.
Если выйти из дома и спуститься к этой дверце... Там есть лесенка к морю.
Но мы с вами туда не пойдем. Точнее, пойдем, но не сразу. Сначала погуляем по саду, из которого открывается изумительный вид на то же самое море с вершины утеса. "Хочу в сад! В сад хочу!" - помните? Только на этот раз, чтобы попасть в сад, нужно как раз повременить с дверцей. Непривычно, да?.
Я уже писала, что сад этот был взрощен за многие десятилетия после смерти Чехова, и показывала фотографию, как он выглядел в то время. Впрочем, начало ему все равно положил Антон, в последние годы своей жизни просто повернутый на возделывании садов. И если бы не его значимая для потомков и их властей фигура, ничего бы тут впоследствии не выросло и не сохранилось, это понятно.
Но я не буду утомлять вас многочисленными дорожками и растениями на этом скалистом пятачке. Потому что вскоре нам откроется вид на море. Кстати, шляпы на балюстраде - не декорации, их оставили туристы, фотографирующиеся за поворотом. Но мне эти шляпы очень понравились, они на месте.
Слева видны гурзуфские скалы-близнецы Айдалары, что стоят прямо в море напротив Артека. На одном из них еще до революции был устроен популярный у отдыхающей публики ресторан, а в гроте другой пел Шаляпин, кажется, именно так нам рассказывали на морской экскурсии много лет назад. Но я могу и перепутать - давно это было. Может, Шаляпин и в каком-то другом местном гроте пел. Да и где он только не пел, если честно.
С другой стороны бухту замыкает еще одна скала. На этой фотографии мне нравится сходство поз купальщика внизу и альбатроса наверху. Вы видите?
А внизу, под нами, обрыв и совершенно прозрачное зеленоватое море, к которому нам все же давно пора пойти. Сад ведь не бесконечен (хотя и гораздо больше того, что я показала).
Итак, мы возвращаемся к волшебной дверце и идем по крутой лестнице вниз. Вот, дверца осталась позади, смотрим наверх. Могучая зелень с одной стороны и каменная кладка стены с другой обрамляют наш путь. Здесь все глубоко в тени и потому прохладно, горячее солнце осталось где-то там, наверху. Слева какая-то нимфа в кустах.
Снизу берег выглядит немного иначе, чем из сада. Во-первых, становится совершенно ясно, что как такового пляжа здесь нет - только огромные каменные глыбы, беспорядочно нагроможденные на берегу. Во-вторых, оказывается, это обстоятельство никому не мешает, потому что бухта заполонена людьми - купив за копейки билет в музей, отдыхающие получают право хоть целый день провести на этом закрытом кусочке побережья. Видимо, даже это живописное, но не очень комфортное место все же лучше, чем реально переполненные гурзуфские общественные пляжи (глядя на них, я вспоминала Крым советского времени). У меня закралось подозрение, что именно этим способом музей и выживает, хотя классических посетителей тоже было немало.
Чтобы снять эту лодочку, я пристроилась на большом камне, с одной стороны которого сидело одно семейство, с другой - аналогичное. Вскоре прямо перед моим носом на этот камень одно из семейств посадило своего малолетнего ребенка, чтобы тот никуда не сбежал. Тем самым мои съемки лодочки в стиле "Белеет парус одинокий..." сами собой закончились.
Вообще, мне пришлось приложить изрядные усилия, чтобы заснять этот берег по возможности без отдыхающих. По крайней мере, крупным планом - далекие купальщики все же не так ужасны. Счастливым человеком был Чехов, владевший этой бухтой в одиночку (не считая многочисленных гостей, от которых он безуспешно пытался сюда сбежать из Ялты).
Но нам пора идти. Купальника у меня с собой нет, да я и не очень-то понимаю, как тут можно сейчас искупаться, когда вокруг люди, как те самые чайки, сидят на всех скалах, что на берегу, что в море. Поэтому пойдем-ка мы наверх, обратно на тенистую площадку, наполовину залитую полуденным солнцем - как такое может быть, думаю я. И почему у нас на даче нет такого замечательного, противоречащего самому себе места? Впрочем, моря и скал у нас на даче тоже нет...
А на выходе с дачи Чехова нас ждет старый фонарь. Он стоит прямо рядом с кассой - посмотрите в следующий раз, когда там будете.
Еще чуть дальше - скамеечка с фонтаном, это уже поновее.
Но все те же три сестры, да? Просто немножечко в другой ипостаси.
Спасибо за совместную прогулку - без вас мне бы было одиноко.
Впереди дом Волошина в Коктебеле во всех подробностях - наверное, самый любимый мой дом на свете (не считая нашей дачи), настоящая яхта на суше. Не отключайтесь!