158. ЖИТЬ СТАЛО ЛУЧШЕ? ЖИТЬ СТАЛО ВЕСЕЛЕЕ? - 2

Nov 24, 2004 16:48

Как я и предполагал, резкое изменение общественного уклада в сочетании с интенсивным промывом мозгов привело к тому, что многого из "дивного нового мира" люди не помнят или не знают.

Например:

1. Никто не вспомнил об институте прописки. Хрущёвское возвращение паспортов крестьянам помнят, а то, что поменять место жительства даже внутри страны было ПРОБЛЕМОЙ - не понимают. В Москве существовал целый класс лимитчиков - люди работали по многу лет в тяжёлых условиях (койка в общежитии для холостых, комната для семейных) на вредных производствах, чтобы получить вожделенную московскую прописку. Москвичи "лимитУ" ненавидели, справедливо считая конкурентом в очередях за жильём. Культурный уровень лимиты был низкий, этнический состав часто чуждый (хохлы, выходцы с Кавказа и Средней Азии), навыки городской жизни - минимальные. Жизнь в общежитии поощряла преступность, разврат и детдомовскую психологию. В результате и без того слабые традиции городской культуры размывались.

2. Любопытна дискуссия про интернет при социализме - был бы или нет. Я всё ждал, вспомнят ли про глушение радиопередач и про выпуск радиоприёмников с выломанной шкалой частот. Не вспомнили.

3. Абсолютно забыли ужасающее качество бытовой техники. Холодильники и стиральные машины ещё работали. Цветные телевизоры, магнитофоны, электронные часы ломались постоянно, в магазине при покупке надо было давать взятку, чтобы продали вещь на ходу. Починка техники превращалась в перманентное издевательство, на дефицитные запчасти создавался дефицит второго порядка, то же касалось расходных материалов, например импортных магнитофонных кассет (отечественные мгновенно зажёвывались и тоже периодически пропадали с прилавков).

4. В СССР отсутствовала молодёжная культура. Над молодёжью издевались, запрещали слушать эстрадную музыку, носить модную одежду. В этом смысле показателен фильм "Москва слезам не верит". Пафос меньшовского фильма (в социальном плане ВЕЛИКОГО) заключался в том, что это единственный советский фильм снятый не "педерастом" и не для "педерастов". Там существует правильная мотивация, ценности людей - не извращённые. Но даже там издевательство над молодёжью и именно сексуальное. Молодой парень, ухаживающий за девушкой, изображён бессмысленным садистом, получающим от главного героя по зубам. Меньшов всем "дал утешение": и измученным производством советским женщинам и пьяненьким советским мужикам. А молодые галковские получили от Меньшова в рожу. Я про это Меньшову и сказал при встрече: чего ж вы, шестидесятники, так нас... Лепили из забитого, домашнего (первого домашнего в СССР) поколения сексуальных хамов.

5. Автомобили в СССР стоили безумно дорого, их не было в открытой продаже. Качество соответствовало современным машинам, выпускаемым в РФ, причём сервисного обслуживания НЕ БЫЛО. Отсюда и возникло выражение - "тачка". Колесо катится, а человек работает.

6. В СССР существовал закон о тунеядстве, т.е. труд носил принудительный характер. Из-за этого огромная армия безработных (безработица - прямое следствие любой плановой, т.е. искусственной экономики) вынуждена была работать за гроши на невыгодной или просто ненавистной работе. Очень тяжело было лицам свободных профессий. Люди с университетским образованием работали дворниками, истопниками, сторожами. Особенно вредной была скрытая женская безработица. Масса женщин сидела на бессмысленной якобы работе с символической зарплатой, а их 3-летних детей воспитывали бабушки. В результате подрывался статус хозяйки дома, это приводило к деформации и так не устоявшегося городского быта.

7. Последнее по месту, но первое по значению. Бытовая жизнь в СССР носила злобно-извращённый, садистский характер. (Неудивительно, что садизма не избежал даже Меньшов.) На людей всё время орали, при чём это не были перепалки - нет, нападали на заведомо беззащитные жертвы и начинали хулиганить. В школах озверевшие тётки-учителя прорабатывали нерадивых учеников. В магазинах хамки-продавщицы орали на покупателей. Дома родители орали на детей и друг на друга. Причём, подчёркиваю, ор увеличивался именно в случае заведомого превосходства одной из сторон. Это не итальянские перепалки между матронами. Это садистское топтание жертвы ногами. По телевизору старики орали на молодёжь. Уборщицы шипели и плевали в сторону следящих "гостей". И даже хуже - очень часто "ор" был изводящей многочасовой проработкой с деланным сочувствием - это напоминало тихую расправу паука со своей жертвой.

Последние отголоски этого садизма исчезли где-то в районе дефолта. Тогда я видел последнюю сцену, уже удивившую: старенькая интеллигентная женщина задремала в метро, на Сокольниках из поезда попросили всех выйти. Все вышли, она сидит, и тут, ещё до обхода состава машинистом, другая бабка (простая пассажирка) как заорёт с перрона:

- Ну, чего расселась, раззява! Вон отсюда!!!

Жертва вскочила и растерянно заметалась по вагону, ища выход.

Это ОНО. "Развитой социализм". Забыли люди.

Мне кажется, надо различать имманентные недостатки демократии и недостатки тоталитарного режима, сохраившиеся или даже развившиеся в эпоху его либерализации.

Например, значительная часть населения в постсоветской России стала жить беднее. Но есть ли бедность населения признак капиталистической экономики? Скорее это типичный пережиток социализма. Система распределения продуктов в условиях социалистического "осадного положения" разрушена, но несколько поколений утратили навыки экономической самостоятельности. Уровень доходов особи в значительной мере зависит от уровня её интеллекта. Социализм нивелировал интеллектуальное неравенство, кроме того основная масса населения была оболванена пропагандой. Эти люди были выпущены в капиталистический рынок, то есть поставлены перед необходимостью принимать стратегические решения. В результате неправильных решений они быстро потеряли собственность, доход, а зачастую и жизнь. Социализм превратил людей в полипы, затем "воду спустили".
Previous post Next post
Up