Н.С. Розов, «Закон смены династий ибн Халдуна»

Jan 31, 2015 16:34


(К ЧЕМУ ВЕДЁТ РОСТ КОРРУПЦИИ И СИЛОВОГО ПРИНУЖДЕНИЯ В РОССИИ. - Х.Н.)

Речь идет о малоизвестном в отечественной науке авторе Ибн Халдуне (Вали ад-Дин Абд ар-Рахман Ибн Мухаммад Ибн Халдун, 1332 - 1406). С 1354 года он занимал посты секретаря и посла у многих правителей Магриба и Испании. С 1382 года стал верховным судей в Египте. Главное интеллектуальное достижение Ибн Халдуна - книга «Ал-Мукаддима / Введение к 'Большой истории'»[1]. В ней дано вполне научное социодинамическое объяснение циклов смены династий, в основе которого лежит анализ сложного взаимодействия политических, военных, морально-психологических, экономических, географических, климатических и иных факторов.

Ясно, что аспекты и факторы средневекового египетского общества радикально отличаются от современных российских. Однако сам взгляд средневекового египтянина оказывается весьма проницательным, а подход к учету множественных причинных связей и циклических закономерностей - вполне современным и поучительным. Неудивительно, что идеи Ибн Халдуна сейчас развиваются и уточняются в математическом моделировании зарубежными и отечественными авторами[2].

Асабия; причины её роста и падения

Ключевое понятие в концепции Ибн Халдуна - «асабия» (воздержимся от заносчивого эзотеризма востoковедов, «асабиййа» которых неорганична для русского языка).
Пётр Турчин и Андрей Коротаев, вслед за английскими переводчиками, трактуют асабию как:
«коллективную солидарность». Учитывая перечень коннотаций этого понятия:
«отвага, воодушевление, сила духа, справедливость, честь, чувство собственной правоты»,
мы будем понимать асабию скорее, как «воинственную сплоченность» и далее использовать термин без перевода.
«Асабия» Ибн Халдуна не совпадает, но вполне сопоставима с такими понятиями классической и современной социологии, как:
- «нравственная сила» Эмиля Дюркгейма,
- «харизма» Макса Вебера,
- «пассионарность» Льва Гумилева,
- «высокая эмоциональная энергия» Рэндалла Коллинза[3].

Уровни асабии

- высочайший уровень асабии Ибн Халдун находит у людей, живущих суровой, полной опасностей жизнью (бедуинов);
- у группы, впервые захватывающей власть, асабия сходит на нет через 4 - 5 поколений;
- вследствие этого их царство рушится;
- власть захватывает новые элита и династия с высокими уровнями асабии.

Причины упадка асабии состоят в следующем:

1. лидер захватившей власть группы стремится монополизировать право властвовать
и, как следствие, всю славу победы и главные её трофеи;
- для этого он ведет жесткую борьбу с теми конкурентами и сподвижниками, с кем совсем недавно был практически равным или почти равным;
- новые приспешники рекрутируются им из низов, с периферии или из чужаков и иностранцев, чтобы у них не возникало никаких амбиций;
- система власти быстро иерархизируется;
- место прежнего содружества равных с высокой асабией и демократией занимает наемничество,
которому отнюдь не присущи самоотверженность и сплоченность.

2. естественноe стремлениe правителей к роскоши
(в современных терминах - к престижному потреблению).
- роскошь становится знаком статуса и власти;
- поскольку для нижестоящих чиновников высшим образцом для подражания являются высшие,
а высшие не могут допустить, чтобы кто-то из низших превзошёл их в роскоши/статусе,
то тяга к престижному потреблению и контроль над ним быстро распространяются вверх и вниз по иерархии;
- привычка к роскоши естественным образом, особенно при смене поколений, ведёт к смещению мотивации на сохранение во что бы то ни стало достигнутого уровня и качества жизни;
- жажда покоя «размягчает» души и снижает уровень асабии;
- кроме того, поскольку роскошь и покой правителей прямо зависят от сохранения власти,
то стремление сохранить ее любой ценой становится довлеющим;

3. власть, для сохранения собственного покоя, начинает сверх-ограбление трудящихся,
желая умиротворить бездельные, но плодящиеся низы,
поскольку наибольшее социальное беспокойство всегда доставляют именно неработающие низы.
- не только законные экономические интересы трудящегося класса,
но и стабильность всего общества и государства подчиняются этим мотивам.
________________________________________
http://www.nsu.ru/filf/rozov/publ/ibn-khaldun.htm

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
The original posting was made at http://hojja-nusreddin.dreamwidth.org/89961.htmlОригинал взят у hojja_nusreddin в Н.С. Розов, «Закон смены династий ибн Халдуна»

Государство

По мнению Ибн Хальдуна роль государства заключается в охране закона и порядка, способствующих хозяйственной деятельности, а также - в защите имущественных прав, торговых путей, мира и стабильности. Особую роль в улучшении экономической активности играет оптимальное (минимальное) налогообложение, не препятствующее производству и торговле. Чрезмерное обложение налогом экономического излишка, увеличение размеров бюрократического аппарата и армии приводит к ослаблению торговли и производства, вследствие чего уменьшается экономический излишек. По словам Ибн Хальдуна, «рост абсолютной власти в государстве является причиной упадка экономического процветания и, как следствие, государства и города». Уменьшение совокупного дохода государства требует новых мер для повышения этого дохода, среди которых: налоги в натуральной форме, акцизы, конфискации, а также прямое вмешательство государства в экономическую деятельность[ 1].

