887. СМУТНОЕ ВРЕМЯ - 2

Apr 23, 2014 07:25




Тушинский лагерь. Картина 1908 года.
После убийства Лжедмитрия трон захватил Василий Шуйский. Любопытно, что поднятая им кампания дискредитации устранённого конкурента была, прежде всего, направлена против Бориса Годунова, изображавшегося убийцей последнего отпрыска законной династии. А вот Лжедмитрий относился к Годуновым достаточно снисходительно.

Сторонники Лжедмитрия (вроде бы убитого) собрали войско и подошли к Москве, военные действия продолжались с переменным успехом до осени 1607 года и закончились победой Шуйского. Эти события в советское время были стилизованы под курьёзное «народное восстание Болотникова», который боролся с царизмом, но без Маркса проиграл. Это «борьба без Маркса» была перманентной до конца 19 века, - далее шли Разин, Пугачёв и т.д.

В википедии я нашёл прелестное описание состава «народной армии Болотникова»:

1. крестьяне и холопы (Иван Болотников)
2. Терские, волжские и запорожские казаки (Илейка Муромец)
3. Рязанское (Прокопий Ляпунов), тульское (Истома Пашков) и северское (Андрей Телятевский) дворянство
4. Наёмное войско из 10-ти тысяч ландскнехтов с артиллерией.

Я считаю, чеканная формулировка.

Хороши также биографии народных заступников. Многие почему-то жили в Швейцарии и приехали в Московию в пломбированных вагонах.

Сам Болотников беглый холоп, подавшийся к казакам, потом проданный татарами в рабство на турецкие галеры, освобождённый после морского боя немцами и проживавший в Венеции в немецком подворье. Оттуда каликой перехожим подался в Польшу и в Москву, помогать Лжедмитрию.

Такая биография вполне может быть подлинной. Постоянно действующие в смутное время «казаки» (донские, запорожские, польские, астраханские и т.д.) - это не этническая группа, вроде жителей Всевеликого Войска Донского конца 19 века. В 17 веке это разбойники и пираты. Донские казаки это пираты Ямайки. А терские - Мартиники, Запорожские - Мадагаскара. Национальность? Да хоть мавры.

Что такое «астраханского казачество»? Пираты Каспийского моря. В самом прямом и точном смысле этого слова. А также пираты Волги. Речное пиратство вообще было характерно для российских и украинских казаков. Реки были главными транспортными артериями на восточно-европейской равнине.

Следует учесть, что и пиратов, и сухопутных разбойников всегда МАЛО. Это заметная сила с позиции военной - и то только в малонаселённых землях или в открытом море. А с точки зрения демографической это ничтожная величина, бесследно исчезающая в истории. Казаки Дона 19 века и позже, ставшие заниматься земледелием, так же относятся к древним казакам, как современное население трехмиллионной Ямайки к воровскому восьмитысячному Порт-Роялю 17 века.



Фрагмент картины выше. С этнической точки зрения, я считаю, убедительно. Русские, украинские и татарские разбойники майданят добычу в кости, сзади пьяный поляк дудит в трубу.
Однако вернёмся к изложению событий. Болотников с отрядом казаков опаздывает и Лжедмитрия I убивают до его прихода. В 1606 он подходит к Москве и строит форт в Коломенском. Затем его отряд отбрасывается войсками Шуйского к Калуге, потом Болотников снова подходит к Москве и наконец терпит поражение под Тулой и вскоре погибает. Это осень 1607 года. Но это мало что меняет. Ещё в июне 1607 объявился Лжедмитрий II и остатки войска Болотникова соединяются с его отрядом.

Если в случае Лжедмитрия I принято лепетать про «Отрепьева» и считать его всё-таки царём, то о Лжедмитрии II не говорится ничего. Мол, «тушинский вор», а откуда - неведомо.

