Некоторое время назад я с немалым интересом хардкорно упоролся по олдскулу в жанре FPS - нет, не по совсем суровому олдскулу типа Corridor 7 или The Fortress of dr.Radiaki, а по относительно свеженькому и, по меркам поколения 76-82, к каковому сам отношусь, практически вчерашнему. Сиречь, прошёл Call of Duty. Первый. С аддоном United Offensive (у нас издававшимся под названием Второй фронт). Саму игру я когда-то давным-давно, году эдак в 2003-м, мучил немножко. Правда, больше не сам проходил, а смотрел из-за плеча, как проходит товарищ. К тому же это была русская версия. Аддона не видел вовсе - как-то не дошли до него руки. В общем, сейчас посмотрел, можно сказать, свежим взглядом. На 64-битной семёрке заработала игра, кстати, без проблем, но отчего-то не желала сохранять настройки, постоянно сбрасывая их в дефолтные - не помогли ни режим совместимости, ни права администратора, ни ручное рихтование файлов конфигурации. Так что графон пришлось оставить в положении "чуть выше среднего". Это, впрочем, не страшно, поскольку в игре десятилетней давности разница между средним и топовым графоном на фоне современного шейдерного кинца всё равно неразличима. Гораздо больше жаль, что звук так и остался в позиции "стерео" - хотелось послушать полноценный 5.1, он, говорят, в первом CoD отлично сделан.
Итак, Call of Duty - игра, с которой жанр "шутеров про Вторую Мировую", конечно, не начался, но таки окончательно стал иконой тогдашних геймеров мейнстримного толка и мишенью для острот геймеров, претендующих на немейнстримность. До непосредственно первопроходца, Medal of Honor: Allied Assault, я в скором времени тоже доберусь (благо, аккурат недавно затарил на GOG полный пакет с обоими аддонами), а пока - позывы долга, итерации первая и первая с половиной.
Основное впечатление, которое оседает в голове, когда побегаешь в первый CoD часика три - "бедненько, но чистенько". После всяких Modern Warfare и прочих современных частей сериала, которые в каждом кадре так и тычут тебе в нос не зря потраченным бюджетом голливудского размаха, их предок кажется на удивление... нет, не "дешёвым", это звучит как упрёк - скажем лучше "экономным". Кажется, с бюджетом там и в самом деле было не ахти. Во-первых, так и чувствуются следы ножниц, вырезавших то, что не успевали или не могли доделать. Во-вторых, экономия, экономия everywhere. Как в малобюджетном фильме один и тот же актёр может играть с полдюжины ролей второго плана, а одна и та же фанерная декорация, повёрнутая под разными углами, изображает то тронную залу, то темницу, то развалины в лесу, так же и здесь по одним и тем же локациям неоднократно заставляют бегать туда-сюда, а количество моделек техники, бойцов и оружия строго ограничено. К примеру, станковый пулемёт на всю игру один - немецкий MG.42. Его и американцы используют, и наши и, понятно, сами немцы. Пистолета всего два на четыре воюющих стороны: американский Colt M1911A1, который выдали также и британцам, и немецкий Luger P.08 'Parabellum', с которым бегают советские офицеры. Если "Кольт" британцы и в самом деле использовали часто, то "Парабеллумы" у наших можно оправдать только трофеями, но как-то неестественно много этих трофеев, знаете ли... Что самое смешное, в игре есть моделька пулемёта Максима, но к ней, очевидно, не успели прикрутить анимации и прочие штуки, превращающие декорацию в полноценный объект, так что злобный комиссар-заградотрядовец палит в трусов и паникёров из "циркулярки Гитлера", а "Максим" валяется рядом просто так непонятно зачем для красоты.
Нет, вы не подумайте, это я не в упрёк игре, на самом-то деле. Хорошие малобюджетные произведения как раз тем и отличаются от плохих малобюджетных произведений, что в них вышеперечисленные меры экономии в глаза не бросаются и вписаны в происходящее настолько естественно, что даже если ты их и замечаешь, то впечатления они совсем не портят.
Вот с чем действительно беда, так это с модельками человечков. Нет, я в курсе, что для придания большей выразительности фигуре персонажа обычно немножко увеличивают конечности и голову (см., например, солдатиков из настольного вархаммера), но ведь немножко же! А тут взяли плечи с головой и руками и ступни от нормального человека и прикрутили их на тельце щуплого тщедушного гномика. Смотрится просто пугающе временами.
С некоторыми другими модельками тоже странная фигня творится. Вот этот мотоцикл, как можно заметить по его размерам, является либо модификацией детского трёхколёсного велосипеда, либо учебным макетом в масштабе 1:1,5.
