Ну что же, продолжим наши исторические штудии. В процессе обсуждения выяснилось, что народ плохо представляет династические коллизии начала 18 века. Поэтому, говоря об эпохе Елизаветы Петровны (1741-1761), сделаю отступление о более раннем периоде.
Елизавета I была дочерью крестьянки Марты и "бомбардира Михайлова". В отличие от героини нашей прошлой лекции (Анны I), которая была дочерью русского царя Ивана V. Бедному Ивану очень неповезло в официальной историографии. При одном имени у отечественных историков начинают бегать глаза, люди краснеют, кашляют, буркают какую-то ерунду.
- Что, царь? Ах, этот. Никудышный, больной. Ну его. Что, спрашиваете, при чём здесь Пётр I? Ну как же, его ТОЖЕ царём выбрали. В России тогда было ДВА ЦАРЯ. Про запас.
На резонный вопрос, как же мог получиться такой спартанский казус в истории нового времени, бормочат чепуху, что Иван был болен.
А чем, кстати? Оказывается ЦИНГОЙ. То есть питался плохо наш царь-батюшка. Не давали ему ни икры паюсной, ни капустки, ни прочих разносолов. Кушал он сызмальства сухари да тухлую солонину. Потом говорят, что Иван был ПАРАЛИЗОВАН. И что вы себе думаете, к 30 годам немощный парализованный Иван обзавёлся четыремя детьми. Вот чудеса какие. Интересны также обстоятельства смерти Ивана. Видимо забыв про паралич, царь возглавил крестный ход. Шёл с непокрытой головой, замочил ноги. Скоропостижно скончался от насморка.
Стоит ли говорить, что над физически и умственно хилым монархом могут учредить опеку, могут в таком случае дать дополнительные прерогативы наследнику, могут, наконец, отправить немощного на покой. Но вот выборы "царя нумер два" это карнавализм второго порядка. Так сказать, карнавал карнавала.
Существует ещё штришок. Для человека, знающего как составляются сказочные "генеалогические деревья", очень нехороший. У Ивана V и Петра I были разные матери.
То есть надо следить, кто потомок законного царя Ивана, а кто непонятного Петра. У царя Алексея Фёдоровича было 8 детей (доживших до совершеннолетия) от первой жены. Среди них - два царя (Фёдор и Иван), правительница Софья. Другие дети (5 дочерей) тоже понятны. Все - типичные "царевны", все в той или иной степени репрессированы. А от второй жены у Алексея был только непонятный "бомбардир", да его младшая сестрица Наталья. Что за сестрица?.. Гм-гм... "Организатор театров", "автор пьес"... У неё в Преображенском была "комедиальная храмина". Какая же это, извините, "принцесса крови" начала 18 века, да ещё на задворках Европы. Тут песни другие.
Что Вы плачете здесь, одинокая глупая деточка
Кокаином распятая в мокрых бульварах Москвы?
Вашу тонкую шейку едва прикрывает горжеточка.
Облысевшая, мокрая вся и смешная, как Вы...
Вас уже отравила осенняя слякоть бульварная
И я знаю, что крикнув, Вы можете спрыгнуть с ума.
И когда Вы умрете на этой скамейке, кошмарная
Ваш сиреневый трупик окутает саваном тьма...
Так не плачьте ж, не стоит, моя одинокая деточка.
Кокаином распятая в мокрых бульварах Москвы.
Лучше шейку свою затяните потуже горжеточкой
И ступайте туда, где никто Вас не спросит, кто Вы.
"Беспачпортная бродяжка".
А кто, извините, матушка актёрки и бомбардира? Говорится, что Наталья Кирилловна Нарышкина. Человек малообразованный, дура (так и писалось открытым текстом ещё до революции). Обвинялась в том, что именно из-за неё Петруша не смог получить нормального образования. Хорошо. А кто такие Нарышкины? Считается, что захудалый дворянский род из крымских татар. Правда имена у этих "Нарышкиных" какие-то странные. То Полуэкт, то Эммануил. Ладно. Однако при живых родителях Наталья Кирилловна почему-то воспитывалась в другой семье. В семье Артамона Матвеева. Матвеев был чиновником неясного происхождения, управлял украинским приказом, потом посольским. Именно он свёл вдового царя с "воспитанницей". Матвеев знал европейские языки, ходил в европейском платье, ПИСАЛ ПЬЕСЫ. Его дом, уставленный дорогой европейской мебелью, был салоном, где регулярно устраивались для иностранной общины Москвы светские рауты. Гостей принимала его супруга. Как же в такой обстановке могла воспитаться старомосковская дурища Нарышкина?
