Игра
Analogue: A Hate Story (Аналоговое: История о ненависти) - хотя по названию может показаться продолжением бесплатной текстовой адвенчуры
Digital: A Love Story (Цифровое: История о любви) от того же автора, но это не так. Совершенно отдельная вещь.
Под катом - много текста и несколько скриншотов. Спойлеров нет - только то, что можно узнать, прочитав шильдик игры в стиме и описания ачивок.
Далёкое-далёкое будущее, век примерно тридцать второй или около того. На окраине освоенного человечеством пространства обнаружен колонизационный корабль, отправленный в полёт более тысячи лет назад. Из тех, которые называют "корабли поколений" - не имея сверхсветового двигателя, они летят многие сотни лет, и до точки назначения добираются лишь далёкие потомки экипажа. Корабль называется "Мугунгхва" (
"Гибискус" - цветок такой, символ Кореи). Он был запущен Корейским Национальным Космическим Агентством - тогда на Земле ещё существовали государства. Сигналов не подаёт, на вызовы не отвечает. Похоже, до цели он так и не добрался - очевидно, сбился с курса. И, кажется, на борту все мертвы. Безжизненный кусок древнего металлолома представляет интерес сугубо археологический - но археологи в далёком будущем не перевелись. Историческое общество одной из земных колоний решило исследовать корабль, и для сбора первоначальной информации (подключиться к центральному компьютеру корабля, если он ещё работает, и скачать бортжурнал) наняли вольного космического поисковика, то есть, главного героя.
Нет-нет, никакого хоррора. Это не Event Horizon и не Dead Space. Мутантов, чудищ и порождений варпа вы не встретите, оружия в руки брать не придётся, и угроза жизни встретится всего один раз, причём будет она вполне естественно-научного происхождения. Главгерой, собственно, даже на корабль не высадится. Зачем, если ему всего и надо что пару файлов скачать? Подлетаем к кораблю поближе (да, тут и самом деле все мертвы, и уже очень, очень давно), устанавливаем связь с бортовым компьютером (да, он, к счастью, работает, хотя и не без сбоев, и не все данные доступны) - и дело сделано. Правда, есть две новости - хорошая и плохая. Плохая - для скачивания бортжурнала требуется администраторский доступ (что, в общем, логично), а отыскать пароль в земных архивах яйцеголовым из исторического общества не удалось (что тоже ожидаемо - кто ж такие вещи в архивах хранит-то). Хорошая - путём нехитрой комбинации команд удалось загрузить корабельный ИИ, а значит, есть шанс с его помощью отыскать пароль непосредственно в памяти компьютера. С её помощью, если быть точным - ИИ имитирует личность и внешность симпатичной девушки. Отзывается на имя *Хён-э. Звёздочка в начале имени не произносится - она просто указывает на виртуальность персоны. Искусственных интеллектов на борту было несколько. Точнее, работодатель упоминал о другом ИИ - ответственном за безопасность корабля. Как удалось выяснить из архивных записей, её имя - *Мутэ (да, она тоже имитирует девушку). Стало быть, искусственных интеллектов на борту как минимум двое - правда, файлы всех, кроме *Хён-э, повреждены. Но она выглядит достаточно дружелюбно, и с её помощью наверняка можно будет быстро раскопать пароль.
