Кликабельно
Этот мультфильм 1988 года довольно активно крутили год-два, а потом поняли и поперхнулись.
Как это обычно бывает при «большом пересменке», во многом пик свободной прессы пришёлся на 1988-1991 годы, когда была ещё не ясна господствующая идеология, и было не вполне понятно куда всё клонится.
А после 1993 года так и вообще началось откровенное завинчивание гаек. Я это хорошо помню на собственной шкуре.
В 1989-1991 «Бесконечный тупик» было опубликовать вполне реально. Собственно его не опубликовали просто из-за объёма. Я был вынужден заключить три договора с тремя издательствами, которые печатали искусственно разделённый «Бесконечный тупик» первой, второй и третьей книгами. Это были проблемы плановой полиграфии, а не идеологии. Ну и госмонополии «Союза Писателей». В 1991 году к власти пришли перестроечные вонючки. В условиях предпутчевского «вали всё» они меня даже поддерживали (абстрактно), но читать БТ им было очень и очень тоскливо. В том числе из-за «а нас куда?». Им было выгодно на книгу ссылаться и её комментировать, но отнюдь не издавать. В результате отрывки издали в 30 журналах и даже газетах, но об издании книги целиком не было и помину. А после 1993 саму идею издания воспринимали с хохотом.
Далее наступило усиление цензуры после «перевыборов» Ельцина, затем после назначения Путина. В середине путинщины начался «юмор».
По сути сатиры в перестройку и постперестройку было очень мало. Даже Шендерович это не сатира, а замаскированный под сатиру юмор. И сам он по своему типу не сатирик, а юморист. Вроде Райкина, Жванецкого или Задорного. В мультипликации - Татарского. Сатириками можно назвать несостарившихся Гафта и Войновича. Среди бардов - Галича. Вот, пожалуй, и всё. У сатирика, в отличие от юмориста, есть собственный взгляд на мир, и говорит он меньше того, о чём мог бы сказать. Для юмориста пауз и умолчаний не существует. Это болтун и, как все болтуны, человек мелкий.
Что касается мультика, то подобно всякой удачной вещи он вполне амбивалентен. Конечно это история «советской обработки». Но не только. Например наш колобок классический жежист. ЖЖ дает человеку возможность для настоящего самовыражения и духовного роста. Но руководят процессом подлые и убогие люди. Подлые вплоть до водки и матерной ругани. И блоггеру последовательно подсовываются кривые и гнилые вещи. Ему усиленно предлагается покататься на гомосексуальном велосипеде подонковского коверкания языка, покрутить блевотную шарманку троллинга, а то и совсем незамысловато «показать глупости». Как в детском саду.
Вот так человек кувыркается годик-другой и превращается в беззубого и небритого жежиста в лагерном треухе. А потом ему его жеже вообще выключат.
Что будет, если ЖЖ окончательно сломают? Я думаю, многие и многие русские люди задним числом поймут, что у них был в руках уникальный аппарат для коммуникации и самовыражения. А потратили они его на ерунду. На детские «глупости» и на маршировку с заводными зайцами. Кем-то сброшенными на парашюте.
Ну а если вернуться к мультику в смысле практическом, то тут с убийственной точностью предсказан результат перестройки и постперестройки. Некоторая демократизация жизни в СССР и РФ наглядно показала, что враждовавшие и пожирающие друг друга сегменты советской истории на самом деле являются действиями единого спектакля, который в современной реальности существует целиком и а ля натурель. ТРУППА.