Начало заметок На берегу Туры
Если в городе есть река, набережная почти всегда становится одной из самых ярких достопримечательностей. Тюмень, раскинувшись по берегам Туры, не стала исключением.
Мост Влюблённых, куда обязательно приезжают молодожёны и туристы, можно сравнить с придорожным камнем на распутье: «Направо, пойдёшь, налево пойдёшь…» Терять ни жизнь, ни коня не придётся, зато увидеть можно много.
Сам по себе вантовый пешеходный мост вполне обычен: нет у него ни экзотической формы, ни фантастической ковки на перилах, ни охраняющих его покой царственных львов, но при всём при этом он всё равно обладает каким-то магнетизмом. Как «все дороги ведут в Рим», так все пути Тюмени, так или иначе, ведут к мосту Влюблённых.
Стоя на середине моста, обдуваемый пронизывающим ветром, чувствуешь, как резонирует покрытие под ногами и тебя слегка покачивает, словно внизу не твёрдая поверхность, а шаткая платформа на стыке вагонов поезда. Наверное, летом нет этого ощущения чуть зловещей и вместе с тем притягательной магии, которая заставляет сердце ёкать и сладко замирать, зима же делает пространство иллюзорно шире, а человека в какой-то мере беспомощнее.
Один из берегов заметно круче. Тут раскинулись в классической строгости арки Гостиного двора, старинное здание Городской Думы и корпус Строительной академии, бывший когда-то Коммерческим училищем Колокольникова.
С моста открывается вид сразу на три святыни: золотятся вдали купола Свято-Троицкого мужского монастыря, белеют стены Крестовоздвиженской церкви, а перебравшись на другой берег, выйдешь к Вознесенско-Георгиевскому храму.
Внизу на приколе у пристани стоят катера, готовые пуститься в путь, как только оживёт закованная в лёд вода.
Вдоль спящей реки, похожей на расстеленный для отбеливания льняной холст, тянется строгая набережная: ведущие вниз ступени, ровные ряды фонарей, почти занесённые снегом лавочки.
Летом береговой склон покрыт густой травой - сейчас это белая пустошь, на её фоне, словно прочерченные углем, темнеют скульптуры.
По сути, вся опорная стена - небольшой музей под открытым небом. Здесь в своеобразном бронзовом комиксе нашла отражение краткая история покорения и освоения Сибири. Тематические барельефы, информационные доски и памятники можно воспринимать фрагментарно, а можно соединить в интересную летопись.
Даже частично запорошенные они привлекают внимание массой любопытных деталей. Уверена: будь хоть чуточку теплее, мы бы застряли возле каждой фигуры или картины надолго, но дуэт мороза и ветра не оставил никаких шансов на промедление, поэтому и фотосъёмка велась, движимая скорее азартом, чем чувством эстетического наслаждения. А посмотреть было на что!
Перед входом на мост Влюблённых расположилась бетонная плита с фреской, выполненной в стиле советского агитплаката. Изображение похоже на чёрно-белую фотографию военных лет с ярко-красным знаменем и такой же красной надписью: «1 мая 1945 года советские солдаты водрузили знамя над Рейхстагом».
Скорее всего, выбивающийся из общего стиля элемент имеет отношение не столько к самой набережной, сколько к Исторической площади, расположенной как раз напротив, и появилась плита в то же время, что и устремлённая в небо памятная стела, впрочем, и мост построен в 1985.
Объект у соседних перил к мосту имеет непосредственное отношение. Это скамья примирения. Место для неё выбрано весьма символичное: любви без размолвок не бывает, но уж если пускаться вместе в путь через реку, то разногласия лучше оставить на берегу.
Тюменская набережная четырёхъярусная. Говорят, что такой в России больше нет. Высота благоустроенного для прогулок склона двадцать пять метров. Один из участков (всего их три) предлагает экскурс в историю, который уже упоминался.