Да и была ли она?
Теперь сам бомбардир Михайлов. Биография непонятная. Брата-сопровителя вероятно уморил, жену постриг в монахини, сына убил. Мать умерла ещё до начала царствования (при жизни Ивана V). Женился на "литовской крестьянке" с чуть ли не семикратной маскировкой. Якобы, она дочь крестьянина Самуила Скавронского (откуда, кстати у крестьян 17 века фамилии?), но отец рано умер (раз), Марта вместе с матерью переселилась в Лифляндию (т.е. Швецию) (два), мать отдала девочку в семью пастора Глюка, который её почему-то стал воспитывать вместе со своими дочерьми (три) (кстати, дочь литовского поселянина должна была быть католичкой, а не протестанткой). Потом Марта вышла замуж за шведа, который жил с ней один день, уехал на войну и больше они не виделись (четыре). Марта под фамилией (какой фамилией?) осталась жить у Глюка, в Мариенбурге. Оттуда была взята как трофей Шереметьевым (пять), перешла к Меньшикову (шесть), и наконец попала к Петру I (семь), став императрицей всероссийской.
Понимаете, есть два типа легендирования. Первый, когда простолюдин выдаёт себя за чудесно спасшегося царя. Как правило, с этим "усё ясно". Но есть и второй тип. Это когда человек, находящийся на достаточно высоком уровне культуры, выдаёт себя за мусорщика, бомжа, калику перехожую, проститутку. Зачем? В этом есть свои резоны. Например, такой легенде люди верят в сто раз больше. Кто ж на себя наговаривать будет.
Родители поселянки Марты Скавронской неизвестны, первый муж - тоже. Но вот на её "воспитателя" материальчик есть. Эрнст Глюк родился в 1655 году в Саксонии (напомню, что тогда Саксония была метрополией Польши). Получил богословское образование, переселился в Лифляндию (т.е. Швецию) ДЛЯ РАБОТЫ С ТУЗЕМЦАМИ. Сначала Глюк начал окормлять латышей: устройство школ для аборигенов, создание письменности и перевод на латышский Святого писания. Затем, с упреждением, занялся русскими. Видимо, зная, что его воспитанница попадёт в случай. Взял и перевёл на русский язык Библию (Глюк был полиглотом). Правда утверждается, что сделанный перевод сгорел при штурме Мариенбурга. Оцените картину: стоит Глюк, ждет русских барбариенов. В одной руке Библия, переведённая на русский, в другой - ладошка обученной русскому радистки Кэт. А барбариены Библию в печь, радистку на хор. Но проходит всего полгода и, о чудо, Глюк открывает в Москве университет (т.н. "Покровская школа") и становится главой местных евангелистов. Не нашлось больше кандидатур в Москве у влиятельной и богатой немецкой общины.
А ещё через три года в Екатерину влюбляется Пётр. Казалось, тут бы и создать красивую легенду о невинной сиротке, воспитаннице учёного богослова, покорившей сердце простодушного русского монарха. Нет, в Российской империи малиновоухим гимназистам рассказывалось, как Екатерина пользовалась солдатнёй, обслуживала собой походный досуг господ генералов.
После смерти "Михайлова" на престол входит "Скавронская" (Екатерина I - 1725-1727). Затем малолетний Пётр II (1723-1730). Если принять версию о идентичности "Михайлова" с Петром I, это законный наследник. Его отец - казнённый царевич Алексей, сын Петра от высокородной Евдокии Лопухиной. Мать - вольфенбюттельская герцогиня Софья-Шарлотта. Таким образом Пётр II первый русский монарх с кровью европейских аристократов. Характерно, что Вольфенбюттельские были Вельфами.
После смерти Петра II, мужского потомства у Романовых не осталось, надо было выбирать среди женщин. Со стороны Ивана V на престол могли претендовать (в порядке наследования):
1. Екатерина Иоанновна, вышедшая за герцога Мекленбург-Шверинского
2. Анна Иоанновна, вышедшая за герцога Курляндского
3. Прасковья Иоанновна, вышедшая за Дмитриева-Мамонова
Со стороны Петра I претенденткой могла бы быть
1. Анна Петровна, вышедшая за герцога Шлезвиг-Гольштейн-Готторпского, но она умерла в 1728 году.
2. Елизавета Петровна, незамужняя
В отличие от убитого Алексея и его сына Петра II, Анна и Елизавета были детьми "крестьянки Марты". Это усиливало позиции "ивановичей".
Эти пять ветвей Романовых и определили династическую картину Российской монархии до конца века.
