742. ИТАЛИЯ - НЕАПОЛЬ. МОЁ СОЛНЦЕ

Dec 02, 2011 23:25




(Кликабельно.)
В Италии утиная делегация посетила 4 города - Неаполь, Рим, Сиену (проездом) и Милан. Погода была +15-18, сухая. Пару раз немного покапал тёплый дождик - титульное фото сделано как раз в такой «дождливый» день. В районе Неаполя и Рима на солнце даже припекало.

Постараюсь в двух-трёх постах рассказать о поездке.

Неаполь оказался городом неожиданно больших и помпезных зданий. Я знал, что это столица крупного европейского государства и, в известный период, самый большой город Европы, но всё же мне казалось, что в 19-20 веке итальянский Юг ужался до курортных размеров. Ничего подобного.

Причём нельзя сказать, что дома там циклопической высоты и ширины. Они сами по себе средние, но выстроены так, что производят впечатление необыкновенно массивных строений.

Достигается это несколькими приёмами. Во-первых, необычайно высокими этажами, во-вторых, огромными фронтонами с не менее огромными дверями (в них вырезается рабочая дверь гораздо меньших размеров). И в третьих, расположением зданий ге- и пеобразным образом, а то и полным квадратом. Кроме того, из-за наличия настоящих или фальшивых ставен, расстояние между окнами делается очень большим.



Это здание Неаполитанского университета. Всего три этажа, а чувствуешь себя букашкой. В университете учится 100 000 студентов.



Вход охраняют вот такие милые создания. Интересно, чем девушка подравнивает коготки?



Это здание городского почтамта. На стене надпись: «1936 год от рождества Христова, 14 год эры фашизма». Вдруг я понял, что архитектура Муссолини это не заимствование архитектурных новаций Германии, Франции и США, а штука глубоко местная.



Ещё одно здание фашистской эпохи. Форма и расположение окон явно не от Корбюзье, а от родной античности.



Эти большие дома, выходящие на центральные улицы, пересекаются ущельями переулков, производящими впечатление кинематографической Италии - с неизбежным бельём на балконах, снующими взад-вперёд мотороллерами, орущими детьми и, конечно, бандитскими физиономиями. Всё это в одном метре от центральной улицы.



(Кликабельно.)
Надо сказать, что значительную часть поездки отнимали сложные деловые переговоры, а конец ноября при всех очевидных плюсах (отсутствие изматывающей жары и месива туристов) имеет один существенный минус - в 17 часов заходит солнце. Так что воленс-ноленс пришлось ходить по тёмным закоулкам Неаполя :)



В стенах итальянских домов сделаны ниши для статуй святых, они располагаются на перекрёстках (опасное место) и в этих вот переулках. Вероятно по той же причине. Ещё много икон, букетиков, свечек-лампочек и скульптур у входных дверей. Всё это перемежается граффити и напоминает московскую традицию украшения цветами и венками мест недавних уличных катастроф и убийств.

Если приглядеться, у статуи лежит пивная бутылка, но это не хулиганство, а аккуратно поставили. Вопреки советским страшилкам, хотя мусора в Неаполе за день накапливается много, он складывается довольно аккуратно и вполне оперативно убирается. Не пахнет. Не видел на улице ни банановой кожуры, ни битого стекла.

Церкви, подобно киотам тоже часто «вмонтированы» в контекст улицы. Например, один подъезд дома - церковь, а второй - жилой. И наверх - два этажа церковь, а третий-шестой - квартиры. С бельём на балконах и всеми делами.



Видно, что христианство тут вещь глубоко РОДНАЯ, проникшая в самую-самую толщу жизни. Честно говоря, не могу представить, чтобы в Москве у двери подъезда прикрепили такую икону, и она провисела невредимой хотя бы дней пять. А тут много икон-фотографий года этак 1920. Кто-то в честь чего-то вывесил, так 90 лет и висит. С обновляемыми букетиками. Это традиция семейных богов-лар, уходящая в античность. У нас человека, сделавшего такое, объявят чокнутым, и будут дразнить. Потому что христианство в России чужое - навязанное сверху и не учитывающее местные верования. Ибо таковых в момент христианизации просто не было. Посему и отвалилось от русских православие в 1917 как короста. И «коммунизм» в 1991 году отвалился.

Вы будете смеяться, но коммунизм в Италии тоже никуда не делся. Вроде бы местная КП распущена, но все стены разукрашены серпом и молотом (свастики не видел ни разу). Видимо, коммунизм прочно ассоциируется с идеологией неимущих классов и передаётся в семьях по наследству - уже в 4-5 поколении.



