Конструктивное начало всегда является носителем определенной эстетики,
без этого наше ремесло становится тупым оформительством, украшательством. Иван Лубенников Посмотрим ещё одну станцию метро, к которой "руку приложил" народный художник России Иван Лубенников. Строительство станции "Сретенский бульвар" началось в 1990-х годах, но из-за отсутствия финансирования строительство прекратилось почти на 14 лет. Открыта станция была только в 2007 году, зимой.
На всём протяжении станции средний и боковые залы разделены пилонами с нишами. Изначально планировалось, что в нишах будут стоять скульптуры, но в итоге от этого решения благополучно отказались и пригласили для оформления станции Лубенникова.
И теперь в нишах среднего зала видим 24 панно художника-монументалиста Ивана Лубенникова. Панно представляют собой плоские аппликации, прикреплённые поверх мраморных плит. Это стальные силуэтные элементы с травлеными изображениями горожан, деревьев, видов Бульварного кольца, а также его атрибутов: вазонов, памятников Пушкину, Гоголю, Тимирязеву, Грибоедову. Можно ходить по залу как по выставке и разгадывать эти изображения.
Вот что рассказывал художник об этой работе:
"Слава богу, ко мне в голову пришла технологическая идея. Я вспомнил офортные доски своих друзей-художников и подумал, что можно применить этот язык. 540 листов азотной кислоты создали ажурный рельефный рисунок на стали. Мы сделали большую фотосессию - сняли все бульвары. Три станции одна под другой - узел на Бульварном кольце. Мне показалось уместным сделать экспозицию из существующего Бульварного кольца. К тому же фотосессия получилась в удачное время - еще не было листвы, и мы отсняли все Бульварное кольцо и обрамили его в травленую сталь. Естественно, дорисовывали, делали коллажи. Если внимательно смотреть - увидите последовательность, совпадающую с реальным расположением памятников."
"Сретенский бульвар - самая глубокая станция и одновременно одна из самых высоких точек в городе. Чем глубже пространство, тем сильнее хочется ощутить воздух. В качестве материала мы выбрали магический и практически вечный материал - травленую сталь. Это мое личное изобретение. Когда приходит продуктивная идея, то эскизы и разработки делаются быстро. Дальше начинается трудоемкая технологическая цепочка, которая выполняется большой командой."
На панно, посвящённом Сретенскому бульвару, указаны все художники, работавшие под руководством Лубенникова над оформлением станции.
Аппликации были изготовлены на комбинате декоративно-монументального искусства. Благодаря специальной технике изготовления они выглядят не как чёрно-белая графика, а приобрели довольно сдержанные охристые земляные цвета. Каждая картина - самостоятельное произведение, несущее определённую информацию. Подобная техника не только в метро, но и нигде в мире до этого не применялась.
"Только творческий разум и руки человека в своем симбиозе могут создать нечто живое, способное конкурировать с Первой природой.
Все остальные орудия труда и технологии бессильны."
Иван Лубенников
Освещение обоих залов люминесцентное: в центральном зале светильники устанавливаются за карнизами между пилонами, а также над центром каждого пилона для освещения металлических композиций. В перронных залах лампы расположены за карнизами водозащитно-декоративных зонтов специальной формы из стеклопластика.
Архитекторы Н.И. Шумаков, Г.С. Мун, Н.В. Шурыгина, соавторы Я.В. Мун, Н.С. Трусилова. Путевые стены и пилоны станции облицованы светлым мрамором. Напольное покрытие платформы выполнено из гранита светло-серого и чёрного цветов. В отделке станции используется нержавеющая сталь.
Ещё две станции метро с дизайном художника-монументалиста Ивана Лубенникова:
Славянский бульвар Маяковская