Итак, еще один кровавый плод урожайной на ремейки осени 2012. На этот раз не совсем ремейк, а расширенное и дополненное переиздание еще одной великой игры - Doom3. Первое издание вышло в уже далеком 2004 году. Технически игра далеко опережала возможности тогдашних компьютеров - большинство геймеров запускали ее на минимальных настройках графики. ПК, на которых можно было бы играть на максимальных настройках в то время просто не существовало в природе. Отцы на форумах чинно мерялись конфигами для запуска Doom3 на Pentium3, а сумрачные хакеры патчили Windows98 чтобы она потянула Третью Погибель. Немало видеокарт сгорело в этой борьбе и и немало копилок разбилось. Не удивительно, что первой игрой, которую я установил пару лет назад на свою новую, мощную машину был Doom3. Заливаясь идиотским счастливым смехом я выставил сверхвысокие настройки качества, 16-х сглаживание текстур и разрешение 1280*1024.
Сейчас, когда массовые технологии, наконец, доросли до творческих амбиций Кармака образца 2004 года, стало возможным полностью раскрыть визуальный потенциал игры. Кроме того, Doom3 в своей первой инкарнации не поддерживал широкоформатных разрешений (то есть настроить то можно было, но изображение выходило искаженным), а также 3d мониторов и экзотических в те годы наголовных дисплеев (т.н. шлемов ВР). Но не только соблазны "высоких технологий" стали причиной переиздания игры. Doom3 доказал свою высокую живучесть. Многие широко разрекламированные и захваленные критиками шутеры, выходившие за последние 8 лет давно и прочно забыты, а Doom3 остается на плаву. Вселенная Doom3 сохраняет привлекательность для армии преданных фанатов. Еще одной причиной выпуска ремастеред-версии Doom3 стала необходимость компенсировать финансовые, а главное, репутационные потери после относительно неудачного старта Rage. И, наверное, главная причина переиздания, как верят и надеются все люди доброй воли Думеры - это желание напомнить о себе и "разогреть" публику перед выходом долгожданного Doom4.
Doom3 BFG Edition стал доступен для нас на Стиме с 19 октября. Стоит 649 монгольских тугриков рублей, принимаются яндекс-деньги. Здесь могла бы быть реклама Гамазавра, но в этом замечательном онлайн-магазине Doom3 BFG Edition не оказалось. Я не поленился обратиться к Гамазавру с жалобой и предложением: "Где же Doom 3: BFG Edition? Будете ли вы его продавать? Или мне свои кровные буржуинам непосредственно на Стим нести?". И вот, что они ответили: "Здравствуйте. Пока в России не издаётся в цифровом виде. Как только игра издаётся в России в цифровом виде, мы размещаем её в нашем каталоге. Следите за новостями нашего магазина." Если игра официально доступна для скачивания за российские рубли на территории России - то это как, издается она на территории России в цифровом виде, или нет?! Жаль, очень жаль, но мои 629 рублей целиком и полностью уходят за рубеж.