Екатерину Иоанновну от престола удалось отстранить. Выбрали Анну Иоанновну, о которой я писал в прошлый раз. Она была бездетной, после её смерти снова возник конкурс претендентов.
Ивановичи:
1. Анна Леопольдовна, дочь умершей к этому времени Екатерины Иоанновны. Замужем за герцогом Брауншвейг-Люнебургским (Вельфом).
2. За отсутствием детей у Анны Иоанновны, ветвь пресеклась.
3. Прасковья Иоанновна и её муж Дмитриев-Мамонов умерли, ветвь окончательно признана морганатической и выведена за пределы царского дома.
В связи с Дмитриевыми-Мамоновыми могу рассказать курьёзную историю. Один из отпрысков рода стал фаворитом Екатерины II, его сын Матвей Александрович заболел манией величия и в конце 10-х годов 19 века объявил себя единственно законным русским императором. Своё подмосковное имение он превратил в укреплённый лагерь, хранил там сделанные им "реликвии": подлинное знамя князя Пожарского, окровавленную рубашку невинно убиенного царевича Дмитрия. Одновременно Мамонов учредил трансгалактический Орден Русских Рыцарей и выдвинул план превращения России в Англию: учреждение двухпалатного парламента, пэрство, мировые колониальные захваты и т.д. Надо сказать, до поры до времени его жалели - кроме всего прочего граф был действительно крупным масоном и мультимиллионером. Но в конце концов человека обслужили. Когда он на фоне событий 14 декабря отказался присягать Николаю I, его стали лечить. Лечили психические болезни понятно как: монотонные побои, обливание ледяной водой. Правда лечение проходило в его же дворце. Там он прожил в заключении почти 40 лет, общаясь с крепостным мальчиком-идиотом. Мамонова лечили врачи, а он лечил зверушку. Англичане животных любят. Сначала умерла зверушка, потом Мамонов.
Теперь "петровичи":
1. Пётр-Ульрих, сын Анны Петровны и герцога Шлезвиг-Гольштейн-Готторпского.
2. Всё та же Елизавета Петровна, всё так же незамужняя
Сначала выбрали Анну Леопольдовну. Но к этому времени у неё был сын. Поэтому императором выбрали его (Иван VI), а её назначили регентшей. Однако, в 1741 году произошёл государственный переворот и "ивановичей" сменили "петровичи". На престол взошла Елизавета Петровна.
Сказать о её царствовании уже не поместится, но на один аспект обращу внимание. Пётр I, стремящийся войти на равных во владетельные дома Европы и переженивший Романовых на герцогах и герцогинях, почему-то себе в жёны выбрал "поселянку". А вот Елизавета I, как только взошла на престол, вышла замуж за "поселянина". Её мужем стал Алексей Разумовский.
Кто таков? - Певчий с Украины. Может быть, может быть. Существует трогательный рассказ об опознании Разумовского родной матерью. Её привезли в Петербург, но она сыночка не признала. Тогда Разумовский разделся догола и по родинкам ридна матка сынку опознала. Вот такой индийский фильм. "Нашли" Разумовского так. Некий дворцовый чиновник возвращался из командировки в Австрию. По пути зашёл в сельскую украинскую церковь. Услышал дивный бас пастушка из соседнего села (именно соседнего - будут проверять, придётся огибать лишнее коленце). Ну, взял 22- летнего недоросля в придворную певческую капеллу. Пастушок оказался профессиональным альфонсом европейского уровня: умён, галантен, способности квалифицированного управляющего, знание иностранных языков. Кстати, фамилия "Разумовского" была "Розум". Но не совсем. "Розум" это кличка его отца, который в пьяном виде любил говорить "що то за голова, що то за розум". Впрочем Разумовский от него сбежал в детстве (ещё коленце). А младший брат "Разумовского", в 18 лет ставший президентом академии наук отнюдь не номинальным, почему-то учился в Кенигсбергском и Страсбургском университетах под фамилией Обидовского. "Коля, брат! Узнаю брата Колю!"
Алексею Разумовскому однажды поднесли пухлый том генеалогического исследования, доказывавший происхождение от польских аристократов. А Разумовский бросил книгу в грязь: "Тю-ю, вы що, сказившись. Я ж пастух!" У него в платиновом сейфе на бриллиантовой подушечке лежала свистулька, на которой он играл, будучи пастушком. Всем гостям сейф открывался, свистулька показывалась. Гости верили. Не будет же человек сам себя опускать.
Человек-то может и не будет. А осьминог? Ходить русалочке по враждебной суше бедной немой поселянкой - это большое достижение. Над этим работают серьёзные волшебники. Мастеры Глюки.
(продолжение следует)