Цольферайн (Zollverein) - самая красивая угольная шахта в мире. И самый большой наш прокол за прошлую поездку.
В Эссен мы заехали на пару часов - по дороге из Дюссельдорфа в Амстердам. И интересовало нас там ровным счетом три объекта: шахта Цольферайн, внесенная зачем-то в список Всемирного наследия Юнеско, обогатительная коксовая фабрика, перестроенная по проекту Рема Кулхаса и музей
Red Dot Design, который был нам интересен не только крупнейшей коллекцией современного дизайна, но и архитектурой Нормана Фостера (того самого, кто перестроил Рейхстаг).
Из Википедии:
Red Dot Design Awards - авторитетная награда в области дизайна, присуждаемая европейским институтом Центром дизайна земли Северный Рейн - Вестфалия (нем. Design Zentrum Nordhein Westfalen), который находится в городе Эссене (Германия).
Награда вручается дизайнерам и компаниям-производителям за выдающееся качество и особые достижения в дизайне товаров широкого потребления. Работы, отмеченные наградой, выставляются в Музее дизайна Red Dot в Эссене, который на сегодняшний день является крупнейшим в мире собранием достижений современного дизайна.
Уж сколько раз твердили миру, что к путешествию нужно готовиться тщательно, что любые проколы в логистике всегда и закономерно наказуемы.
А еще мне в детстве мама много раз повторяла "Учи, Галка, иностранный язык - пригодится!" А потом я эту же идею много раз пыталась донести до своего сына - и так же безрезультатно.
Подъезжая к Эссену, иы имели:
- ЖПС-координаты обогатительной фабрики - с блога про современную архитектуру;
- адрес Red Dot Design из путевождителя по Германии Дмитрия Крылова;
- и полагали, что шахта либо сама найдется, либо без нее можно обойтись.
Адрес из путеводителя привел к какому-то дому в центре города. Музей может быть где угодно, но именно этот должен был быть в старой шахте.
Общение с местными на жестах помогло не очень. Они сделали, что могли - проводили нас до
Фольксванг (Folkwang) музея. Это новое, современное здание, открытое только в этом году, его строительство обошлось в 55 миллионов евро и финансировалось фондом концерна "Крупп" (Krupp-Stiftung). Интересно, наверное, но мы же не за живописью в этот раз ехали.
Попрощавшись с идеей увидеть Red Dot музей (время близится к пяти, а еще до Амстердама добираться), ищем по координатам обогатительную фабрику. Подъезжаем - на месте выясняется, что и она, и первый пункт нашей программы шахта Цольферайн - это единый комплекс. Поздравив себя с тем, что хоть что-то удалось увидеть, носимся по шахте и фабрике.
И только дома из интернета я выясняю, что и вожделенный музей Red Dot Design - тоже часть этого же комплекса. Соседнее здание. Блииин! Мы были совсем рядом.
Люди, не верьте путеводителям Дмитрия Крылова!
Итак, шахта Цольферайн находится на севере Эссена и занимает площадь что-то около 14 квадратных километров. Она - ее главные корпуса, построенные в стиле Баухаус, включены в список Всемирного наследия Юнеско.
Центральная часть - с копром и оранжевым эскалатором - это обогатительная фабрика, перестроенная Ремом Кулхасом. Поднимаетесь на эскалаторе - попадаете в
Рурский музей. Туда идти стоит, а если вы любите непонятные железяки и индастриал так, как люблю их я, то просто необходимо.
А вот это здание справа, бывшая котельная, и есть музей Red Dot Design с интерьером, перестроенным Норманом Фостером. Даже если дизайн отнюдь не входит в сферу ваших интересов, зайти все равно можно, хотя бы чтобы посмотреть на интерьеры Нормана Фостера, и полюбоваться, как экспозиция делит огромные кирпичные залы с оборудованием 1933 года.
В начале 1834 года в Европе вступил в силу договор о создании Deutsche Zollverein - Немецкого таможенного союза. Предприниматель Франц Ханиэль был настолько воодушевлен процессом снятия торговых барьеров, что решил назвать свою шахту в честь этого договора. И красивое ведь название - прямо как имя из какой-нибудь легенды о Нибелунгах.
Участок для добычи каменного угля Франц Ханиэль приобрел в сороковых годах XIX века. Первая шахта была введена в эксплуатацию в 1847 году. Несколько лет спустя здесь работала целая сеть горнодобывающих шахт, соединенных под землей системой туннелей.
Примерно через 80 лет было решено объединить их в комплекс с общим пунктом приема, сортировки и отгрузки угля. Еще позже на территории "Цольферайн" построили собственный коксохимический цех (Kokerei). (Стянуто
отсюда - и фотографии тоже. Не могу удержаться - такие классные! Обожаю индастриал - так брутально, но так красиво).
Новые корпуса были построены в стиле Баухаус и введены в эксплуатацию в 1932 году. Цольферайн была самой современной шахтой в мире. При строительстве новых корпусов архитекторы Фриц Шуп (Fritz Schupp, 1896-1974) и Мартин Кремер (Martin Kremmer, 1894-1945) продумали все до мельчайших деталей - вплоть до формы дверных ручек (в шахте! кто-то заморачивался! дизайном! дверных ручек!!! - у меня в голове не укладывается). Фриц Шуп практически до своей смерти осуществлял надзор и контролировал текущие изменения.
