Наверное, после следующих слов многие люди закроют текст, покрутят пальцем у виска, и подумают, что дальше читать бессмысленно... но против правды не попрешь: я никогда не играл в Baldur`s Gate, Neverwinter Nights и даже в Knights Of Old Republic. Да, очень много слышал, видел ролики, даже как-то в детстве брал у друга диск… но так и не записал ничего из вышеперечисленного. Совсем ничего.
Поэтому так уж получилось, что первой игрой культовой студии BioWare, в которую мне посчастливилось поиграть стала не совсем культовая, но очень уж мощная Dragon Age: Origins. Жестокость людей, цинизм гномов и тихая ненависть эльфов полностью перевернули мое представление о классических (точнее - о «неяпонских») ролевых играх как таковых. Обилие решений, ответственность за каждое действие и замечательный «анализ последствий (спасибо тебе, Стиг Ларссон за этот термин) - все это меня подкупило, порадовало и сделало большим пребольшим фанатом лютой фэнтезийной вселенной канадских игростроителей.
А вообще к чему я вспомнил Dragon Age…?? Да к тому, что при покупке второй части этого невероятного приключения, благодаря бестолковости работников сети одного популярного магазина я отхватил за компанию еще один, совсем невзрачный диск для любимой консоли. Наверное, решающим фактором для меня стала стоимость, а может и просто популярность бренда разработчиков и созданной ими вселенной. Хотя, сейчас это неважно… но, в заключении этого абзаца просто стоит сказать, что именно тогда я стал случайным обладателем Mass Effect 2.
После пары недель волшебного времяпровождения в компании голубейшего из волшебников, эльфа-истерика, развратной пиратки и прочих ребят я наконец-то воткнул в консоль заветный диск и нажав кнопку «старт» начал, как оказалось, свое незабываемое путешествие в этот феерический мир будущего.
Эффект Бабочки
Мне несказанно повезло - диск включал в себя с десяток шикарных дополнений, с одного из которых и началось мое знакомство с капитаном Шепардом и его компанией. Сделанная в виде комикса предыстория первой части ввела меня в курс дела, попутно заставляя возненавидеть Саарена Артериуса и чертов «Цербер» - главных гадов первой игры и выбирать жертв все того же первого путешествия.
И вот тут вырисовывается первая вишенка на большом и вкусном торте - пресловутый выбор. Да, по обеим частям Dragon Age штука уже знакомая, но здесь у выбора странный привкус фатальности… Как я уже понял минуты спустя, в истории, которую ты пишешь действиями капитана Шепарда мне уже никогда не суждено увидеть Эшли Уильямс. Зато ловким движением стика я спас целую расу, пусть и мерзких жуков-тараканов, но как выяснилось, спас не зря…
Выбор во всем. В друзьях, во врагах, в будущем, в возможном прошлом. И от этого постоянного выбора, постоянного анализа последствий возникает тот самый эффект, при котором движения крыла бабочки на одном конце материка приводит к урагану на другом. Понимание того, что каждое твое действие, как и в настоящей (разумеется, будущей-фантастической) жизни - оно бесценно. Оно создает реализм, создает ощущение этой самой вселенной. Твои решения влияют практически на все: на любовь твоих друзей-сопартийцев, на стоимость красивой модельки фрегата «Нормандия», на одиночество твоего внутриигрового альтер эго. И тут появляется то самое чувство жизни внутри игры. Самой настоящей, с сувенирами, походами на дискотеку и, конечно же, спасением мира. Мира разнообразного, мира полного тайн и загадок. Мира до невероятия реального. Мира, полного научно-фантастической магии, волшебных перемещений и невероятных полетов.
Эффект Присутствия
И ты чувствуешь себя в этом мире настолько гармонично, насколько это возможно, при всем героизме игрового процесса. Хотя иногда нить гармоничности и разнообразия теряется, и личность твоего Шепарда выходит на первый план, заслоняя собой всю игровую вселенную… но это разумный недостаток, без которого игра была бы совсем другой. В конце концов, мир должен быть спасен не каким-то там рядовым десантником, а настоящим героем до мозга костей!
