Сериал, который успели окрестить «потенциальной классикой», «самым модным шоу на ТВ», «полным бредом» и «позором шпионского жанра». Награды на проект сыплются, как из рога изобилия: Золотой глобус, Премия гильдии актёров, многочисленные пряники от модных журналов и плюс - Rotten Tomatoes выкатил аж 98% свежести.
Ещё до того, как отгремели 8 серий первого сезона, создатели заявили о продлении сериала на второй. И тут широкая общественность громогласно раскололась на два враждующих лагеря. Одно войско фонтанирует бурлящими потоками дерьма, взрываясь от обилия сюжетных клише. Второй стан блюёт радугой, ставя опусу не ниже 8 из 10, восторгается оригинальностью и нетерпеливо стучит ладошкой по столу в ожидании продолжения. Помимо них нашлось буквально несколько людей, которые дают нейтральные комментарии, ибо честно признаются - сами не поняли, что посмотрели.
Источник: Tumblr
Сюжет
Вещица снята по серии шпионских романов Люка Дженнингса «Кодовое имя Вилланель», «Вилланель: Экспансивная пуля», «Вилланель: Шанхай и Одесса» и «Вилланель: завтра не будет». Синопсис проекта на удивление краток: «Аналитик MI5 Ева Поластри (Сандра О) начинает охоту на талантливую и психопатичную наёмную убийцу Вилланель (Джоди Комер). Две женщины становятся одержимы друг другом». Понимай как хочешь. Ладно, думаю, поглядим. Сериалов подобной направленности теперь хоть отбавляй, но про «Убивая Еву» все так раскудахтались, что волей не волей одним глазком пойдёшь поглядеть.
Плюсы
Интересный взгляд на саму ситуацию: обычно в шпионском жанре дамам предписывают амплуа роковой обольстительницы или подружки суперагента, обречённую на гибель в кульминации фильма. Здесь же основные двигатели сюжета - именно женщины. Фиона Шоу, известная широкому зрителю ролью Петунии Дурсль, играет босса русского отдела Ми-6. Молодой самородок из Ливерпуля - Джоди Комер в образе полусдвинутой киллерши Вилланель и очаровательная Сандра О - агент-ищейка не в себе. Свежо, качественно, похвально.
Героиня-маньячка - до определённого времени была нечастым гостем в популярной культуре. Но «Убивая Еву» предлагает зрителю обзорочку в жизнь отпетой психопатки и наёмной убийцы, работающей под мутным псевдонимом Вилланель. Эта Вилланель-Фланель - неправдоподобное и гротескное психически-нестабильное создание, которое как раз и цепляет зрителя своей непохожестью на обычных людей. Милашке Джоди удалось сочно и ярко сыграть приторного киллера, который иногда ведёт себя как мажористый хипстер.
В повествовании много цепляющих крючков, неожиданных моментов, которые интригуют при просмотре и заставляют его продолжать. Сюжет окончательно завертелся в конце первой серии - за подобную ёмкость следует возблагодарить сценаристов. Ну и самого режиссёра. *Спасибо, котаны!*
Со второй серии смотреть становится интереснее как раз из-за психологической подноготной: «обычная» Ева Поластри из Ми-5 противостоит «необычной» Вилланель, со временем всё больше и больше интересуясь её персоной и потихоньку сходит с пути рядового агента, выполняющего задание начальства. То есть, из пчёлки-труженика превращается если не в пчелу-убийцу, то в осу-правонарушителя. *Не спрашивайте, как мне пришло в голову это сравнение.* Наблюдать за сим процессом - дело занятное, потому что сценаристы цедят метаморфозу Евы все восемь серий, разматывая её внутренний мир дозировано, чтобы мы с вами не хапнули лишнего и не предугадали конец.
Достойная операторская работа: снято очень добротно, мир сериала выглядит полным в своей очаровательно-мрачной чудаковатости.
В целом всё сделано качественно: начиная от реквизитов и заканчивая проработкой декораций. Видно, что стряпали не на коленке, а обстоятельно готовились, нанимали шарящих спецов.
Актёры сыграли хорошо. Фиона Шоу сносно смотрится в образе крутого босса Ми-6, датчанин Ким Бодниа (1-2 сезоны шведско-датского сериала «Мост») неплох в роли загадочного бородача Константина. Ким произносит несколько русских слов, бурит тяжёлым взглядом, ходит чуть ли не в ватнике, играет живенько, персонаж его меняется на протяжение сериала, не позволяя сосредотачиваться исключительно на Вилланель-Фланель и Еве.
Джоди Комер, конечно, главный гвоздь программы со своей этой Фланелью. Появляясь в кадре, персонаж утаскивает всё одеяло на себя, и остальные действующие лица на её фоне просто меркнут. Тем непонятнее, почему награды сыплются больше на Сандру О, чем на Комер. Но Сандра, конечно, тоже хороша, и её игрой можно залюбоваться.
Шмотки Вилланель - отдельный повод для блевания радугой, поскольку по сюжету она модница с собственным чувством стиля. Если покопаться во Всемирной паутине, можно обалдеть от количества зрительниц, поваливших копировать одеяния главной героини.