Впрочем, подобные ляпы можно пересчитать по пальцам, в основном всё сделано ровно и профессионально. А иногда даже попадаются остатки былой роскоши, сделанные пока бюджет ещё был свеж и не начал подходить к концу - например, эта вот сценка выноса "Тигра" врукопашную, срисованная из Спасти рядового Райана. О киноцитатах мы, кстати, ещё поговорим чуть позже - они занимают важное место в игре и они же сделали советскую кампанию заметно хуже (для отечественного игрока, по крайней мере), чем она могла бы быть.
Кампании в игре три, по семь миссий в каждой, плюс ещё три завершающих миссии - тоже по одной за каждую из сторон. Американская кампания идёт первой и является совершенно типовой "сюжетной кампанией из шутера про Вторую Мировую", ГОСТ такой-то. Она интересная, разнообразная, увлекательная, но при этом совершенно не оседает в памяти - ну, как "летний" киноблокбастер какой-нибудь. Конечно, с одной стороны, она заложила основу всех подобных гостированных кампаний, поскольку была первой такой, но с другой стороны - стоило ли оно того?
Единственное, что случилось во время этой кампании эпохального - первая встреча с капитаном Прайсом. Да-да, именно с этим легендарным персонажем, который затем пройдёт через все части Call of Duty, сделанные студией Infinity Ward. Почти в каждой из них мы при первой встрече вызволяем его из вражеских застенков, и почти в каждой в конце он гибнет. Это не ляп и не сценарная дырка, это так задумано. И в наши дни, в серии Modern Warfare, принимает участие не сын и не внук Прайса, как думают некоторые фанаты, а именно тот самый Прайс. Инкарнация вечного неудачника героя, панимаишь...
Ну и ещё запоминается особняк какого-то знатного фрица, который бравые американские десантники брали тихим диверсионным стелс-штурмом с попутным уничтожением гранатами и длинными очередями от бедра доброй роты немцев (правда, ввиду попкорновости кампании, откладывается этот эпизод в голове странно - я много лет был стопроцентно уверен, что этот уровень был в MoHAA, а вовсе не в CoD). Запоминается он тем, что на фоне поднимающей уже тогда свою звериную голову политкорректности, игра не стеснялась от души показать разнообразную нацистскую символику. Правда, вновь не могу не отметить: аутентичное знамя - круто, реальные тогдашние плакаты - круто, а вот примитивный из трёх моделей составленный "интерьер" помещения - нифига не круто. В те времена уже умели делать гораздо лучше - видимо, всё та же нехватка бюджета виновата.
Вторая кампания - британская. И она, чёрт побери, уныла. Если американская являлась типовой для ВМВ-шутеров, выходивших после CoD, то британская брала свои корни в ВМВ-шутерах, выходивших до. Во-первых, почти половину кампании британский главгерой проводит в гордом одиночестве, словно в каком-нибудь Return to Castle Wolfenstein, полностью игнорируя официальный слоган игры "Nobody fights alone" (войны, мол, в одиночку не выигрываются). Понятно, что массовка компьютерных болванчиков, изображающих боевые действия, в игре по-любому довольно условна, но атмосферу она таки создаёт. Во-вторых, значительную часть времени приходится бегать по однообразным коридорам. Оно, опять-таки, понятно, что весь CoD коридорен, но на прочих уровнях вокруг некий задник с оживляжем присутствовал, а тут - унылая бетонная или стальная кишка (см. слайд ниже). В-третьих, в британскую кампанию не пойми зачем влеплен совершенно фэнтезийный эпизод с неудавшимся подрывом "Тирпица". В остальных моментах сюжет показывает реальные исторические события, пусть предельно упрощённо и во многом клюквенно, но это хотя бы моменты, реально имевшие место, а тут - такой откровенный натяг.
Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что, будто бы спеша компенсировать кишкотоннели, британская кампания по контрасту с ними показывает и самые большие пространства в игре. Декоративные, ясен-красен, но всё равно приятно.
И первые две миссии, которые про Арнемский мост - более чем доставляющие. Пафос, превозмогание и много атмосферы, всё как надо.