Помните, я говорил - никакого хоррора? Я покривил душой. То, что произошло на борту корабля, страшно. Я говорю это с полной ответственностью за свои слова. Никаких пришельцев из иных измерений, никаких секретных экспериментов, пошедших не так - человеческий фактор в чистом виде. Никакой кровищи, расчленёнки и всяких пыток с издевательствами. Самое страшное насилие, как известно - психологическое. Светлые яркие цвета интерфейса только подчёркивают контраст. Шестьсот лет назад здесь жили люди. Они были разные, хорошие и плохие. Жили хорошо и плохо, по-разному. А потом все умерли. И вам предстоит шаг за шагом узнать - как и почему. Кстати, никто не пытается заставлять вас распутывать тайны корабля до конца - задание у главного героя, за которое ему платят деньги, вполне простое. Скачать бортовой журнал и вернуться с ним к заказчику. И вы можете сделать это в любой момент после того, как получите администраторский доступ к центральному компьютеру: открываете консоль этого самого компьютера, вбиваете команду "download" и смотрите финальный ролик. Задание выполнено, вы сделали всё, что от вас требовалось. Это концовка номер три - из пяти имеющихся. Понятное дело, что делать так довольно глупо (разве что ради соответствующей ачивки в стиме) - отказываться от сюжета в игре, в которой, кроме сюжета, ничего больше и нет - но приятно, что такая возможность предоставлена. А то в большинстве произведений подобного жанра мотивация глагероя довольно натянута, так и хочется всегда сказать ему "От тебя хотели всего-навсего такой-то мелочи, какого хрена ты глубже лезешь, чего ты там забыл?" Так вот, тут, при желании, можно сыграть здравомыслящего героя - сделать ручкой и улететь за гонораром, оставив своим работодателям-археологам разгребать покрытые паутиной скелеты в шкафах покойных местных обитателей. Справедливости ради стоит отметить, что пароль мы узнаём в аккурат одновременно с сочным таким сюжетным твистом, который дажё мёртвого заставит захотеть узнать, что там было дальше, и какие ещё финты преподнесёт нам эта древняя история. Так что бросить всё и улететь в этот момент сможет только каменный. Ну или геймер ради ачивки - чтобы потом немедленно загрузить сохранение и отправиться узнавать сюжет дальше (как сделал, например, я).
Невзирая на внешность игры, она - никакой не
date-sim. Она, в общем, даже не
visual novel. Точнее, novel, но совершенно не visual - картинок тут всего ничего: портреты ИИ да несколько артов, символизирующих финальные видеоролики. Это самый обычный роман. Короткий. Ну, или длинная повесть. Часа на четыре прохождения чтения. Просто она разбита на отрывки, которые можно читать в произвольном порядке, и снабжена комментариями непосредственных участников (то бишь, искусственных интеллектов), с которыми (участниками, а не комментариями) можно прочитанное обсудить. Никакого интерактива нет - всё уже давно произошло, и вы просто читаете записи людей, которые мертвы уже больше шестиста лет. Но восстановление картины произошедшего по кусочкам, один осколок мозаики за другим - это не менее увлекательно, чем большинство нынешних (да если уж на то пошло, и не нынешних) игр. Сюжет хорош, и даже очень, а его повороты (ага, копание в пыльных архивах может преподносить те ещё сюрпризы, спросите у любого историка) не раз заставляли меня натурально выпадать в осадок. Автор игры,
Кристина Лав, недаром говорит, что она вообще-то писательница, и только во вторую, если не в третью очередь - "игровой инди-разработчик", как любят именовать её в интернетах. Да, хоть рисовка анимешная, как можно заметить, и антураж используется корейский, по факту игра сделана белой канадской девушкой. Впрочем, Кристина сама - без пяти минут анимешный персонаж: худенькая очкастая лесбиянка умилительно-нердовой наружности... Игровой процесс крайне прост. Вы читаете доступные вам материалы (по большей части это личные дневники обитателей корабля, иногда - письма, совсем редко - расшифровки записей, сделанных бортовыми системами наблюдения), интересуясь мнением ИИ по этому поводу (там специальная кнопка в интерфейсе есть). ИИ комментирует прочитанное и иногда, по итогам этих комментариев, даёт доступ к новым материалам - мол, вот тебе подробнее почитать на эту тему. Вы читаете их - и процедура повторяется. Иногда ИИ спрашивает вашего мнения по тому или иному поводу, а временами сама что-то хочет сказать вам (в последнем случае вас об этом оповещает мигающая внизу экрана иконка, на которую, в общем, можно и не обращать внимания, если не хотите говорить). Собственно, тот небольшой интерактив, который есть, как раз и сводится к тому, как вы отвечаете на вопросы ИИ и не игнорируете ли её обращения. Ну и, конечно же, на сторону какого именно ИИ вы встанете - поскольку *Мутэ восстановить в итоге удастся, а у неё мнение по большинству вопросов заметно отличается от мнения *Хён-э. Исходя из этого определяется, к какой из концовок придёт игрок и что узнает в процессе. Ну да, небольшие элементы дейто-сима тут таки есть. Крохотные совсем. И, понятное дело, без всякого хентая - обе девушки сугубо виртуальны, так что контактировать с ними физически возможности просто нет.
