В рамках новогодних мероприятий по сбыче мечт был осуществлён плановый просмотр фильма «Обитаемый остров». Как положено жежисту, делюсь.
1. Общее впечатление - скорее «да», чем «нет». Фильм забавный, один раз его посмотреть можно. Тут проехал инопланетянский автомобиль, здесь взорвалась бомба, там кто-то закрутил в руках разноцветную коробочку. Глазу есть за что уцепиться, и из зала никто не выходит.
Так что бабки собрать - не соберут, но оглушительного провала не будет. А хозяевам того и надобно. Не за свои же снято - надо отбить госденюшки. Типа «социальная реклама».
2. Общая идея. Идея фильма - сделать из политической сатиры Стругацких гламурный блокбастер.
Без комментариев.
3. Теперь о социальной рекламе. Жанр научной фантастики чрезвычайно политизирован, можно сказать, что это настоящее минное поле. Поэтому в условиях глобальной политкорректности происходит затухание драйва. Даже на фоне феноменальных возможностей компьютерной графики, казалось бы делающей экранизации футурологических феерий 50-70-х наиболее интересным и прибыльным делом, на Западе предпочитают снимать сказки. А то немногое, что всё-таки снимается в области научной фантастики, носит смешанный характер. Это обёрнутый в фантастичесую обёртку триллер («Чужой»), экшен («Звёздный десант»), детектив («Бегущая по лезвию бритвы»), детский фильм «Звёздные войны»). На худой конец экранизация страшно сужена и дебилизирована («Война миров»). Честно говоря, я так сразу и не вспомню классический фантастический фильм, снятый на уровне. Разве что «Бразилия», но это сколько лет прошло.
Я это всё к тому, что научно-фантастический «Обитаемый остров» обречён на некоторую идеологическую составляющую. Такой жанр. Как бы не пытались авторы перекрасить карася в порося и уйти от социальной остроты, сам жанр будет диктовать необходимость жёсткой идеологической артикуляции. Она и последовала. Правда на много порядков ниже уровня Стругацких, перевёрнутая с ног на голову и низведённая до степени «Маша мыла раму». Но шо есть, то есть. Люди дали на себя информацию. В детективе должны быть «браслеты-пистолеты», в НФ - злоба дня и реализЬм (как это ни парадоксально).
Сначала об идеологической составляющей книги Стругацких. Это КРАЙНЕ злая и КРАЙНЕ точная пародия на поздний СССР. С точки зрения художественной это не лучшее произведение Стругацких (там, например, совсем нет Тайны, то есть «неполной информации» с которой они так любят играть в других вещах), но это выстрел в десятку и выстрел наповал.
Государство «Обитаемого острова» это сравнительно мягкая индустриальная тирания, управляемая не столько при помощи лагерей и массовых расстрелов, сколько при помощи контроля над СМИ. Причём Стругацкие сделали несколько гротескных преувеличений, приближающих накал сарказма к уровню Свифта.
Во-первых, о подлинных властителях крипто... ну в общем, государства населению не сообщается ничего. Это «неизвестные отцы». Это декларируется прямо и подаётся как скромность. Мол, люди самоотверженно работают, не хотят выделяться. В реальных тоталитарнях такое бывает только на вторых-третьих этажах номенклатуры. В Северной Корее есть, например, ранг «скромные ответственные работники». В «Обитаемом острове» Ким Чен Ир и его клика тоже «скромные». При чём здесь Сталин или Молотов? Есть анонимные «члены Политбюро».
Во-вторых, промыв мозгов в Обитаемом острове осуществляется с наждаком и кровью. «Новости» действуют непосредственно на кору головного мозга, не несут реальной информации и у всех людей с аналитическим мышлением вызывают не зевоту или желание отойти от телевизора, а приступ дикой физической боли. Причём, от приёма новостей уйти невозможно до такой степени, что сами неизвестные отцы ползают на карачках от собственной же идеологической продукции. Это сильно. И очень точно отражает быт советской номенклатуры. Советское вызывало у руководителей СССР такую блевонтину, что они покупали своим детям не «Приключения Буратино», а «Пиноккио» - специально изданного карликовым тиражом «для тех, кто понимает».
Есть ещё «в-третьих - в четвёртых», но общий уровень понятен.
Теперь что сделали в фильме. Там о системе идеологического контроля говорится, но вскользь. Центр перемещается на изображение работы тайной полиции и на борьбу оппозиции, причём из-за наличия земного «деус экс махина» эта оппозиция девальвируется. Когда «неизвестный отец» носится с достижением местной фармакологии, позволяющим снизить длительность промывочных болей на пять минут, наличие землянина только помогает высмеять ничтожность проблемы. Проблемы, которую от большого ума глупцы выдумали сами себе. Но наличие землянина на фоне социальной борьбы переворачивает острие сатиры. Теперь ничтожной становится борьба за свободу. Интеллигенты в «Обитаемом острове» изображаются глазами кегебистов. Это озлобленные неудачники и эндокринологические дуры а ля Новодворская.