Советская кампания идёт последней, и о её начале стоит поговорить особо. Мы там выше про киноцитаты упоминали. Так вот, киноцитаты - дело хорошее. Игрок испытывает удовольствие от узнавания заимствованных моментов (этакие пасхалки уровня very easy), а заодно без лишних объяснений понимает, что именно, почему и зачем происходит, потому что вспоминает соответствующий фильм. Ну и удачными сценарными и режиссёрскими находками киношников попользоваться не грех. Так что в миссиях за американцев цитируют Saving Private Ryan и сериал Band of Brothers, в английских - Bridge Too Far и Guns of Navarone. И всё бы хорошо, но есть одно "но" - так как целевая аудитория игры есть люди сугубо западные, а точнее и конкретнее - американцы, то выбор фильмов, которые можно процитировать в кампании про Красную Армию, мягко говоря, невелик. Отечественные эпики вроде Освобождения, Горячего снега или Они сражались за Родину? Увы, советское кино в США - удел горстки киноманов-коллекционеров, распространяемый на малотиражных DVD с переводом только субтитрами. Американские фильмы про РККА? Так нету таких, и вполне ожидаемо - мы вот, к примеру, про американцев тоже ничего не снимаем. Единственное, что более-менее подходит - странноватый и лубочный даже по резиновым голливудским меркам боевик Жан-Жака Анно Враг у ворот. А в нём самая запоминающаяся сцена - переправа через Волгу и последующая атака Красной Площади (сталинградской, не московской). Вот таким макаром кампанию и начали - первый уровень отдан под переправу, второй - под взятие площади. Количество идиотизмов зашкаливает выше крыши, как сценарных (немцы отчего-то бомбят редкую цепочку плывущих через реку баркасов вместо того, чтобы пролететь полусотней метров дальше и разнести совершенно открыто и незащищённо стоящий на берегу поезд с подкреплениями), так и геймплейных (на первом уровне ни с одного убитого бойца не выпадает оружия, потому что его игроку не положено по сюжету, а на втором винтовками завалена вся площадь, чтоб игрок не приведи господи не пропустил и не остался беззащитным), но по-другому сцены этого американо-германо-британо-ирландского шыдевра на игру не натянешь никак. Ну и это мы ещё не принимаем во внимание русофобской сущности сюжета - этого добра в первых двух уровнях вообще полной ложкой выгребай. И кровавые комиссары, расстреливающие кого ни попадя почём зря, и одна винтовка на троих двоих (игрок, разумеется, оказывается среди тех, кому винтовки не досталось - для пущей остроты ощущений), и адовый зерг-раш на немецкие пулемёты с до крайности предсказуемым финалом (все умерли - кроме игрока, кровавых комиссаров и Сюжетного Важного Непися в количестве одной штуки). Ощущеньица, в общем, те ещё от прохождения этих двух уровней.
Однако дальше начинаются внезапно вещи гораздо более годные. Отработав обязательную киноцитату, сценаристы уходят на вольные творческие просторы, и оказывается, что русофобы-то не они, а нетоварищ Анно со своим фильмом. Нет, конечно, есть в дальнейших уровнях полторы дежурные шутки про недремлющее в поисках дезертиров НКВД и охочих до трофейного шампанского генералов, но это уже вполне в рамках исторического реализма. Солдатский юмор он такой солдатский. Самое главное - миссии начинаются интересные. Суровые, драйвовые, напряжённые и, как ни смешно, больше всего из всех, имеющихся в игре, напоминающие хорошее военное кино. Пусть таки не наше, а голливудское, но, главное, хорошее.
На танке за наших покататься дают. Аркадно даже более, чем в World of Tanks, но весело.
Оборона Дома Павлова есть. Да, она вся, от начала до конца, занимает полчаса реального времени и больше напоминает борьбу кучки имперских гвардейцев с тиранидским свармом, но зато можно быть уверенным, что теперь зарубежные (да, положа руку на сердце, и многие отечественные) игроки узнают о существовании этого героического эпизода истории. И запомнят - потому что миссия действительно драйвовая и интересная.
И финальная миссия за наших - самая лучшая из трёх завершающих. У американцев это - короткий и бессмысленный эпизод штурма каких-то укреплений, у британцев - муторные побегушки по пустому заснеженному лесу с последующим подрывом батареи ракет "Фау-2", а у наших - взятие Рейхстага. И на фоне красного флага начинается финальный ролик с хэппи-эндом. Ну, чтобы помнили, что называется. За такое я готов простить даже то, что флаг прикреплён к флагштоку не той стороной.
В финальном ролике закадровый голос читает письмо советского солдата домой. Проникновенное. Не удивлюсь, если подлинное. И под кинохронику встречи на Эльбе рассказывают, что наши с американцами вообще-то дружить должны, а не враждовать. Приятно, чёрт побери.
