Начало заметок Губернский музей
Здание Губернского музея найти очень просто. Музей расположен прямо напротив Кремля у Никольского взвоза. Очень интересное архитектурное сооружение с датами на фасаде: 1587 - 1887. Цифры символичны. Дело в том, что именно в 1887 году, в день трёхсотлетия со дня основания Тобольска, была открыта торжественная церемония закладки фундамента будущего музея.
На официальном сайте можно узнать о том, что «Тобольский музей - один из старейших в Сибири. Он был основан 8 апреля 1870 г. секретарем Губернского статистического комитета И.Н. Юшковым. Первое десятилетие музей существовал при Статистическом Комитете Канцелярии Губернатора». Именно главный чиновник стал инициатором строительства отдельного здания.
Инициатива была поддержана горожанами. На средства горожан (богатых купцов, промышленников, чиновников, учителей) здание и было построено. Уже через два года Губернский музей принял первых посетителей.
Статус учреждения был очень высок. Работа не прекращалась даже в годы гражданской войны. Но волна переустройств коснулась и первого музея Сибири: в советское время в этих стенах в разное время размещались татарское педагогическое училище и Дом пионеров и школьников.
По инициативе Тюменского регионального общественного фонда «Возрождение Тобольска» после капитальной реконструкции музей снова стал музеем, но сначала Художественным. Позднее было возвращено его изначальное содержание.
Сегодня это объект культурного наследия регионального значения.
Недавно у входа появилась открытая карета, запряжённая двойкой лошадей. Скульптурная группа стала органичной частью ансамбля - общая картина получилась весьма живописной: прекрасное старинное здание, карета у входа, рядом сад Ермака, а вниз, под гору, ведёт Никольский взвоз.
Конечно, музей интересен не только внешним обликом, но и коллекцией, которая формировалась на протяжении трёх столетий.
Кабинет исследователя Сибири открывает экспозицию. Рабочий стол, этажерки с экспонатами, дорожная амуниция. Здесь смоделировано пространство, в котором мог работать любой учёный-путешественник. Обобщённый образ, создающий настроение.
Сразу из кабинета исследователя попадаем в зал, посвящённый работе музея в период гражданской войны, а оттуда в галерею изящных искусств, основателем которой являлся Чукомин.
Сибирь доисторическая представлена в зале палеонтологии. Здесь сразу же захватывает внимание огромный скелет мамонта.
Поражают воображение и фрагменты скелета гренландского кита, кости ископаемого носорога, скелет празубра, найденный на границе Тобольского уезда в 1916 году.
Отдельное внимание уделено коренным народам Сибири - хантам.
Здесь можно увидеть и оленью упряжку, и нехитрую обстановку национального жилища, и расшитые цветными нитями и бисером одежды.
Мне понравилось, как в тобольских музеях (не только в Губернском) обозначают границы осмотра. Вместо привычных ярких шнуров здесь используют заградительные щиты из прочного стекла, которые позволяют созданным композициям выглядеть более естественно, да и на фотографиях смотрятся эстетичнее.
Разместились в Губернском музее и экспонаты из открытого фондохранилища коллекций естественной природы.
Это не просто выставка чучел животных разных видов - в музее постарались воссоздать картинки из жизни животных в их естественной среде обитания: полярная сова ловит грызуна, волк подкрадывается к спустившейся на снег белке, орёл нападает сверху на свою добычу, бросается на косулю рысь. Рядом с редкими видами прикреплён значок Красной книги.
Конечно, наблюдать за животными лучше, когда они бегают или летают. Думаю, противников у таксидермических коллекций немало. Музейные смотрители, порой предупреждая вопросы или сожаления, рассказывают об экспонатах, обращая внимание на дату их изготовления. Некоторые чучела датированы 1891 годом.
Интерактивные элементы, использованные в музее, позволяют почувствовать себя сопричастным: можно запечатлеться, при помощи специального стенда преобразившись в бабочку или доисторического человека, а можно создать песочную картину, которая будет напоминать о вашем присутствии до тех пор, пока новый посетитель не перерисует её заново.
Продолжение следует