И ты им становишься. Воскрешая ли вражескую машину, спасая ли чужие планеты… но это ты, самый настоящий тобой созданный ты. Возможно со скверной репутацией, застреливший молодую особь иноземной цивилизации. Возможно с репутацией благодетеля, спасшего от тирана-отца молодую сестру одной из побочных героинь. В твоих руках - пластилин N7, из которого ты лепишь своего самого настоящего Шепарда, с лицом покрытым шрамами и язвами.
А их кстати ближе к концу трилогии можно вылечить. Но зачем..? Это ведь твои, родные узоры на лице. По большей части остатки твоего воскрешения ненавистным «Цербером», озорно мерцающие, если тобой выбран путь героя не столь благородного, сколько понимающего, что цена спасению может быть иногда слишком дорогой. Или же это просто удовлетворения все того же, пусть и внутриигрового, но все же своего эго…? Повторюсь, тебе дают пластилин… а дальше твори абсолютное добро, или сей собственное зло. Цель одна, и возможно она оправдывает средства… Ведь недаром главные гады первой серии становятся на твою сторону, а потом вновь становятся почти что главными супостатами спасаемой вселенной. И целый мир в твоих героических руках. В твоих и ничьих больше.
Эффект Масштаба
И при всем этом ты - лишь кусочек этого гигансткого научно-фантастического паззла, пусть и крайне героический, но все же. Вокруг тебя собран такой невероятный ассортимент живых и не очень организмов, что в первые минуты идет кругом голова. Большие злые ящерицы - Кроганы. Гордые честные ящерицы чуть поменьше - Турианцы. Синие человечки, преимущественно дамы - Азари. И многие многие другие. И у каждой расы свои ценности, свои условности, своя культура, своя жизнь… да даже своя пища..!! Многие из этих рас до сих пор ненавидят друг друга из-за конфликтов, случившихся века назад! Как итог - мы находимся в мире, живущем по собственным законам, устоям, обычаям. Я даже не в состоянии представить, сколько же времени ушло на все эти бесконечные фишки, маленькие фрагменты жизней инопланетных дружин.
И что самое главное - все эти дружины не просто так для красоты. Они - кусочек твоего экипажа, другая, менее личная часть твоего героического персонажа. А каковы характеры у этих ребят…! Каждый из них - отдельная, чаще всего очень трагическая судьба. Татуированная подопытная ноль, созданная чужими руками машина для убийств. Или медленно умирающий инопланетянин с большими черными глазами, пытающийся перед неумолимой смертью вытащить из лап абстрактной, но все же реальной тьмы собственного сына. Или… в конце концов, можно до бесконечности пересказывать истории героев Mass Effect. Практически каждая история, по сути, драма, претендующая на маленький собственный внутриигровой оскар. И те из них, что кончаются зачастую по твоему собственному решению настоящей трагедией… из-за того же эффекта присутствия ты будешь до бесконечности перезагружать игровые сохранения, в попытке вытащить ситуацию, разрешить её. Потому что веришь всем этим персонажам, чувствуешь их, переживаешь с ними.
А когда удается, пусть и с десятого, сотого раза наконец-то кого-то спасти… вот она, маленькая, скромная, но все же победа. И ты рад, потому что помог тому самому существу, с которым успел практически породниться за 30 с лишним игровых часов. Ведь столько всего пережито…
А ведь пережито немало всего. Начиная от самоубийственной миссии, позже миссии спасательно-освободительной, заканчивая совершенно мимолетными рейдами и операциями. При этом снова чувствуется размах эпопеи: то здесь то там происходят совершенно разнообразные похищения, исчезновения, эпидемии, нападения, грабежи, убийства, шантаж и уничтожения целых планет… реальность происходящего в этой научно-фантастической истории зашкаливает. И ты опять же кидаешься на помощь, и по большей части не потому чтоб добыть очередной трофей, а потому что ты - герой, потому что ты - надежда вселенной. И не останавливают ни идиотские баталии, в которых главное пересидеть соперника за укрытием, ни однообразные коридоры с бесконечными замками… ты увлекаешься масштабностью и собственной личностью. В результате эти, и некоторые другие недостатки отходят на второй, а то и третий план, уступая место развернутым диалогам и прочему, в том числе и даже таким мелочам, как очень неплохо сотканной системе прокачки себя и товарищей.