К лету 1608 года Лжедмитрий II контролировал более половины территории Московии, его войска стали лагерем напротив Москвы - в Тушино, и, удивительное дело, из Тушинского лагеря вырос большой город - с домами, улицами, городской стеной, дворцом самозванца, правительством, патриархом, многочисленными купцами и рынками. Из Ярославля в Тушинский лагерь приехали опальные Мнишеки, Марина признала в Лжедимитрии II Лжедмитрия I и стала царицей. Вот какие чудеса!

Тушинским патриархом стал Филарет, в миру Фёдор Романов. В 19 веке романовские историографы предприняли фантастические усилия по легализации этого факта, получилось смешно. Объяснительная записка вышла примерно такая:

- Я, будучи начальником расстрельной команды НКВД, как мог боролся с культом личности Сталина. Например, требовал от красноармейцев убивать осуждЕнных с одного выстрела, чтобы облегчить страдания невинных жертв сталинского произвола. Ещё черепа разбивали прикладами - таким образом, сохраняли патроны для последующей борьбы с гитлеровскими захватчиками. Иногда же, производя выстрелы лично, я специально целился в сторону от жизненно важных органов - была надежда, что крики товарищей будут услышаны снаружи и граждане поймут, что в стране свирепствует сталинский террор.

Следует учитывать, что поляки в Тушинском лагере и вообще в самозванстве были скорее польскими казаками - иррегулярной разбойной конницей с пёстрым этническим составом (включая цыган). Они назывались «лисовчики». В самой Польше плакали от счастья, когда они откочевали в Московию. С другой стороны, и у «лисовчиков» к Польше не было ничего личного. Когда Сигизмунд III в рамках шведско-польского противостояния вторгся летом 1609 года на территорию Московии, они объявили ему войну.



Джигитовка лисовчиков. Их фирменный стилем при налётах было немедленное уничтожение всех встречных - чтобы не успели предупредить.

Василий Шуйский, вообще непонятно как в таких условиях сохраняющий престол, заключил союз со шведами. (Именно это спровоцировало прямую польскую интервенцию.) Шведы выставили наёмное войско под руководством Делагарди для борьбы с «самозванцем», а в обмен получали часть русской территории. Что было бы в случае победы Лжедмитрия II? Очевидно, Шуйский был бы самозванцем Лжевасилием.

После вторжения польской армии, часть поляков тушинского лагеря перешла на сторону Польши, другая часть вместе с Лжедмитрием и Мнишеками откочевала в Калугу. Почти все русские из тушинского лагеря перешли на сторону польского короля. Возник проект приглашения на русский престол 15-летнего королевича Владислава.

Лжедмитрий II по всем параметрам был самым крупным деятелем смутного времени. Из Калуги он объявил войну и Польше - с примкнувшей к ней частью тушинского лагеря, и Швеции - с её ставленником Василием Шуйским, и возглавил поход на Москву народного ополчения. Перед его прибытием московские бояре постригли в монахи Шуйского и перешли на сторону поляков, подходивших к столице с другой стороны. В августе 1610 царём был провозглашён Владислав (отсутствующий), поляки вошли в Москву, на этот раз надолго. Началась масштабная война между поляками и сторонниками Лжедмитрия II, который снова отступил в Калугу.

Значительную часть войска Лжедмитрия II составляли татары. Осенью 1610 года касимовский хан Ураз-Мухамед, подкупленный проигрывающими коронными поляками, хотел убить самозванца и переметнуться к Владиславу, но Лжедмитрий его упредил и убил. Замешенных в заговоре татар Урусовых он пощадил по просьбе Марины Мнишек, и те зарубили его саблями. Сделать это было легко, так как один из Урусовых возглавлял татарский отряд телохранителей. Лжедмитрий погиб в декабре 1610 года.

После этого руководство в калужском стане перешло к донскому атаману Заруцкому, который продолжал поддерживать Марину Мнишек (успевшую родить от Лжедмитрия ребёнка).

Реально в Москве от имени Владислава правила так называемая «семибоярщина».