Ниже обо всём этом я скажу поподробнее. Это имеет свой интерес.
4. Юмор. Юмор у Стругацких есть. Хотя довольно плоский. В фильме юмора нет. Остатки в сценарии ещё присутствуют. Но отыграть оный хотя бы на тройку актёры не в состоянии.
5. Фантазии о себе. Повесть «Обитаемый остров» написана евреями. Но навряд ли творчество Стругацких (как и творчество Лема) можно назвать еврейским. Оно вполне космополитично. Что-то неизбежно прорывается, но это так - заусенцы и заскоки. Однако над фильмом работал большой коллектив, можно сказать, общество в целом. Общество в РФ еврейское и фильм получился еврейским. Это фантазии евреев о себе.
Во-первых, еврей должен быть красивым двухметровым блондином и называться не «Мордехай с Ручкой», а скажем Максим Каммерер-Ростиславский. Или Василий Степанов. - Сделано.
Во-вторых, у еврея должна быть знаменитая «еврейская мама». Существо, которому русский даёт в пятак в 18-летнем возрасте и затем забывает как страшный сон. Потому что для русских «мать - это святое»:
В звездолёте двухметровый еврей получает ЦУ от «мами» в стиле: «Срулек, выпил ли ты какаву». Выпил. Сделано.
В-третьих, еврей как огня боится общаться с интеллигентными аборигенами. Потому как они над ним будут смеяться. И действительно смеются. Еврей любит общаться «с трудящимися». Пожарниками, милиционерами, слесарями и прочим планктоном. Перед ними он более-менее удачно притворяется своим, имитирует «национальные песни-пляски» и прочую лабуду. «Мы русские», «у нас, у русских, вон как» и прочие народные песни Блантера энд Исаковского. Сделано.
В фильме Мордехай Степанов находит себе гориллообразного друга в майке «по уставу - не по уставу» и ведёт с ним метагалактические разговоры о квазитоплексографической сиргулентности. Под водку и кадрёж с сестрой. В промежутках - татами, гиревый спорт и никаких очков-галстуков.
Ну и так далее.
Если присмотреться (а фильм длинный и я присмотрелся) видно, что спецназовская горилла в майке не просто русская. Это КАЦАП. Продюсер фильма - еврей Роднянский, но это еврей украинский, имеющий дела на киевских верхах. Главреж фильма - Бондарчук-младший, авторы сценарной переработки повести - супруги Дяченки (а также гнусавый Володарский), оператор Осадчий-Корытковский, композитор - Потеенко, среди актёров, кроме означенного Бондарчука, мелькают Куценки, Гармаши и Цурилы.
Это отнюдь не антиутопия, написанная фрондёрствующим интеллигентом против тоталитарного милитаризма СССР. Это фильм, снятый представителем правящего класса РФ, своим строем вполне довольным и критикующим гипотетическую возможность господства пресловутых «скинхедов». Весь фильм Бондарчук смачно показывает тупых псковских десантников, топающих скинхедовскими сапогами, орущих речёвки и... мечтающих возродить распавшуюся империю. А зачем её возрождать? Совершенно незачем. Кому нужно кацапьё на Украине. Вот на эту мысль и втюхали более 20 млн. долларов.
Повесть большая, нерусские думали как её сократить и ужать диалоги до двух серий. Да так ничего и не придумали. Везде нескладушки и обрывы. А придумать имхо было несложно. Во-первых, никакие информационные излучатели не нужны - для ТАКОЙ интерпретации повести это тупиковый ход, отнимающий массу времени. Гнилую интеллигенцию надо оставить, и в таком же пародийном ключе, как она показана в фильме. Но она должны взрывать оборонные заводы, больницы, автобусы. На деньги соседних государств. Неизвестные отцы должны быть сотрудниками земного КГБ, спасающими далёкую планету от интеллигенции. Это Николаи Степановы, Кириллы Сергеевы, мастера спорта по прыжкам с тяжестями и армреслингу. Они владеют иностранными языками, играют на клавикордах, содержат домашних тигриц, носят Костюмы и платиновые перстни. Москва давно превратилась в финансовый центр Галактики, каждый день из Шереметьево стартуют межгалактические дирижабли. Дирижабли провожают Цили Генриховны и Ривки Вольдемаровны. Прибыв на спасаемую планету, новые русские, кроме общего руководства, устанавливают связь с простым народом, показывают интересные приёмы: бросок с поперечным перехватом через бедро, болевой обжим сосков ягодицами, четверной кувырок с множественным дроблением ключиц. Восхищённые аборигены забывают своих интеллигентов, начинается простая мужская дружба. Крепкие, ядрёные ребята с оттопыренными попками и скинхедовскими ботинками понимают, что надо служить в ОМОНе всю жизнь: разгонять интеллигентов, бороться против имперской идеологии и фашизма.
Ну в в созревании этой мысли им помогает просмотр местного синематографа, по которому регулярно показывают украинские блокбастеры, снятые евреями на русские деньги.