса обычно разрабатывают государственную либо национальную военную стратегию. Другое дело - мобилизация, которая предусмотрена законом, и ее можно проводить, если в стране действительно есть серьезная кризисная ситуация. Люди могут быть призваны на военную службу и за год подготовлены к боевым действиям. Поддержание сил постоянного резерва на хорошем уровне, например, как в Швеции, требует огромных ресурсов. Думаю, что Латвии для реализации такого замысла не хватит даже и половины государственного бюджета.