Последняя смена здесь закончилась в декабре 1986 года. Заложенный с самого начала срок службы подходил к концу. Земельные власти Северного Рейна-Вестфалии приняли решение присвоить шахте статус архитектурного памятника, а для поддержания в надлежащем оригинальном состоянии и поиска новых возможностей использования создали специальный фонд. Только на текущие расходы, необходимые для консервации и ремонта, ежегодно требуется 10 миллионов евро.
В Эссене авторам проекта удалось создать своего рода образцовый пример шахтной архитектуры, на который впоследствии ориентировались строители многих других горнодобывающих комплексов в Рурской области. Это обстоятельство также повлияло на решение ЮНСЕКО в 2001 году включить "Цольферайн" в список Всемирного культурного наследия.
Во время войны промышленные объекты бомбили союзники. Рурская область была среди главных индустриальных целей. Но Цольферайн уцелела: немецкие владельцы еще до войны породнились с одной из знатных семей Великобритании, а крупным пакетом акций владели влиятельные американские инвесторы. Иметь правильных инвесторов - это очень важно.
Архитектурным центром всего комплекса является надшахтный копёр (Fördergerüst) - башня-надстройка с лифтами, с помощью которых горняки из шахтового зала (Schachthalle) опускались на тысячеметровую глубину.
Копёр расположен напротив парадных ворот. Раскрывались они редко - только для хозяев или их гостей, которые с улицы попадали на почетный двор (Ehrenhof). Пересекать его простым служащим и рабочим запрещалось.
Башня чем-то напоминает гигантскую букву "Ä" с огромными колесами вместо точек. Хотя шахта давно закрыта, колеса иногда начинают вращаться - не для музейной интерактивности: лифтом пользуются рабочие, которые следят за состоянием покинутых штолен и откачиванием воды.
Между мастерскими - дорожка, ведущая к котельной (Kesselhaus). Расположенные по бокам фонарные столбы кажутся одинаковыми по высоте, но на самом деле - высота у них разная, чтобы обмануть зрение и законы перспективы.
Реконструкция котельной уже после внесения шахты в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО осуществлялась под руководством Норманна Форстера - одного из самых знаменитых современных архитекторов. Сейчас здесь расположен Музей современного промышленного дизайна (Red Dot Design Museum).
Единственным новым зданием, которое появилось на территории "Цольферайна" после закрытия, стал странный "бетонный куб" с окнами разных размеров, расположенными беспорядочно. При беглом взгляде оно производит впечатление недостроенного дома, но в этом и состоял замысел архитекторов. Они хотели привлечь внимание не к зданию, а помочь людям, находящимся внутри, увидеть то, что его окружает. Вид из окон можно принять за огромные картины или мониторы, на которых демонстрируется индустриальный пейзаж - шахта "Цольферайн". В здании находится частная художественная школа дизайна.
Здание обогатительной фабрики перестроено Ремом Кулхасом. Оно огромное - 90 метров в длину и 30 метров в ширину и 40 метров в высоту, и ни под какие задачи, кроме мойки и соротировки угля. изначально не было заточено. Тоже ведь сверхзадача для архитектора - радикально изменить назначение здания, при этом никак не затронув его фасад. И организовать музейные экспозиции и инфраструктуру музея, оставив на месте все оборудование.
Вверх, на 24 метровую высоту ведет эскалатор (самый высокий открытый эскалатор в Германии) - эксперты Юнеско разрешили его построить при условии, что его можно будет демонтировать в любой момент без вреда для здания.
И эскалатор, и все достроенные при реконструкции лестницы в здании оранжевые - чтобы видней было, что демонтировать. Привнесенное не воспринимается как часть старого - наверное, так и было задумано.
Через окна углемойки открывается вид на коксовую батарею. Она является частью всего комплекса и внесена вместе с ним в список ЮНЕКО.
Чтобы гасить раскаленный до тысячеградусной температуры кокс, использовались широкие и неглубокие бассейны с водой. В них его вываливали из вагонеток. Сейчас в зимнее время бассейны превращаются в каток.
Гениальное, по-моему, преобразование промышленных зданий
Туристы, попав сюда, могут блуждать здесь целый день. Им предлагают спуск в шахту, рассказывают об истории Рура.. Экскурсионный тур так и называется - «Путь угля» - и охватывает все производственные процессы от угледобычи до углепереработки и последующей транспортировки готового угля или кокса потребителю. При этом туристам предлагается целый спектр экскурсий по «Цольферайн» - все зависит от пожеланий гостей.
Рурский музей обладает обширными коллекциями по геологии, археологии, истории, раскрытой в работах живописцев и фотоснимках разных времен.Фонд музея насчитывает порядка 400 тыс. экспонатов из разных эпох как геологических, так и исторических. Правда, стоит отметить, что свою историю музей начал еще в 1901 году, пережил две войны, несколько раз менял прописку и сегодня стал частью комплекса «Цольферайн». (Стянуто
отсюда: )
Немецкая аккуратность в действии: у них даже горуби подписаны. Из десятка голубей, подъедавшихся у нас под ногами, четверо были окольцованы. Интересно, зачем?