В начале 1611 Заруцкий и Мнишек снова подходят к Москве. Их поддерживает Дмитрий Трубецкой с казаками и Ян Сапега с польским отрядом. К ним же присоединяется отряд Прокопия Ляпунова, до этого сражавшийся на стороне поляков против Лжедмитрия II. Войска занимают несколько кварталов Москвы и замирают в тушинской позиции. В Кремле сидят поляки, сторонники Владислава, в Китай-городе - русские ополченцы, почему-то вместо штурма Кремля собравшие правительство и начавшие издавать указы. Точнее так: в Кремле русо-татаро-поляко-немцы за Владислава, а в Китай-городе русо-татаро-поляко-немцы за… правильно, за сына Лжедмитрия II, Лжеивана Лжедмитриевича. И его регентов - Марину и Юрия Мнишека.

Как, кстати, выглядел Юрий Мнишек? Вероятно, вы думаете что это было что-то куртуазное, с эспаньолкой и в жабо. Или на худой конец с бульбовскими усами и в польской меховой шапке? Никак нет. Вот портрет:





Марина Мнишек и её отец. Фрагмент исторической реконструкции Клодта.



А это предполагаемый портрет Симеона Бекбулатовича. Как видите он в польском кафтане, с польской саблей и в польской шапке.
Когда же поляки появились на Руси? А никогда. Русские это и есть поляки. Если брать польских казаков и регулярную армию, то они к началу 16 века от московских казаков и стрельцов уже отличались, но поскольку лобового столкновения метрополии с фронтиром не было, то русские отряды служили в Польше, польские в Московии. Смутное время это не результат польской интервенции. Польская интервенция возникла постепенно, в РЕЗУЛЬТАТЕ смутного времени, в котором Московия начала превращаться из конгломерата территорий в национальное государство. Вот тогда начались более-менее правильные военные действия, закончившиеся Деулинским перемирием 1619 года и первой обозначенной хотя бы на карте русско-польской границей. То же касается и Швеции со Столбовским миром 1617 года, положившем конец общему шведско-немецко-русскому фронтиру в Карелии и Ижории.



Шутливая карта, показывающая родственные народы в Европе :)



А вот более приличный пример. Как видите, то же самое. Поляки, белорусы, украинцы и русские это единый народ - северные славяне.



Вот уже карта не шутливая, а научная. Желтым цветом обозначен ген-маркёр северных славян. Синим - южных.
Окончательная культурная сепарация между поляками и русскими произошла только в 20 веке, а сепарации между русскими, украинцами и белорусами не будет вообще. Не триста же лет воевать для этого. Думаю, наоборот, впереди польско-русское сближение.

Однако вернёмся к московским событиям 1611 года. Чем там всё завершилось? «Кремлевцы» подбросили «китайгородцам» подложную грамоту, они перессорились, убили Ляпунова и снова отступили от Москвы. Как нетрудно догадаться, в изложении постоянно путается место околомосковской дислокации. Вроде бы жили в Китай-городе, а вроде и в Коломне. До этого в Коломенском был польский лагерь. Юрий Мнишек почему-то в 1611 году оказался в Польше, где представлял королю (своему врагу) вывезенного из Москвы расстригу Шуйского. Всё время путаются с составами ополчений, то что во главе первого ополчения (фактически второго) были Мнишеки, в упор не замечается, не замечается и то, что второе ополчение взяло Москву «не заметив» первого ополчения, стоявшего в Коломне и убежавшего от него в Астрахань - вместе с Мариной Мнишек и ее сыном. Впрочем, оказалось, что первое ополчение в лице Трубецкого против своей воли стала воевать против поляков вместе со вторым ополчением. Как обычно, второе ополчение подошло к Москве в момент, когда туда подходила армия из Польши, спешившая на выручку засевшим в Кремле полякам.

