Деревянной скульптурой сейчас вряд ли кого удивишь. Я видела такие и в Глазове (остались после фестиваля и разъехались по городу), и в родном Ижевске, и в Костроме (там при музее деревянного зодчества целый сказочный парк). Йошкар-Олинское Лукоморье в этом смысле не уникально, но без него наша поездка лишилась бы некоторых ярких красок.
Экспонаты своеобразного музея под открытым небом расположились неподалёку от стен Царевококшайского кремля и заняли территорию, прилегающую к «Оптике» и цветочному магазину «Медея».
Два придорожных камня. Первый из них содержит надпись грозную, предупреждающую. О том, что границы России священны и неприкосновенны. Придорожный верстовой столб с указателями тоже имеется. А рядом - четыре богатыря. Только не привычные всем русские богатыри - тут содружество национальное. Стоят на страже границ русские Илья со Святогором и марийские Онар с Чоткаром.
Второй камень информирует о том, что все работы выполнены народным марийским художником Геннадием Алексеевичем Ефремовым.
«Музей народной сказки» - так названа экспозиция. Вероятно, изначально так и задумывалось, но постепенно количество фигур выросло, и собрание шагнуло за рамки только народной сказки.
Козырёк над входной группой заселила всевозможная живность. Вдоль стены устроились гномы, водяной, лесовичок, сестрица Алёнушка с братцем-козлёночком и пушкинские герои.
Иногда фигуры представляют своеобразный коллаж, собранный из разных источников, а порой это запечатлённая в дереве конкретная сказка.
Руслан держит за бороду Черномора. С хитрым прищуром смотрит из окна царь, отправивший сыновей в поисках жён пускать стрелы. Подслушивает девичьи разговоры Салтан. Окружили лавочку лиса Алиса и кот Базилио, Буратино тоже с ними, конечно.
По цепи на дереве, как полагается, идёт учёный кот, русалка сидит на ветвях, как ей предписано. В компанию к ним добавлен Соловей-разбойник.
Ступа с Бабою Ягой для создания иллюзии полёта закреплена на фонарном столбе. На соседнем примостился Кащей Бессмертный.
Есть в этом собрании сказочных персонажей нечто особенное, чего я не видела нигде. Да и вряд ли где увижу. Почти все они очкарики.
Баба Яга слепа по определению: она чует человека по запаху. Так утверждает сопроводительная табличка, закреплённая рядом с ней.
Очки носят Алиса и Базилио, Буратино испортил зрение в юном возрасте, царя украшает сдвинутая на лоб оправа. Соловей - разбойник, тот вообще одноглазый. К помощи офтальмологов пришлось прибегнуть даже учёному коту. Не прошла, видно, даром учёность-то.
Как очкарик с большим стажем, я не могла остаться равнодушной и по достоинству оценила добрый юмор.
Видимо, в «Музее народной сказки» и берёт начало «Музей очков», расположенный в помещении «Оптики». Внутрь по причине выходного мы не попали. А жаль. Я бы зашла. Пришлось довольствоваться барельефами у входа и изразцовыми картинами.
Изразцы заслуживают отдельного внимания, хоть и являются обычным облицовочным материалом. По сути это ещё один экспонат двух музеев.
Если оценивать картинку в целом, то, пожалуй, можно говорить об избыточности, излишней пестроте, непонятном соседстве дерева, керамики и современного рекламного плаката, вот уж где фьюжн. Но когда разбиваешь целое на детали, каждым фрагментом можно любоваться и любоваться. Музей, одним словом.
91 день осени