Есть такая особая разновидность балетного безумия - ездить из Москвы в Петербург на один спектакль. Меня это безумие настигло первый раз во время фестиваля Мариинский-2007 при виде состава на "Баядерку" в афише - Лопаткина, Цискаридзе, Александрова. Я сказала: "Я пойду по шпалам. Надо ехать". И вот, сначала один ночной поезд, Питер, поесть, спектакль, после него в полуобморочном от счастья состоянии ещё один ночной поезд. С тех пор театральное безумие разрослось до масштабов "съездить в Вену на 2 дня, Флорес поёт!", но Питер - это классика жанра.
Сейчас, правда, прогресс достиг невиданных масштабов, и в 6.45 ты ещё на Ленинградском вокзале в Москве, а в 11.20, оставив сумку в отеле, уже выходишь на Дворцовую площадь города Петербурга. Про эрмитажную выставку "При дворе российских императоров" я ещё расскажу (девочки, готовьтесь! платья!), а сегодня про виновницу моей поездки.
Ехала я ради Терёшкиной - любви моей. Танцевала она в "Баядерке". И вот что я вам скажу. Помните, в первом акте есть танец с шарфом, когда Никия приходит во дворец к радже? Вроде бы это не гиперсложный "шарфик" в "Тенях". Сто раз я этот дуэт видела и разных Никий в нём. Но вчера вечером я смотрела как завороженная и думала: "Это какая-то невозможная красота!"
А ещё быстрая часть "танца со змеёй" - тоже невозможная, на пределе техники и эмоций. Для её Никии этот букет - не радость и не надежда, и переход к быстрой части - не отчаяние даже. Она давно отчаялась. Это танец как стихия, наперекор всему. Это манифест классического искусства в зале, переполненном туристами, ахающими при виде Золотого божка. Это беспощадное мастерство.
И Никия в "Тенях" - не всепрощающая и любящая, как у Грачёвой, а почти виллиса, готовая затанцевать до смерти. Дева-воительница, валькирия, в которой не осталось ни капли нежности, лучившейся из неё в дуэте с Солором первого акта. Всё выпили, вынули, и осталась только танцевальная страсть и ярость.
P.S. я не хотела обидеть Кима Кимина, он молодец. Шкляров тоже молодец. Все молодцы, но люблю Терёшкину.