Эффект синергии
И, кстати, увлекшись восхищением игровой вселенной и тканьем личности себя самого внутри этой вселенной можно с легкостью проглядеть саму суть игры, которая находится самом верху… А она предельно проста. У нас на руках обычнейший консольный шутер с небольшой ролевой составляющей, с апргрейдами и прокачками. Да, магией мы тоже не обделены. Но ведь ничего такого в этом нет, неправда ли…?? Более того, очень уж видна легкая деградация к финалу трилогии именно ролевой части в пользу части огнестрельно-укрывательной. И как я уже упоминал, сражения (занимающие гораздо большую часть геймплея) периодически скатываются в совершенно убийственные своей нудностью соревнования кто-кого-пересидит. Диалоги же - важнейший элемент ролевой составляющей - иногда двигаются в совершенно не то русло, в которое ты их пытался поворачивать, и бывает совершенно непредсказуемым тот или иной вариант ответа. Опять же, все это будто бы сделано в угоду его величеству экшну! И вроде бы этого вполне хватает, чтоб положить игру на полку, забыть о ней и вернуться к совершенно другим, более прозаическим делам…
Но здесь действует особая магия. Если будет угодно, биотика. Да-да, мы будто бы под действием притяжения… или даже одурманивания. Мы прячемся за колоннами, отстреливая чертовы машины, перекликаясь с Гаррусом, любимейшим дядькой-ящеркой, возможную смерть которого в конце уже будем считать личной обидой и будем мстить всему, чему только будет возможно. Мы бежим вперед, перекатываясь и укрываясь от смертоносного луча, спасаясь от гигантских гусениц... И это все только для того чтобы непонятное аморфное быстроговорящее существо обрекло себя на смерть, спасая целую расу, и возможно всю вселенную…на двух сидящих рядом персонажей, благодарящих друг друга за хорошо проделанную работу.
Вот оно, то самое! То, за что мы любим все это, все эти чертовы стрельбища и спасения!! За то, что они - практически всегда подаются нам только в комплекте, только не поодиночке. И приправляется это комплексное блюдо невероятной кинематографичностью, и уже упомянутыми реализмом и масштабом. Налицо эффект синергии, когда несколько невзрачных составляющих вместе дают невероятный выход. И именно этот выход заставляет нас раз за разом перезагружать чертовы пушки и пускать очереди в гигантских роботов или прочих врагов всего живого. А потом нестись, в очередной раз спасая кого-то, в очередной раз кого-то уничтожая…
Эффект Неожиданности
…и даже на тридцатый раз это не надоедает. Потому что как минимум дьявольски интересно, чем все таки все закончится….
А у каждого все закончится по-разному. В моем случае мир оказался спасен, но цена спасения слишком уж велика оказалась. Те, к которым я привык, те кого успел посчитать родными за две части сериала… большая часть из них канула в лету, спасая совершенно чужой для них мир. А перед этим самоотверженный доктор погиб, исправляя собственную оплошность и ценой жизни спас, возможно, всю вселенную. А еще раньше гордый турианец принес в жертву себя во имя спасения родной планет… А позже…
Можно долго все перечислять. И главное, мало у кого из поигравших будет схожая игра. Слишком уж сказывается все тот же пресловутый масштаб, и слишком уж проработанными созданы каждый из участвующих в космической одиссее персонажей. И это очередной повод заинтересоваться игрой даже людей совершенно далеких от мира геймпадов и спасения вселенных, но чрезмерно любящих глобальные кинематографические проекты. По сути, если убрать перестрелки и прочее - у нас как минимум вторая «Игра Престолов» может получится!!
Но это слишком уж покромсает всю прелесть от игры, в которую как мне кажется должен поиграть каждый. Даже не поиграть, а опять же - прожить, прострадать. И в конце-концов порадоваться тому, что приключения старика Шепарда на неожиданно долгий срок западут в душу. Как и случилось со мной) И я искренне рад этой неожиданности.