Вот такая надпись была на стене нашего отеля, кстати, отнюдь не фешенебельного. Скромность - одно из основных утиных качеств, поэтому мы в Италии останавливались только в четырёхзвёздочных гостиницах.



Вот кстати и гостиница. Здание слева - с кафе-террасой на втором этаже. Справа - здание театра.



Кафе-терраса утром. Здесь мы завтракали. На заднем фоне пассажирский лайнер. Они постоянно причаливали и отплывали, но абсолютно тихо. Это плавучие гостиницы, курсирующие между туристическими центрами.



А это вид с террасы на замок Кастель-Нуово. На переднем плане стройка, уродующая пейзаж, но тоже тихая. Хотя про стройку я погорячился. Тут строили станцию метро и естественно сразу наткнулись на какие-то античные чудеса. Теперь здесь уже несколько лет работают археологи.



Метро в Неаполе функционал без излишеств, но весёленькое.



На стене нарисован плачущий Ницше.



«Данте» это такая станция.



А это вид на Неаполитанский залив. Вдалеке Везувий.



До Везувия всего 12 км. и было бы непростительной оплошностью туда не подняться. Далеко внизу - «Наполи».



В залив вплывает очередной лайнер (фото с большим увеличением).



А с другой стороны - такой вид. Клин слева это не облака, а дальний берег. Кажется, что земля отражается в небе. Прямо, у берега - Геркуланум. Вскоре мы туда поедим.



Жерло. Вроде что-то дымит, но подозреваю что это пар для туристов.



Вот и веское основание для подобного предположения - этот канализационный люк находится на самой вершине.



Там же рядом - вот такая икона и текст молитвы. Рисовал какой-то ребёнок, наверно из католического приюта. Мадонна держит малыша, который раскрыл руки и защищает от дымящего вдалеке Везувия. Очень трогательно. Если Везувий действительно проснётся, скорее всего, придётся уповать только на волю Божию.





Недалеко от вершины продают всякие сувениры. В том числе на тему недавно затрагиваемого генезиса христианства.

По пути в Геркуланум отведали в ресторанчике настоящей неаполитанской пиццы. Неаполь считается родиной пиццы и действительно таких пицц как в Неаполе мы больше нигде в Италии не ели. Прочие пиццы отличались от Неаполя так же, как в свою очередь от них отличаются пиццы в Москве. В Неаполе полностью устраняется главный недостаток этого блюда - они СОЧНЫЕ.

Вообще я в Италии стремился попробовать все местные продукты, включая спагетти с мелкими ракушками и острым чесночным соусом (неплохо) и овощного супа с подложкой из хлеба (так себе каша). Понравились дыни, свежая мацарелла (особенно со сметаной внутри) и конечно мороженое. Мясо очень вкусное, рыба почему-то не очень. Может, просто не повезло. Открыл для себя отличное блюдо - свежие сыры с мёдом.

Поразил итальянский общепит. На вокзале во Флоренции зашли в фаст фуд перекусить и сразу даже не поняли что происходит. Все блюда свежайшие, с огромным выбором, хлеб горячий, отличные фрукты. Ну и никаких очередей. А по сути привокзальная забегаловка.

Кстати что касается очередей, то мы НИ РАЗУ не столкнулись в кафе с ситуацией «мест нет».

Однако, Геркуланум. Честно говоря, Геркуланум удивил. Я в принципе понимал, что происходит с античными раскопками, но такого всё-таки не ожидал.





Вообразите, что этот небольшой город (сохранившийся лучше, чем Помпеи, и более богатый), до сих пор раскопан только частично. Его обнесли каменными стенами, как медведей в московском зоопарке, а внизу высадили пинии и пальмы - им уже по 100 лет. ВСЁ. Снаружи, прямо по краям - дешёвые дома современного города. Они не стоят НИЧЕГО. Бабульки вытряхивают сверху ковры в Геркуланум. Построить людям такое жильё в другом месте совсем не проблема.



Прямо вверху - дома, стоящие на нынешнем уровне грунта. Мы идём по котловану.
Думаю, если у Италии очередные финансовые трудности, то Люди говорят - или дайте кредит, или Геркуланум начнём раскапывать. Кредит сразу выделяют, по типу «всё что угодно, только не это».



Вот, кстати, одна из проблем. Киот для лара (домашнего бога, которому молились) украшен орнаментом в виде крестов. Для дебилов это проМблема на 200 лет. Думать-непередумать. Решили, что это уже христианство. Раннее-раннее. «Обработанным» не может прийти в голову что крест, как и свастика, простейшая геометрическая фигура и может ничего не означать. Орнамент. Для человека обработанного мировым «Макдональдсом» макдональдсом будет и метро, и мужской туалет. Обработали.