Надо заметить, что военные действия и политические комплоты смутного времени постоянно вращаются вокруг Москвы, но сама Москва является местом, где ничего не происходит, и где постоянно возникают патовые ситуации. Более того, вокруг Москвы постоянно возводятся турусы на колёсах. Лжедмитрий 1 строит масштабный Диснейленд с красноречивым названием «Ад», рядом с Москвой строится Москва №2 - «Тушинский лагерь». Ад и лагерь затем последовательно сгорают в огне. Сгорает в огне и сама Москва. (Если вы понимаете, о чём я.)

Единственное достаточно завершённое действие это взятие Москвы в 1612 году. Поляки были изгнаны из Кремля, где с ними от страшного ополчения укрывались московские бояре и… будущий царь Михаил Романов.

Второе ополчение якобы возглавлялось мясником Козьмой Мининым и не имело явного претендента на престол. Именно это похоже на правду.

Бросается в глаза политическая дегенерация московских событий. Сначала в стольном граде Москве царствует законный наследник многосотлетней династии, ведущий своё начало от византийских императоров и варяжских князей. Затем на трон усаживается худородный «муж сестры царя». Затем и вовсе самозванец «Гришка», хотя и прикрывающийся поддельной родословной. Затем рядовой боярин Шуйский и соревнующийся с ним «вообще самозванец» - без имени. Потом появляется семибоярщина, правящая от имени несовершеннолетнего «заморского царевича», и сын самозванца - «ворёнок» Лжеивашка. И, наконец, всё это великолепие сметается неграмотным мясником Козьмой Мининым, «которому ничего не надо».

Далее в Москве созывается курьёзный «съезд КПСС», который честно рассматривает все кандидатуры, включая так и не добравшегося до Москвы Владислава, а также «Ворёнка». При зрелой оценке всех кандидатур, собор выбирает дурака Михаила Романова, до сих пор никогда не претендовавшего на престол, не имеющего на него никаких династических прав и более того, не пользующегося никакой поддержкой. Единственный тяжеловес, способный поддержать Михаила, - его отец, патриарх Филарет. Но он с 1611 года находится «в плену» в Польше, и будет там находится ещё 6 лет. (Что он там делал, до сих пор непонятно.)

Считается, что до прибытия Филарета за слабоумного Мишу правит его мать, монахиня Марфа. Под этим именем пострижена также Мария Нагая, мать (Лже)дмитрия, умершая перед самым избранием Михаила.

После судьбоносного решения о выборах слабоумного царя, Мнишек вместе с сыном ловят на Урале, привозят в Москву и убивают - это конец 1614 года. Так же кончает свою жизнь Заруцкий (который, по одной из версий, и был самозванцем).

Все эти события можно изложить без эпициклов (в нескольких версиях), но в данном случае это не очень важно. Важнее общий абрис исторического процесса.

Во-первых, военные действия ведутся разрозненными отрядами на свой страх и риск, отряды состоят из поляков, украинских и донских казаков, татар (кочевников или тех же полуоседлых татарских казаков), шведов и т.д. Эти группы достаточно смешанны и, похоже, у них нет проблем в общении друг с другом. Они действуют внутри единого культурного ареала.

А на каком языке говорили все эти поляки, московиты и малороссы? Как они так ловко кооперировались, перемешивались и понимали друг друга? Да очень просто. Язык было ещё единый и говоры северославянского субстрата плавно перетекали друг в друга. Говоров было много, но все они мало различались. Не больше чем современное малопольское и великопольское наречие.

В этой связи типична биография Салтыковых. Видный представитель (а может и основатель) татарского рода Салтыковых Михаил Глебович был руководителем т.н. «панского приказа», ведавшего делами поляков и вообще иноземцев на русской службе (характерное название, показывающее роль поляков в тогдашней Московии). После смерти Годунова перешёл на службу к полякам, поддерживал Владислава I и вместе с детьми эмигрировал в Польшу. Его род дал основание знатной польской фамилии Салтык. Один из её потомков, Каетан Салтык, был в конце 18 века видным польским патриотом, епископом киевским (без Киева), и затем краковским.