Недостатки игры? Они довольно очевидны из вышеприведённого описания. Надо много читать, причём на английском. Запоминать заковыристые корейские имена, поскольку персонажей в истории набирается немало. Приготовиться к тому, что игра на 95% состоит из перелистывания страниц и нажимания кнопки "Показать документ искусственному интеллекту", на 4% из ответов на вопросы ИИ, желающих узнать ваше мнение о прочитанном и расспросить, каково оно там, за пределами корабля, и на 1% из экшена (если, конечно, можно считать экшеном ввод консольных команд по таймеру).
Сюжетная вводная. Угу, вся уместилась на этом вот заставочном экране, который встречает нас при запуске игры.
*Хён-э. Да, у меня пошла носом кровь, когда я её увидел. Это довольно ожидаемо, знаете ли - искусственный интеллект, да ещё меганекка, да ещё в полушкольной-полувоенной униформе...
А ещё она умеет переодеваться при помощи консольных команд. Ну, могут у виртуальной девушки быть свои увлечения, верно? Этот элемент ни на что по сюжету не влияет, хотя комментарии самой *Хён-э по поводу костюмов дают некоторую дополнительную информацию о ней и её характере. На фоне всего остального этот косплей и его причины смотрятся... в общем, у меня веко каждый раз дёргаться начинает.
Тонкости перевода, ага. Подразумевается, что все документы корабля велись на корейском, и читаемое вами - это машинный перевод на английский.
*Мутэ предпочитает традиционное древнекорейское одеяние, косплеем не увлекается (нет, это не кошачьи уши, это бант такой) и суждения имеет довольно резкие. Выражается, как правило, прямо и нелицеприятно - шеф безопасности же, не пристало экивоками вокруг да около ходить. Мыслит тоже гораздо более трезво - например, задаёт вопрос, а кто, собственно, на другой стороне монитора сидит, мужчина или женщина? *Хён-э, слишком увлечённая возможностью впервые за много лет пообщаться хоть с кем-то, о подобных мелочах не вспомнила. Кстати, пол главного героя нигде не указан, так что определяется именно этим вашим ответом. И в зависимости от того, выберете вы, чтобы он был мужчиной или женщиной, будут несколько различаться дальнейшие диалоги.
Особенно цепляет в игре то, что вся информация, узнаваемая нами о произошедшем на корабле, представлена источниками субъективными. Личные дневники и письма, сами понимаете, дают нам не документальное изложение событий, а их трактовку непосредственными участниками и свидетелями. Искусственные интеллекты готовы изложить своё мнение по данному поводу, но оно также насквозь субъективно, поскольку эмоциями ИИ совершенно не обделены. Мысленно восстанавливать из этого, что же именно творилось, и каковы были действующие лица на самом деле, а не в глазах друзей, врагов, любимых и самих себя - это самое интересное, что в игре есть. И, кстати, о мнениях ИИ - когда запустите *Мутэ, не забудьте показать ей все открытые на тот момент документы. Услышите трактовку, во многом диаметрально противоположную той, что озвучивала *Хён-э.
Консоль главного компьютера. Именно с ней связан тот самый 1% экшена в игре. В смысле, один-единственный эпизод, когда вам предстоит за ограниченное время ввести нужную последовательность команд. "Ограниченное время" - это двадцать минут, а "последовательность команд" насчитывает от силы десяток, так что похерить сцену (и получить ачивку "Failure to Prioritize") можно, пожалуй, только намеренно.
Играть? Ну, не знаю даже. Если читаете по-английски и не имеете ничего против некоторой работы мозга по восстановлению сюжета из лоскутков (если кто до сих пор не понял, подробного описания реально имевших место событий, равно как и единственно верной объективной трактовки вам никто не предоставит) - тогда рекомендую. Если ответ на хотя бы один из этих двух пунктов - "нет", то и говорить не о чем особо.