С другой стороны от людей трудно ожидать другого. История это вечность, а человек - мимолётная тень. Видите зубчики тени на ближайшей крыше? Правый - это я.

По сравнению с Геркуланумом Помпеи раскопаны основательно, но сохранность их меньше, и в целом город более уныл.

Правда перед входом там отличный сад и есть пара амфитеатров.



В этом проводятся выступления музыкантов. Акустика изумительная.



Через проём виден Везувий.


Помпеи, будучи залиты лавой, на лаве же и построены. Это раскоп древней «протопомпейской» лавы. Игра природы создала место, где историки и геологи должны были столкнуться нос к носу, и… Но не столкнулись.



В Помпеях утята пробродили до ночи. Перед закрытием завыла сирена - классическая, периода мировой войны. Да и небо нахмурилось. Получилось довольно символично.



А это знаменитый «лупанарий», то есть буквально «волчарня». Козырное место для туристов в доинтернетовскую эпоху, но выглядит довольно убого. Небольшие кабинки, над дверцами картинки кто какие сексуслуги оказывает. Стоило стакан вина.

Утята пытались в лупанарии зафиксировать Олдадмирала, но он стал биться ластами и убежал. Компра не получилась. Зато сняли в женской бане. Сказал, что шел к этому моменту с раннеподросткового возраста. Италия это место, где сбываются мечты!

Говорят, что в Помпеях обнаружено 25 публичных домов, но что-то сомнительно. Показывают-то только один - и он чуть больше биотуалета. Для полоумных невротиков 19 века все наши дома - лупанарии. Нашёл на стене календарь с топлесс - публичный дом. Ванна с душем - публичный дом. А унитаз + биде зачем? Про интернет и не говорю. Компьютер есть? А ЗАЧЕМ? «Понятно!»

«Человек человеку волк». «Понятно!»

У римлян был смешной обычай: над дверью дома вешали член - как подкову, на счастье. Т.е. чуть ли не все частные дома в городе были с членами. «Понятно!»

Невротики скалывали члены молотками и отвозили в спецхран. Их можно было рассматривать только аристократам мужского пола с личного разрешения короля. Спецхран открыли совсем недавно, на современного человека это производит впечатление смехотворное и одновременно грустное. Люди докатились до уровня 7-летних детей.



Пиписьки грудами лежат в музейных шкафах. «Глупости насобирали».



Ещё часть коллекции. Петух показывает член другим птичкам. Ужасы! Распад! Землетрясение! Разгадана загадка гибели римской империи: тётя воспитательница, они глупости показывали!

Если говорить серьёзно, то подобные подростковые сокровища составляют одну сотую античной коллекции знаменитого музея. Большей частью это пластмассовый ширпотреб, да половину и порнографией назвать нельзя. То есть, сколько сексу надо уделять внимания, столько римляне и уделяли.

Музей в Неаполе богатейший, я впервые воочию увидел античное стекло.



Колба.


Стаканы.


Оконное стекло. Это немножко похуже 19 века.


А вот это где-то начало 20. Ваза выдувалась по сложной технологии в два разноцветных слоя, потом обтачивалась. Самая знаменитая - т.н. Портландская ваза, кокнутая англичанами в начале 19 века. Пытались тогда за большое вознаграждение сделать аналог - не получилось.



Понравились разные безделушки. Это улитка, высовывающаяся из раковины. Мантия и рожки - как живые. Попробуйте живого червяка вылепить, да ещё симпотно - это очень трудно.



Афродита, опирающаяся на дельфинчика. Талия нетипичная, похожа на работы 18 века.



Работа по уровню техники равная Пьете Микеланджело, а по общему эстетическому замыслу много его превосходящая. Думаю, античные скульпторы его бы высмеяли, потому что женщина держит как младенца труп взрослого мужчины, тогда как она его должна обнимать и бессильно тянуть к себе от земли. Порочность художественной идеи выпукло видна в Пьете Тициана.



Пьета Микеланджело.



Пьета Тициана
К слову сказать, Пьету Микеланджело в Соборе святого Петра удалось рассмотреть лишь частично. После известного подвига венгерского вандала, она укрыта толстенным стеклом. В этом смысле Археологический музей просто рай. Можно ходить куда хочешь, снимать со вспышкой, всё выложено в максимально удобном для посетителей виде и к тому же в ноябре народу почти нет. Реально рай. Было бы достаточно времени, провёл бы там дня два.



Утки.


Эта мозаика - моя любимая. Купил ватман для Евдокимова в подарок.



Много в музее античных вещей обломанных и разбитых, да и целые часто восстановлены позднейшими вставками. Но, как известно, античное искусство настолько прекрасно, что даже разбитое на куски выглядит совершенным.

