Усадьба князя Гагарина на Поварской

Apr 09, 2015 18:18



Главный фасад

Усадьба князя С.С. Гагарина (Поварская, дом № 25) - один из лучших образцов жилой застройки московского ампира. Компактный, симметричный объём постройки немного отодвинут от красной линии улицы. Нижний этаж декорирован прямоугольным рустом, в замковых камнях окон знаковый мотив ампира - львиные маски. Боковые части стен почти лишены декора. Центр фасада выделен небольшим ризалитом и пологим фронтоном. Долгое время авторство здания приписывалось О.И. Бове, истина же открылась только в 1975 году в ходе реставрационных работ.

1. Главный дом усадьбы построен в стиле ампир в 1820-1823 годах по проекту архитектора Д.И. Жилярди по заказу директора императорских театров (1829-1833), коннозаводчика князя С.С. Гагарина. Из-за финансовых затруднений Гагарин вынужден был продать дворец даже без отделки, не дождавшись окончания строительства.



Гагарин Сергей Сергеевич,1795-1852. Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрен

2. После князя Гагарина владение перешло богатому пензенскому конезаводчику и меценату Охотникову, который в 1840-х годах подарил усадьбу Управлению Московского государственного конезаводства. Конезаводство размещалось здесь более 40 лет, устраивало в усадьбе выставки по продаже лошадей. В доме также находились ведомственные квартиры служащих. В 1875 году в одной из квартир на нижнем этаже поселился заведующий Московским отделением конезаводства генерал-майор Л.Н. Гартунг с супругой - старшей дочерью А. С. Пушкина -Марией Александровной. А в 1877 году в их семье произошла трагедия: ложно обвиненный в хищении, генерал застрелился прямо в здании окружного суда, оставив записку:  "Я … ничего не похитил и врагам моим прощаю". После его смерти М.А. Гартунг была вынуждена покинуть служебную квартиру. Мария Гартунг более не вышла замуж, но прожила долгую жизнь и умерла в 1919 году в Москве, так и не успев получить персональную пенсию, назначенную ей Луначарским.



М. А. Гартунг (1832-1919) - старшая дочь А.С. Пушкина и Н.Н. Гончаровой, 1860 (?). Иван Макаров. Музей Л.Н. Толстого

Мария Александровна родилась 19 мая 1832 года в Петербурге. 7 июня девочку крестили в Сергиевском «всей артиллерии» соборе. В метрической книге говорится, что крёстными родителями были Сергей Львович Пушкин, Наталья Ивановна Гончарова, Афанасий Николаевич Гончаров, Екатерина Ивановна Загряжская и граф Михаил Виельгорский. Имя получила в честь покойной бабки Александра Сергеевича - Марии Алексеевны Ганнибал. Получила домашнее образование. В девять лет она свободно говорила, писала и читала по-немецки и по-французски. Позднее Мария Александровна училась в привилегированном Екатерининском институте. После окончания института в декабре 1852 года - фрейлина императрицы Марии Александровны, супруги Александра II. В апреле 1860 года в возрасте 28 лет вышла замуж за Леонида Николаевича Гартунга (1834-1877), генерал-майора, управляющего Императорскими конными заводами в Туле и Москве.
Детей не имела. После смерти в 1875 году Софьи Александровны, урождённой Ланской (1838?-1875), первой супруги брата Александра, Мария Александровна помогала воспитывать осиротевших детей. Часто гостила она и у своих сестёр Ланских. Мария Александровна принимала активное участие во всём, что было связано с её отцом и памятью о нём. В 1880 году присутствовала вместе с братьями и сестрой на открытии памятника Пушкину в Москве. Долгие годы она потом приходила к памятнику Пушкина на Тверской и часами сидела возле него.

3. Здание расположено в глубине парадного двора, оно необычно крупное для своего времени, так как в его объём включена более ранняя постройка. В отличие от большинства ампирных домов той эпохи, фасад здания оформлен не колоннадой, а тремя арочными нишами на уровне второго этажа, обрамлёнными колоннами дорического ордера. Перед домом расположен парадный двор, огороженный со стороны улицы оградой с лёгкой металлической решёткой.



Главный дом усадьбы Гагариных, дом № 25а

4. Верхние части ниш богато декорированы, в центре - орнаментальные вставки-горельефы с изображением орлов и лавровых венков.



Фрагмент центральной части фасада, арочная ниша

5. Декор фасада - барельеф над окнами второго этажа.



6. Под центральным фронтоном здания проходит обильно декорированный фриз.



7.



8.



9. Помимо заказных скульптурных и лепных украшений, в отделке фасада использованы типовые декоративные изделия. Так, замки оконных проёмов первого этажа здания украшают маскароны в виде львиных голов (скульптор Г.Т. Замараев).



10.



11. Декор окна первого этажа с маской льва на замковом камне.



12. В глубине участка сохранился одноэтажный крытый конный манеж, также построенный по проекту Д.И. Жилярди.



Здание конного манежа во дворе усадьбы

13. Главный дом усадьбы, здание манежа и ограда с двумя воротами являются объектами культурного наследия федерального значения.



14. После октябрьской революции здесь в разное время размещались военные курсы, конная база Совнаркома, отделение Института красной профессуры. С конца 1920-х годов в здании работала Интернациональная ленинская школа. Позднее в усадьбе размещалось Кавалерийское училище имени Будённого, занятия которого посещали Василий Сталин и сыновья Анастаса Микояна. С 1937 года в здании бывшей усадьбы Гагариных размещается Литературный музей А.М. Горького; в левой части здания - Институт мировой литературы имени А.М. Горького АН CCCP. В 1956 году перед центральным входом в главный дом усадьбы установлен памятник писателю А.М. Горькому работы скульптора В.И. Мухиной и архитектора А.А. Заварзина.



Внутренняя планировка также необычна. Центральное место занимает парадная лестница, которая ведёт на второй этаж, где расположен большой танцевальный зал, аванзал и анфилада открытых гостиных, парадного кабинета и ряда иных помещений. Комнаты оформлены колоннами из искусственного мрамора с тщательно проработанными изысканными капителями, богатой лепниной и скульптурными композициями, в том числе, работы и известных скульпторов И.П. Витали и С.П. Кампиони. В парадном кабинете сохранился беломраморный камин с высоким зеркалом, украшенный по бокам барельефными изображениями крылатых женских фигур на шаре и с лавровым венком в руке - аллегорические символы Победы.

самые красивые дома Москвы, усадьбы, Москва, улицы моего детства

Previous post Next post
Up