Во-вторых, в смутное время нет правильной осады городов, все военные действия ведутся манёвренными группами, постоянно возводятся подвижные ставки и станы. То есть, в Московии ещё нет городов или города есть, но маленькие и новые - без устоявшегося городского быта, легко строящиеся и легко покидающиеся. Исключение составляет несколько пограничных городов вроде Пскова и Смоленска, которые представляют пищевую ценность для аннексии, и действительно аннексируются.

В-третьих, действия всех сил находятся вне идеологии, а сами политические деятели совершенно анонимны. То, что изображается народным ополчением, борьбой с интервенцией, восстановлением попранных наследственных прав и т.д. есть последующая стилизация и раскраска. В период смутного времени мы наблюдаем нерефлектированный экшен, именно из-за отсутствия рефлексии часто закручивающийся спиралью и дающий пышные протуберанцы. Подобное «и нашим и вашим за копейку споём и спляшем» характерно для заполнения пустого пространства разношёрстными эмигрантами. Действующими вполне осмысленно на уровне соблюдения своих личных интересов, относительно осмысленно - на уровне соблюдения интересов семьи (если таковая есть), и хоть как-то осмысленно, если дело касается небольших социально экономических групп, будь то секта или воровская шайка. Но всё что выше - ПРОСТО ОТСУТСТВУЕТ.

Смутное время есть время физического зарождения русского государства и это зарождение произошло в результате синтеза литовской, польской и татарской военной периферии с земледельческим догосударственным населением северной России. А символом этого синтеза стала Москва, давшая и название стране в следующем 17 веке - Московия.

Можно сказать, что в 16-17 веке мы имеем огромное колонизируемое пространство, наподобие американского континента. На его крайнем западе есть относительно культурная, но тоже только формирующееся в полноценное государство Польша. Для Польши смысл смутного времени заключался в попытке подчинить Ост-Америку. Что из-за несоразмерности масштабов было заранее неудачной идеей. Механическое отторжение агрессии привело к формированию восточного государствообразующего центра - Московии. С самого начала её духовная жизнь была построена на подражании Польше и при этом на попытках доказательства, что она не Польша. Начиная с узурпации имени - Московия присвоила себе название «Русь», то есть название польской Галиции, и титула польских королей («великий князь Русский»).

Весь 17 век прошёл в напряженном противостоянии этих двух центров, пытающихся консолидировать вокруг себя колонизуемые территории. В этом смысле «польский потоп» был логическим продолжением «смутного времени».

Следующий этап наступил в 18 веке, когда Московский центр консолидации стал подражать уже не Польше, а Германской Империи и в её лице Европе вообще. Сделать это было легко, потому что сами основания русской культуры были подражательные. И наоборот, некоторая самобытность Польши мешала её модернизации. Это привело к отставанию, а затем и политическому поглощению польского культурного центра. В 20 веке чаша весов качнулась в сторону поляков.

Проблема в том, что между этими центрами всегда находилась недостаточно цивилизованная и всё более отстающая Украина энд Белоруссия. В конце 20 века это «культурное ущелье» между русской и польскими вершинами перешло в фазу прямой дегенерации, вплоть до создании пиджин-языков.

И там, в «межкультурье», будет именно то, что было в Московии начала 17 века. Анонимная и бессмысленная гражданская война «пселдонимовых», имеющая в подоплёке идеологию не национальную и не классово-экономическую, а биологическую. Духовный лидер Украины - Чарльз Дарвин. Хочется сказать «Бог в помощь», но Бога тут нет. «Каждый сам за себя, один Бог за всех, но его нет». Это и есть социал-дарвинизм.



Можно ли начать историю государства с чистого листа и самостийно? Можно. Это начало всегда будет «смутным временем». В 20-м веке процессу становления могут помочь, и сильно, бывшие метрополии и старые культурные государства. Но Украина колонией не была, а на Россию и Америку (не говоря о Польше) Киев просто плюёт.


Previous post Next post
Up