Источник: Tumblr
Любители британского юмора с нотками мизантропии, возрадуйтесь. Ибо с шутками у сериала полный порядок. Господи, как же приятно смотреть проект, где нет хохотулек ниже пояса и самосмешек о гомосексуалистах. (Последнее особенно приятно удивляет, когда досматриваешь первый сезон и анализируешь сюжет). *Поучились бы! Да-да, ТНТ, это я к вам обращаюсь!*
Ряд зрителей-мужчин испытывал лютый баттхёрт в связи с тем, что Сандра О не похожа на типичную азиатку-тян с кавайно-щекастой мордой и няшной фаянсовой улыбкой. А вот перетопчитесь. Сандра, конечно, не Келли Ху из «Царя скорпионов», но вы, ребят, глаза с собой берите, когда усаживаетесь смотреть сериал. Гляньте на жанр или краткий синопсис. Так, чисто для проформы, чтобы потом не пропалить обиженное либидо. В «Убивая Еву» сделали ставку не на внешность, а на исполнение психологического образа.
Источник: Tumblr
Ну и восемь серий - это не так уж много, чтобы зритель устал, а сценарист - профукал сюжетную канву, потеряв суть проекта за лишними минутами ереси. Лаконично, ёмко, ярко.
Минусы
Что ж, шпионской данную историю можно назвать с о-очень большой натяжкой. Наблюдая за сериальными британскими разведчиками, Итан Хант и Джеймс Бонд окосели бы от смущённых переглядок друг с другом. Надо признать - шпионская линия не является основной для повествования. Как бы создатели ни топали ножками, у них вышел необычный психологический триллер. Никакие леденящие душу гостайны персонажи не раскрывают, не носят линзы-маячки, а в дипломатах у них не спрятан портативный принтер для распечатки кода запуска ядерных ракет.
Грешит сериалище клишированным представлением обывателей о шпионских организациях, агентами-полудурками, которым я бы не доверила своему Пульке корма насыпать, что уж тут говорить о топ-секретных заданиях по поимке серийного убийцы. Та же героиня Фионы Шоу - картонный такой супер-босс разведки, который вдруг начинает творить фееричную дичь и обескураживать не только других героев, но и самого зрителя.
Да, создатели мощно зашкварились на штампе о крысах в родных рядах, которых вычисляют и непременно, блин, воздают по заслугам. Были-были места, когда я поскрипывала резцами, переваривая некоторые сюжетные ходы, уже давно ставшие баянами *или даже - гуслями*.
Наша Необъятная, куда персонажей занесла нелёгкая рука целой бригады сценаристов, показана какой-то окраиной степей Казахстана, причём речь в повествовании идёт о Москве. Заключённых в тюрягу по мнению авторов возит ДПС, а центр столицы пипец как похож на тот же Минск. Я уже накапала валерианки, ожидая медведя в санях, но обошлось только Фионой Шоу в меховой шапке, которую она предусмотрительно не снимала даже в помещении. Могло бы быть хуже, но всё равно - обидно, что во Франции, Германии, Англии, Италии, Болгарии и других локациях снимали качественно, а Россию приобидели. Сильно так приобидели.
Источник: Tumblr
Невнятная невнятность. Даже после очень внимательного просмотра создаётся ощущение, что нечто важное при переработке текста Дженнингса упустили. Мотивация действий персонажей кажется сомнительной, само повествование - затянутым и настолько неправдоподобным, что начинает казаться откровенно тупым. А этого быть не должно, коли создатели так демонстративно подвязались клепать качественный контент. То есть, либо действительно недоработали при адаптации, либо - сам сюжет изначально был дерьмовым.
Источник: Tumblr
Итого
Так стоит ли смотреть? Формат в восемь серий не слишком обременит, коли более интригующего времяпрепровождения на ближайшие вечера не сыскалось. Если вы лютый поклонник шпионской культуры - не суйтесь, ибо сляжете с кризом. Если чересчур нетолерантны - тоже не лезьте, потому что полыхать будет на славу. Ну а в целом - эксцентрично и элегантно.
Яркий герой один - это Флане…то есть, Вилланель. Все остальные - неумело придуманные представители так называемых крайних точек: унылые подкаблучники, приторно-милашные и всепрощающие друзья, коварные предатели, загадочные разведчики и так далее.
Получилась взрослая сказочка с привкусом триллера. Но операторская работа - прекрасная, снято очень сочно. Сценарий, хоть и с провисаниями, однако же сумел наковырять несколько неожиданных моментов. Местами скучновато, где-то смешно и затягивающе. Концовка заставила недоумённо раскрыть варежку и признать, что создатели сумели-таки зацепить, не оставили зрителя с носом, много чего ему рассказали, но самое занятное приберегли на будущее.
Лично я не пожалела об увиденном и жду уже отснятый второй сезон, который выйдет 8 апреля 2019 года.
Источник: Tumblr
P.S. Желающим прочесть опусы Дженнингса о приключениях Вилланель придётся прикупить англо-русский словарь - пока переводов его книг не нашлось ни в книжных, ни в Интернете.