К аддону я приступал с некоторой настороженностью. Не раз и не два бывало такое, что дополнение к хорошей игре выходит так себе. Ошибся - дополнение оказалось даже лучше игры (что, впрочем, тоже частенько случается). Во-первых, за счёт оглушительного успеха оригинальной Call of Duty у издателя появились лишние деньги, и графику удалось избавить от схематичности, а игровой процесс - от многократного использования одних и тех же уровней. Всем действующим сторонам нарисовали уникальных аутентичных пистолетов и пулемётов, а вдобавок от щедрот ещё и базуку запилили (в оригинале приходилось гасить немецкие танки исключительно трофейными фаустпатронами), добавили текстур на уровни, деталей в помещения, частичной разрушаемости окружающей среды, и разве что только барабан и щенка бульдога пони и красную пластмассовую ракету плачущему от счастья игроку не вручили.
Во-вторых, сценарий обрёл поистине вархаммеровскую эпичность - в одной из первых миссий задание так и формулируется: сначала "Удержать рубеж", а потом, после десяти минут непрерывного свинцового ада, задачи обновляются, и новая звучит как "Удержать рубеж ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ". В-третьих, война здесь больше похожа на войну - начальство отдаёт распоряжения, вполне приличествующие уставу и обстановке, а компьютерные напарники и противники гораздо более убедительно изображают осмысленные боевые действия. И в одиночестве игрока не оставляют. Кампаний всё так же три, с теми же сторонами. Миссий в них всего по шесть, но они заметно длиннее, чем в оригинале, так что суммарное время прохождения дополнения не сильно уступает.
Интересны на сей раз все три кампании. Хотя общий настрой сохранился неизменным (американцы показывают подвиги "кучкой против толпы", англичане демонстрируют диверсионную работу в тылу врага, а наши участвуют в массовых зарубах фронтового значения), увлекательность здорово доработана. Вот в оригинале скучные миссии были, и, увы, больше, чем одна или две, а в аддоне скучной ни единой нет. Правда, часть миссий довольно прозрачно цельнотянута с наиболее запоминающихся моментов оригинала (например, момент с американцами, окружёнными в брошенной деревенской усадьбе - один в один Дом Павлова), но лучше уж так, чем что-нибудь беспросветное типа подрыва дамбы из оригинала. А начало советской кампании, что интересно, хоть и повторяет начало из оригинала, но словно бы специально высмеивает его. Игроку сразу же заботливо вручают винтовку - "Держи оружие, боец. Убей немца.", вместо дырявых баркасов, сифонящих хрен пойми зачем по реке под пулямии и бомбами "лаптёжников", лихие полуторки мчат оперативное усиление в зону возможного немецкого прорыва, по прибытии выдают патроны - не одну обойму, как в оригинале, а "Каждый берёт, сколько сможет унести, товарищи! И помните: что ни патрон - то немец!" Потом - не метание неорганизованного стада гамадрилов между своими и чужими пулемётами, а нормальная оборона в нормальных окопах, которую накрывает - господи боже, неужели я действительно вижу это в "шутане правайну"? - нормальной артподготовкой. Нормальной, понимаете - такой, когда ходит ходуном земля и небо сворачивается, как свиток. Такой, которую даже в кино не показывают, про игры я уж и не говорю. В общем, очень душевно, очень. На фоне конкурентов (а также прямых предков и, увы, потомков) - просто космический рывок.
Сверху к этому прибавим ряд годных геймплейных находок. Миссия на бомбардировщике, к которой начинается британская кампания, покатушки на мотоцикле и на катере (со стрельбой), наведение артогня при помощи бинокля и приданного радиста-NPC. Получается на диво увлекательно.
Так что же - аддон безупречен? Увы, нет. Помимо уже упомянутого копирования миссий оригинала (которое, конечно, лучше, чем плохие оригинальные миссии, но, согласитесь, заметно хуже, чем хорошие оригинальные миссии), есть ещё одна неприятность, которая впоследствии стала стандартом серии. Да, я про бесконечный респавн врагов - пока игрок не сделает то, чего от него хочет игра (заложит мину, ворвётся в дверь или доползёт до Сюжетно Важного Кустика), на место убитых врагов будут сразу же прибегать новые. Это, конечно, не Call of Duty 2, которая состояла из подобного цирка целиком, тут респавн встречается лишь в некоторых эпизодах, но всё равно несколько подбешивает.
Каков же итог? Call of Duty - хорошая игра. Простоватая, попсоватая, не без косяков, но хорошая. Кстати, совершенно лишённая притом глянцевого снобизма своих более современных потомков. Аддон United Offensive - игра отличная. Настоящее интерактивное кино про войну, каким оно должно быть. Опять-таки, не без торчащих кое-где скриптовых костылей и сценарных благоглупостей, но даже на Солнце бывают пятна. Лично я рад, что освежил знакомство с данной классикой - оно того стоило.