Средние века
Распространение Ислама способствовало увеличению знаний об ароматах и росту их ценности. Сам Магомет, чья жизнь протекала в 6 и 7 веках нашей эры, как говорят, больше всего любил детей, женщин и ароматы. Его любимым запахом, возможно, была камфира (camphire) - хна, но вся исламская культура пропитана розой.
Розовой водой очищали мечети, надушивали перчатки, ароматизировали щербет и турецкие сладости, а также ее разбрызгивали на гостей из бутыли, называемой гулабдан (gulabdan). Молитвенные четки, сделанные из гуммиарабика и розовых лепестков, источали свой аромат, когда их брали в руки.
Согласно переведенным в 7-м веке на арабский язык трудам западных философов, арабские алхимики в поисках «квинтэссенции» растений считали, что она находится в эфирных маслах. Книга Парфюмерной химии и дистилляции Якуба аль-Кинди (The Book of Perfume Chemistry and Distillation by Yakub al-Kindi) (803-870 г.г.) описывает множество эфирных масел, включая импортируемую из Китая камфару. Гербер Аравийский (Jabir ibn Hayyan) в своем труде Summa Perfectionis посвятил
несколько глав процессу дистилляции. Заслуга в улучшении (и иногда неверно приписываемое ему открытие самого процесса) дистилляции принадлежит Ибн-Сине (Ibn-Sina), известному на Западе как Авиценна (Avicenna) (980-1037 г.г.), арабскому алхимику, астроному, философу, математику, врачу и поэту, написавшему знаменитый «Канон Медицины» (Canon of Medicine). Он широко применял в своей практике эфирные масла, и одна из его 100 книг была целиком посвящена розе.
Текст 13-го века, принадлежащий арабскому врачу Аль-Самарганди (Al-Samarqandi), был также полон ароматерапевтическими знаниями, одна из глав посвящалась ароматным ваннам, а другая ароматическим мазям и порошкам. Пары и дым майорана, тимьяна, полыни, ромашки, фенхеля, мяты, иссопа и укропа рекомендовались для лечения
носоглотки и ушных заболеваний. Травы сжигали в гаурде (gourd) - сосуде из высушенной тыквы, либо сыпали их на горячие камни или кирпичи.
Индийский текст 12-го века Someshvara описывает ежедневный ритуал приема ванны с душистыми маслами, в котором использовались жасмин, кориандр, кардамон, базилик, костус, панданус, алойное дерево, сосна, шафран, чампака и гвоздика, настоянные в сезамовом масле. Участники тантрических церемоний также умащивались маслами, мужчины - сандалом, женщины - целым букетом ароматов: жасмин на руках, пачули на шее и щеках, амбра на груди, нард на волосах, мускус на животе, сандал на бедрах и шафран на стопах.
В других ритуалах женщины, называемые дайниалы (dainyals), держали над головой покрывала, удерживавшие дым тибетского кедра, которым их окуривали, и исполняли пророческие песнопения. Были в ходу специальные перстни, которые имели крошечные отсеки, заполнявшиеся мускусом и амброй. Двери индийских храмов, вырезанные из сандалового дерева, приглашали верующих войти (и хорошо отпугивали термитов).
В Европе выдающимся светилом Средних Веков была настоятельница монастыря Бинген Святая Хильда (Saint Hildegard) (1098-1179), травница, четыре трактата которой о лекарственных растениях включали, помимо прочих, «Causae et Curae» («Causes and Cures of Illness») - «Причины и способы лечения болезней», в котором она высоко оценила роль душистых трав - особенно ее самой любимой, лаванды. (Некоторые источники приписывают аббатисе изобретение лавандовой воды).
Европейские монахини и монахи тщательно охраняли секрет формулы «Кармелитской воды», которая содержала мелиссу, ангелику и другие травы, а также воды Мирабилис (aqua mirabilis), «чудесной воды», использовавшейся для улучшения памяти и зрения, для лечения ревматических болей, лихорадки, меланхолии и закупорки сосудов.
С 9-го до 15-го века Медицинская школа Салерно (Salernum, Salerno) в Италии, где обучались студенты с Запада и Востока, увенчивала головы своих выпускников венками из лаврового листа. Благодаря этой школе значительная часть знаний Запада, сохраненная и усовершенствованная мусульманами после падения Александрии, возродилась в Западном мире. Знаменитый «Салернский кодекс здоровья» (Regimen Sanitatis Salernitanum) был своего рода медицинской Библией в течение многих последующих веков.
A History of Fragrance© Kathi Keville and Mindy Green
©Перевод и компиляция: Гордеева Галина