боестолкновения

Sep 23, 2022 14:19

"17 сентября 1939 г. в 2 часа ночи Сталин в присутствии Молотова и наркома обороны СССР К.Е. Ворошилова проинформировал германских дипломатических представителей в Москве о том, что частям Красной Армии дан приказ через четыре часа перейти государственную границу. Советское руководство предложило во избежание инцидентов [107] остановить наступление германских войск, отвести вырвавшиеся вперед подразделения на линию Белосток - Брест - Львов и запретить германской авиации совершать полеты восточнее этой линии. Немцам дали понять, что в случае невыполнения этих требований их части могут попасть под бомбовые удары советской авиации{11}. Просьба германского военного атташе генерала Э. Кёстринга задержать на некоторое время выступление советских войск и прежде всего действия авиации, дабы он мог проинформировать свое командование и тем самым предотвратить возможные инциденты и потери, была отклонена{12}. В ряде мест 17-18 сентября 1939 г., несмотря на предпринятые немцами меры предосторожности, их части все же попали под атаки советских летчиков. Досталось, в частности, облаченным в коричневую форму подразделениям Немецкого трудового фронта{13}. Германскому командованию пришлось ускорить отвод своих войск на указанный советским руководством рубеж. К 19 сентября он был в целом завершен{14}. Лишь в районе Львова немцы продолжали держать свои войска восточнее предложенной линии, ссылаясь на то, что они должны сначала разгромить окруженную в этом городе польскую группировку.
18 сентября 1939 г. советским дипломатическим представителям в Берлине германские должностные лица продемонстрировали карту, на которой Львов, нефтедобывающие районы Западной Украины - Дрогобыч и Борислав, а также район г. Коломыя, обладание которым позволяло Германии установить прямое железнодорожное сообщение с Румынией, были обозначены как относящиеся к германской сфере интересов. Это было серьезным нарушением условий секретного дополнительного протокола. Советское правительство заявило немцам решительный протест{15}, а частям Красной Армии был дан приказ овладеть Львовом и районами Западной Украины, на которые претендует Германия.." (отсюда).
А 19 сентября произошло следующее. Ранним утром этого дня дня в пригороды Львова вошел моторизованный отряд комбрига Шарабурко. После короткой перестрелки с поляками те выслали представителей для переговоров. И вот тут по красноармейцам вдарили осаждавшие город немцы:
"8.30. Немцы (вышедшие ко Львову ещё 16.09.1939) неожиданно предприняли атаку на районы города занятые советскими войсками. Польские войска приняли бой, а советские танки и бронемашины разведбатальона 24-й лтбр оказались между противоборствующими сторонами, в результате советские танкисты так же вынуждены были открыть по немцам огонь. Присоединившись к полякам. Вот такой вот получился совместный советско-польских бой против немцев. При этом, от огневого воздействия наших войск, у немцев оказались подбиты 3 противотанковые орудия, убиты 3 и ранены 9 человек. В 24-й бригаде потеряно 2 бронемашины и 1 танк, убиты 3 человека и ранены 4 человека. Кроме того на поле боя в нашем расположении остались два подбитых поляками немецких танка. Имел место и воздушный бой прикрывающих свои войска советских и немецких самолётов.
9.00. Для переговоров теперь прибыл командир 137-го полка германской горно-пехотной дивизии полковник Шляммер, с которым командир бригады полковник Фотченков уже в германском штабе договорился по вопросам урегулирования конфликта. На переговорах командующий советской группировкой потребовал от немцев немедленно отвести свои войска, поскольку части Красной Армии имеют приказ штурмовать город. Германское командование ответило отказом. Но стороны договорились собрать своих раненых и убитых. Однако два подбитых немецких танка остались на нашей стороне. В дальнейшем они были эвакуированы. «Двойка» была доведена в Кубинке до ходового состояния и прошла полный объём испытаний.

Впрочем, стороны срочно предприняли меры, чтобы разрулить инцидент: "По дипломатическим каналам немцы начали оказывать нажим на советское руководство. Утром 20 сентября 1939 г. германский посол в Москве Ф.В. фон дер Шуленбург сделал Молотову заявление. В нем указывалось на "опасность возникновения крайне серьезного инцидента" между советскими и германскими войсками. Посол обращался к советскому руководству с настойчивой просьбой "в самом срочном порядке" отвести наши войска и тем самым принять меры, которые позволили бы предотвратить конфликт. С аналогичной просьбой обратился к Ворошилову и генерал Кёстринг. В ответ советская сторона выразила "удивление" по поводу нахождения германских войск восточнее Львова и их боевой активности в этом районе. Было подчеркнуто, что инцидентов наверняка не будет, если немцы прекратят попытки продвижения в восточном направлении и отведут свои войска".
Немцы пошли на попятную. 20 сентября генерал Ф. Гальдер записал в своем дневнике:
"Разговор с генерал-полковником Браухичем.
Йодль: Действовать совместно с русскими. Немедленное совместное урегулирование разногласий на месте{353}. Если русские настаивают на территориальных требованиях, мы очистим территорию.

-------------

16 августа 1945 года Осубка-Моравский, глава Временного правительства, подпишет с Молотовым уже официальное Соглашение о польско-советской границе, оставившее Львов в составе СССР (при этом Польше будут возвращены Белосток, Перемышль и еще ряд территорий, в 1939 году также вошедшие в СССР).
В следующие годы будет проведено выселение этнических поляков с отошедших к СССР территорий в Польшу, а с этнических украинцев и белорусов с территорий, оставшихся в Польше - соответственно в СССР (печально известная операция "Висла"), в результате чего смежные регионы приобретут более-менее моноэтничный облик.
З.Ы. Вот интересно, если бы польские войска не обороняли в сентябре 1939-го Львов от немцев, а сдали бы город им... похоже остался бы он польским.

https://dfs-76.livejournal.com/163704.html?utm_source=embed_post

вот, а вы говорите -- парад, парад

39 год, поляки

Previous post Next post
Up