Уф! Многовато получилось. А ещё ведь в Неаполе мы съездили на Капри! Так что последний аккорд.



От гостиницы до острова езды морем 45 минут. На море было волнение, к тому же ехали на катамаране, поэтому меня почти укачало. Но на обратном пути море успокоилось.



От пристани поднялись наверх на фуникулёре. На остановке нас встретила неназойливая реклама гуманитарных организаций. Обратите внимание, всё нарисовано от руки, без хамства. Мол, приватная инициатива частных людей, кому надо тот поймёт.



Первое что мы увидели, выходя из фуникулёра - виллу Горького (дом красного цвета). Она также хорошо видна с причала. Фуникулёр древний. Люди приезжали и через пять минут были у Горького.



На гостинице висит мемориальная доска, посвящённая Горькому и Ленину. Это можно счесть рекламным ходом хозяев - хозяева гостиниц и ресторанов ужасно любят вип-персон. По крайней мере жителей острова миллионеров вроде трудно заподозрить в симпатии к пролетарскому писателю и пролетарскому же революционеру.



Считается, что у Горького на Капри была «вилла», но на самом деле «виллами» тут называют также гостиницы, он снимал (конечно, за дорого) номера и апартаменты в нескольких отелях. Этот раньше назывался «Спинола», а теперь «Беринг».



Тем не менее, в другом месте Горькому установили мемориальную икону - действительно икону, потому что в Италии так принято выставлять святых. Да и сияние просматривается.





А немного подальше - установили памятник Ленину. Место выбрано со вкусом - это территория бывшей виллы Фридриха Альфреда Круппа. Крупп был добродушным толстым гомосексуалистом и подолгу жил на Капри. В 1902 году англичане через подставных лиц публично обвинили его в чудовищищнешишем преступлении - любви к какому-то местному парикмахеру. 48-летний бедняга-миллиардер от позора застрелился.

«Пиписька бывает кусачей
Только от жизни собачей…»

Однако хватит о политическом шутовстве.



На Капри всё было прекрасно, в том числе потому, что не было туристов и казалось, что я просто там живу. И погода была какая, как я хотел. Переменчивая, а потом солнечная и ветреная.

Капри описывать очень сложно. И фотографировать сложно. Всё очень миниатюрное и переливчатое, всегда в кадр попадает только некий фрагмент того, что хочется передать целиком. Кажется, что находишься в кукольной декорации, на самом деле очень подходящей по масштабу отдельному человеку. Поэтому изнутри ГДЕ НАДО - многое кажется грандиозным. Но эту грандиозность и сложность трудно передать статичным кадром. Это надо видеть.

Попытаюсь хоть как-то иллюстрировать сказанное.



Вот чья-то вилла, соединяющаяся с островом мостиком. Это одно впечатление.


Та же вилла с морем - другое впечатление.


Оказывается, она не на горе - третье впечатление.


Это только часть общего пейзажа с обзорной площадки.


Немного поворачиваем голову влево - совсем другой пейзаж.


Смотрим вниз - внизу серпантин, уходящий в пропасть.




Отходим чуточку назад - видим мост и уходящую вниз дорогу (выход на серпантин).
Если отойти ещё назад - будет площадка скульптур, потом городок с кукольными улочками. Всё меняется БУКВАЛЬНО за одну минуту.

А внизу бирюзовое море, рядом тропическая зелень. Подул ветер и всё изменилось. Солнце скрылось за облаками - СОВСЕМ другой мир.



Мы на вилле шведского врача Акселя Мунте. Была такая профессия в невротической цивилизации 19 века - «женский врач». Лечил королев и принцесс за немыслимые деньги.



Как полагается людям с такой профессией, в личной жизни был чудаком.

На вилле Мунте хороший сад, террасы и беседки, но сама вилла отличается на редкость дурным вкусом. Бездарно всё: расположение комнат, мебель, цвет. Но с террасы открывается удивительный вид на залив.



Вот такой.


И такой.


А на перилах террасы лежит сфинкс и смотрит на залив. Это искупает всё.
Здесь, на Капри, мы откроем Лесную Школу для трудящихся утят. В отличие от безумных идиотов Ленина и Горького мы не будем учить сыпать гвозди в макароны и битое стекло в сахар. Мы будем учить дружить, помогать друг другу, играть в онлайн-игры и валить рейд-боссов.



Когда утята увидят такую природу, подышат целебным морским воздухом, они станут добрее, окрепнут и под благотворным влиянием мудрых учителей со временем вырастут в высокоразвитых личностей.



(Кликабельно.)
Previous post Next post
Up