Бронзовая плита, напоминающая фрагмент наскальной живописи: люди в шкурах, вооружённые камнями и копьями, добивают попавшего в ловушку мамонта. Оказывается, первое появление людей в Сибири относится к XIX-XYIII тысячелетиям до нашей эры. Ингальская долина - крупнейшее археологическое открытие. Удивительные артефакты долины являются ровесниками Стоунхенджа и старше пирамиды Хеопса. Об этом сообщает сопроводительная табличка.
Из следующей бронзовой памятки узнаём название предшественницы Тюмени - Чинги-Тура. Рядом в качестве иллюстрации барельеф со сценой из кочевой жизни.
Ещё одно остановленное мгновение - покорение Сибири дружиной Ермака.
Очередное изображение обретает объём - это памятник Сибирским картографам. Центральной фигурой композиции является Семён Ремезов - картограф, историк, архитектор и географ. Именно он по поручению российского правительства создал знаменитый «Чертеж земли Сибирской» - первый русский географический атлас.
Затем мы видим панораму старого города и венчающую её скульптурную группу: два горожанина под аркой с памятным знаком: «Лета 7093·1586 года поставлен город Тюмень».
Довольно необычный памятник - Великим Камчатским экспедициям. Устремлённая вперёд фигура мореплавателя, офицера русского флота, капитана-командора Витуса Беринга и вознесённый на постамент парусник.
Снова барельефы. На этот раз на них городские сценки и бытовые картины, посвящённые развитию ремёсел. Строгая статистика 1885 года подытоживает изображённое. Отсюда узнаём, в частности, что в Тюмени 1870-го число жителей 14408 душ, две колокольных, одна спичечная, 67 мыловаренных фабрик, пятьдесят две кузницы, судоверфь и городской общественный банк. Ну а куда же без банка?
Рельефные картины - настоящие произведения искусства. Стоит взглянуть на позы персонажей и выражение их лиц, вдуматься в сюжет и почувствовать движение в бронзовой статике, сомнений не остаётся: иллюстрировали сибирскую историю талантливые художники.
Две мужские фигуры, приветствующие пароход, - памятник «Первому судостроительному заводу в Сибири». Это персоны исторические: инженер Гектор Иванович Гуллет и купец Игнатов.
На этом короткое путешествие в прошлое заканчивается, а следующий участок набережной, условно названный университетским, окунает в повседневную жизнь учащейся молодёжи.
Под полукруглыми арками чуть выше прогулочной зоны, в межлестничных проёмах скульптурные группы.
Персонажи первой из них одеты в платья XIX века. Это профессор с двумя студентами, юношей и девушкой. В руках у юноши книга. Книги лежат и на маленьком столике. На ладони у профессора песочные часы. Наверное, они символизируют скоротечность времени - пара «ученик - учитель» под следующей аркой, благодаря современным гаджетам, не вызывает сомнений: мы в современности. Рука профессора лежит на калькуляторе, студент, одетый в спортивную куртку, держит мобильный телефон.
Пока скульптурных групп студенческой тематики только две, но, говорят, планируется создание новых.
Двигаясь вдоль реки, мы замёрзли так, будто и впрямь проделали путь от мамонтов до современной электроники. Впереди были мост Челюскинцев и Царская пристань (Императорский причал) и ещё много красивого и интересного, однако мозг был в состоянии посылать лишь один сигнал: «Дайте согреться!»
Стремительно поднявшись по лестнице, мы очень удачно оказались у ресторана «На Царской», где закончили знакомство с набережной за горячим глинтвейном.
Теперь я запоздало понимаю, что своё название ресторан, скорее всего, и получил, благодаря Царской пристани, что от нового знания нас отделяло буквально несколько шагов, но тогда к реке мы больше не вернулись, привлечённые резными домиками и красивым сквером. Думаю, что не вернулись бы, даже точно зная, что именно ждёт за поворотом: согревшись, старались, чтобы внутренних запасов тепла хватило на дольше, а объять необъятное всё равно невозможно.
Продолжение следует