В комплект входит собственно слегка переделанный Doom3, Doom3: Resurrection of Evil и совершенно новое дополнение The Lost Mission, которое представляет собой сюжетный приквел к оригинальной игре. Как видите, idSoftware решила повторить рецепт, опробованный еще в изданиях Maximum Doom и Final Doom: слегка переделанная старая игра с новым дополнением от привлеченных разработчиков + порт для Doom 1 и 2. Да-да, это не опечатка. Если в комплект Final Doom входил порт Doom95 для запуска досовской игры в Windows95, то BFG Edition запускает Doom и Doom2 на современных системах и через Стим. Это не эмуляция, а порт. Графика и геймплей полностью соответствуют старой досовской игре. Нет ни прыжков, ни фрилука, нельзя даже настроить постоянный бег. Зато по умолчанию стоит квейковская раскладка WASD и убрано так раздражавшее всех y-axis передвижение игрока мышью. Зато игра нормально смотрится на HD-мониторах, не утомляет глаза (как это происходит при игре через эмулятор DOS) и сохраняет все свое квадратнопиксельное очрование. Еще один ценный бонус - библиотека сэмплов. Музыка в Doom/Doom2 записана в формате .mus (это усеченный midi), современные программные синтезаторы при игре в портах воспроизводят ее немного иначе, чем она звучала на древних звуковых картах (в DOS, если кто-то из читателей жил в то время, у каждой игры были собственные, а не системные звуковые драйверы). Поэтому mus-треки здесь играются с оригинальными сэмплами и звучат очень круто! В комплекте: Ultimate Doom (то есть последняя, наиболее полная, четырехэпизодная версия Doom), Doom2 (версия для X-box 2005 года, на основе v.1.9, т.е. опять же последняя версия) и Doom2-аддон No Rest for the Living от Nerve Software ("Нервы" делали и RoE!), которая до сих пор официально выходила только на Xbox Live Arcade. Единственная грустная и смешная деталь, слегка портящая впечатление от этой почти идеальной адаптации древней игры - исчезновение знака "Красный Крест" на аптечках. Вместо креста - красно белая капсула (что, тоже, конечно по-своему доставляет и символизирует!). Оказалось, что на значок + уже наложила свою политкорректную лапу одна авторитетная организация. "Директор по международным вопросам канадского агентства помощи при стихийных бедствиях Дэвид Пратт (David Pratt) заявил в интервью газете The Vancouver Sun, что распространение изображений красного креста в видеоиграх подрывает авторитет одного из самых узнаваемых в мире логотипов и может снизить его роль признанного символа нейтралитета, безопасности и гуманизма. Дэвид Пратт рассчитывает, что добровольный отказ игровой индустрии от использования красного креста позволит организации тратить деньги на помощь людям, а не на судебные процессы." Чего уж говорить о исчезнувшей "нацистской символике" на 30 и 31 секретных уровнях. Скоро во всех фильмах про II Мировую нацисты будут бегать с какими-нибудь фиолетовыми треугольниками вместо свастики и кричать "Хай, Лидер!" вместо "Хайль, Гитлер!". Но вся кровь и расчлененка в игре остались на месте, так что играем смело. :)
Еще можно отметить один забавный случайный баг, который имеет все шансы стать багофичей. Ресурсный файл DOOM2.WAD был взят авторами из версии 2005 года для приставки X-box .В этом файле появился еще один секретный уровень: MAP33: Betray и сделан опять же секретный переход на него с MAP02. Но порт для BFG Edition делался, видимо, на основе PC-экзешника, а не иксбоксовского. А надо сказать, что уровни Doom/Doom2 лежат в ресурсном файле, а порядок перехода с уровня на уровень зашит в экзешнике. Из-за этого конфликта версий нажав секретную невидимую кнопку мы перемещаемся с MAP02 не на MAP33, а, скажем, назад, на MAP01, или обратно на нетронутую MAP02. Или куда-нибудь еще... Такая вот петля времени. :)
Изменения игр серии Doom3 издании, кроме графики касаются только геймплея и игрового баланса. В угоду консольщикам добавлена система чекпойнтов, в качестве реверанса Стиму - система достижений. Эти изменения играть, сами понимаете, не мешают :) Что касается баланса - слегка ослабили пулемет, усилили автомат, чуть изменился шотган (стал приятнее!). На мой взгляд, эти изменения не нарушили игровой баланс.
Фонарик прикрепили на левое плечо к броне и сделали быстроразряжающимся, как в Half-Life. Теперь можно одновременно светить и стрелять. Здесь id пошла на поводу нубов игроков годами нывших, обращавших внимание разработчиков что без фонарика им темно и страшно, а с фонариком не отбиться от монстров. Как справедливо отметил товарищ Dude017RUS, возможность одновременно стрелять и светить фонариком разрушила баланс в некоторых наиболе хардкорных сценах (например, там, где у нас отбирают фонарик). Это единственный серьезный недочет, в целом, от модернизации игра не стала хуже. Выход Doom3 BFG Edition - хороший повод для старых думеров тряхнуть стариной, а для молодого поколения геймеров познакомиться с замечательной игрой Doom3 и ее великими прародителями Doom и Doom2.
PS Пару слов о всемирно-историческом значении об одном скромном факте: с 19 октября с выходом сборника Doom3 BFG Edition на территории России впервые стало возможно официально купить Doom и Doom2 за наши русские рубли. Теперь я не пират, а легальный пользователь :)