Ибн Хальдун считал, государство должно заниматься организацией общественных служб для создания рабочих мест, строить дороги и принимать меры для поощрения торговли и производства. Вмешательство государства в коммерцию приведёт к разрастанию бюрократической системы и наемной армии, в результате чего предприниматели не смогут нормально заниматься торговлей и получать прибыль от своих предприятий. Результатом экономического упадка может быть исход населения городов и промышленных центров в альтернативные места проживания, что приводит к падению спроса на товары и ещё больше усугубляет ситуацию. По Ибн Хальдуну, самое лучшее государство - государство с минимальным бюрократическим аппаратом, минимальной армией и минимальным налогообложением, которое занимается обеспечением законности и порядка[ 1].

Специализация и экономический излишек

Ибн Хальдун считал, что разделение труда является важным источником экономического излишка, а предпринимательская заинтересованность зависит от благоприятности среды для специализации[ 1]. Об обособлении различных видов трудовой деятельности и принципе массового производства Ибн Хальдун говорил следующее:

«Каждый отдельный вид ремесла нуждается в работниках, причем, в опытных работниках. Чем более многочисленны и разнообразны этапы производства в том или ином ремесле, тем больше людей в него вовлечены. Причем каждая группа работников занимается своим делом. Постепенно в ремесле все более четко выявляются различные виды работ, люди, которые ими занимаются, приобретают все больший опыт в том, что делают. Время и постоянные повторения одних и тех же действий способствуют созданию и укоренению ремесел»[ 1].

Ибн Хальдун считал важным обучение на практике и повышение профессиональной квалификации. Он дал краткое экономическое обоснование разделения труда и считал, что в функции предпринимателей входит согласование и обеспечение взаимодействия факторов производства в соответствии с рыночными силами. По мнению Ибн Хальдуна разделение труда является источником экономического излишка, если выполнены условии взаимодействия и согласованности факторов производства. Он также указал на то, что «прибыль, которую извлекает человек, есть стоимость, полученная от его труда»[ 1].

Ибн Хальдун считал, что прибыль является первопричиной коммерческих начинаний, а работники и предприниматели пытаются получить максимальную отдачу от своей деятельности в виде прибылей и заработной платы. Для Ибн Хальдуна «коммерция подразумевает попытку получить прибыль за счет повышения капитала, путем покупки товаров по низкой цене и их продажи по высокой цене». Он считал, что одним из важных процессов экономики является согласованность, взаимодействие и направленность факторов производства на повышение экономического излишка[ 1].

Спрос и предложение

Ещё в XIV веке Ибн Хальдун постулировал, что цена товаров и услуг определяется спросом и предложением. Если товар редок и пользуется спросом, его цена высока, а если товара много и он не пользуется спросом, то его цена будет низкой. Предприниматель в погоне за прибылью будет покупать товар там, где он дешевле и не является дефицитным, и будет продавать там, где он пользуется спросом, по более высокой цене[ 1].

Кредитно-денежная политика

Ибн Хальдун отстаивал стабильную кредитно-денежную политику и был против того, чтобы власти играли на стоимости валюты. Он считал, что искусственная инфляции приводит к потере доверия к валюте со стороны населения[ 1]. Одним из приоритетов политики государства должна быть защита покупательной способности денег, для чего необходимо создавать независимые кредитно-финансовые учреждения. Говоря о количестве денег, Ибн Хальдун утверждал, что «количество денег не имеет значения для благосостояния страны». По его мнению, монетарная политика должна быть стабильной, продуманной и направленной на защиту покупательной способности денег, а население должно быть защищено от обесценивания денег[ 1].

Фиксирование цен

Ибн Хальдун был противником вмешательства государства в формирование цен на товары и услуги[ 1]. Политика, в которой правитель скупает товары по самой низкой цене, а затем продаёт этот же товар по выгодной ему цене по мнению Ибн Хальдун, влечет за собой следующие последствия:
  1. «Фермеры и торговцы больше не способны самостоятельно заниматься торговлей, которая позволяла им зарабатывать и обеспечивать себя».
  2. Став постоянной, подобная практика «лишает их любой инициативы в предпринимательстве, что разрушает бюджетно-налоговую структуру»[ 1].
  3. «Со временем участие правителя в торговле может привести к разрушению культуры и цивилизации».
  4. Политика фиксированных цен «еще более опасна, вредна и разрушительна для субъектов предпринимательства, чем участие государства в коммерции или сельском хозяйстве, которое быстро оборачивается вредом для предпринимателей, становится губительным для их доходов и снижает культурную активность»[ 1].


Право собственности

Ибн Хальдун считал, что право собственности является залогом выживания цивилизации, а защита и обеспечение имущественных прав должны быть закреплены законодательно. По его мнению, «когда пропадает инициатива приобретать и получать имущество, человек не предпринимает никаких усилий для его приобретения. Степень и частота нарушений права собственности определяет, насколько ослабевают усилия субъекта, направленные на приобретение имущества»[ 1]. Ибн Хальдун связывал право собственности со справедливостью, а посягательство на собственность считал актом несправедливости. Он считал, что при отсутствии справедливости «совершается уничтожение человеческого рода», и, следовательно, несправедливость должна быть запрещена[ 1
http://library.kiwix.org/wikipedia_ru_all/A/html/%D0%A5/%D0%B0/%D0%BB/%D1%8C/%D0%A5%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%B4%D1%83%D0%BD.html

nktv1tl
Previous post Next post
Up