Алексей Щусев - созидатель музеев. Выставка к 150-летию архитектора в Третьяковке

Feb 01, 2023 15:00




Первая выставка в Третьяковской галерее к 150-летнему юбилею Алексея Викторовича Щусева представляет его как Созидателя Музеев. До создания уникального Музея архитектуры в Москве, Щусев приобрел большой опыт в двух проектах музейных пространств. Он был не просто архитектором и дизайнером, он становился идеологом и автором концепций музеев. Таким его проектом стала затем и Третьяковская галерея: в 1926-1928 годах он занимал пост директора, а в 1928-1929-м стал главным архитектором музея.
После назначения директором Щусев разработал программу реорганизации Третьяковской галереи и успешно её реализовал. В сфере его внимания оказались: научное описание коллекции, вопросы реставрации, издательская деятельность, работа с посетителями и, прежде всего, подготовка новой экспозиции с учетом новых поступлений. Щусев cформировал команду, назначая сотрудников, отвечающих за реализацию каждого из направлений деятельности.



Борис Кустодиев (1878-1927). Портрет А.В. Щусева, 1917. Холст, масло.  Приобретено у И.Г. Щусевой, 2018

Курируя всю работу, Щусев сосредоточился на наиболее близких ему как архитектору задачах. Он составил генплан расширения музея, и уже в 1926 году заложил идеи архитектурного ансамбля, которые осуществились спустя многие годы: новые боковые корпуса, фланкирующие существовавший васнецовский фасад, спрямление и расширение Лаврушинского переулка. В 1933-1936 годах был построен новый, называемый теперь щусевским корпусом и разработана архитектурная концепция расширения музейного комплекса в Лаврушинском переулке.



Андрей Снигарев под руководством Алексея Щусева. Вариант проекта нового корпуса (правое крыло) Государственной Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке. Перспектива. 1933. Государственная Третьяковская галерея, Москва

На выставке представлены эскизы, чертежи и другие рабочие материалы только к двум лучшим творениям Щусева в области храмового и гражданского зодчества в Москве - Марфо-Мариинской обители и Казанскому вокзалу.
В 1907 году по приглашению великой княгини Елизаветы Фёдоровны Алексей Щусев приступил к работе над Покровским собором Марфо-Мариинской обители. B качестве источника вдохновения он обратился к кремлевскому собору Спаса Преображения на Бору. Однако по мере разработки проекта в нём все отчетливее звучали мотивы псковско-новгородской архитектуры. Подчеркнуто древнерусский образ храма должен был вторить желанию Елизаветы Фёдоровны обратиться к истокам монашеского служения.



В первоначальном варианте проекта Покровского храма Щусев заложил композиционную основу будущего сооружения: план в виде латинского креста с развитой осью запад - восток за счет примыкания трапезной-аудитории, задуманной для проведения собраний и лекций. С северной стороны предполагалась ризница, а с южной -- придел-часовня с отдельным входом, как место уединения для великой княгини. Над главным порталом западного фасада и на наружных стенах трапезной планировалось разместить полихромные живописные композиции, на приделе намечена орнаментальная каменная резьба. На отведенном участке Щусевым были задуманы также сторожка с часовней при воротах, ограда, питьевой фонтан и колодец. Все объекты составляли единый архитектурный ансамбль.



Алексей Щусев (1873-1949). Проект Покровского храма Марфо-Мариинской обители (северный фасад), 1908. Бумага, графитный карандаш, перо, тушь, акварель



Северный фасад Покровского храма Марфо-Мариинской обители



Алексей Щусев (1873-1949). Проект Покровского храма Марфо-Мариинской обители (западный фасад), 1908. Калька, уголь, цветной карандаш



Западный фасад Покровского храма Марфо-Мариинской обители



Алексей Щусев (1873-1949). Проект Северный портал Покровского храма Марфо-Мариинской обители, 1908. Бумага, графитный карандаш, перо, тушь



Северные врата Покровского собора

Самым значительным экспонатом выставки стала чертежная стена северного притвора Покровского храма Марфо-Мариинской обители, украшенная "райским садом", которую собрали в натуральную величину. Это шаблоны, которые Щусев отдавал в работу камнерезам на стройке. То, что после использования мастеровыми эти чертежи снова оказались у автора, - свидетельство того, как Щусев их ценил.



Наиболее важные шаблоны исполнял сам Щусев, остальные - молодой выпускник Строгановского училища Никифор Яковлевич Тамонькин (1881-1951).



Никифор Тамонькин (1881-1951) по эскизу Алексея Щусева. Херувим. Левая часть триптиха "Этимасия (Престол уготованный)", около 1910. Шаблон каменной резьбы над порталом северного притвора. Бумага, графитный и цветной карандаши

Шаблоны каменной резьбы воссоздают композицию "Райский сад", украшающую северный притвор храма. Cтена сплошь покрыта ковром белокаменной резьбы из фантастических растений и птиц. Принцип оформления поверхности вдохновлен Георгиевским собором в Юрьев-Польском. Щусев собирает композицию подобно древнему мастеру Василию Ермолину, который в 1471 году восстановил Георгиевский собор после обрушения, перепутав местами некоторые фрагменты. Так и у Щусева резные белокаменные рельефы нарочито произвольно инкрустированы в кирпичные стены храма, что производит впечатление драгоценных артефактов древней постройки.





Композиция Райский сад, украшающая северный притвор храма

Над росписью Покровского собора четыре года работал вместе с А.В. Щусевым замечательный художник Михаил Васильевич Нестеров. Результатом некоторого компромисса с пожеланиями Щусева стало исполнение образов иконостаса. Именно алтарная преграда и ряд росписей, образующих с ней зрительную связку, можно считать произведениями, наиболее органично вписывающимися в архитектуру храма.



Алексей Щусев, Михаил Нестеров. Диесус.1908-1909. Шаблон навершия царских врат Покровского храма Марфо-Мариинской обители. Бумага, уголь







Иконостас храма Покрова. Медь, масло. Дуб, серебро. 1908-1910. М. Нестеров (живопись), М. Ружейников (резьба по дереву), Ф. Мишуков (басма)



М.В.Нестеров. Путь ко Христу. Живопись на медной пластине. Собор Покрова Пресвятой Богородицы

Для покровского храма М.В. Нестеров создал композиции: "Путь к Христу", изображавшую 25 фигур, "Христос у Марфы и Марии", "Утро Воскресения", а также подкупольное изображение Саваофа и лик Спаса над порталом.



М.В.Нестеров. Путь ко Христу.





М.В. Нестеров. Христос у Марфы и Марии



Северная сторона украшена фреской "Христос у Марфы и Марии".



Михаил Нестеров (1862-1942). Утро Воскресения (Мироносица. Ангел у гроба. Мария и Христос), 1912-1918. Триптих. Авторское повторение композиции южной стены Покровского храма. Бумага на картоне, гуашь, темпера, графитный карандаш. Дар по завещанию Н.М. Нестеровой, 2004

На южной стене храма - триптих "Утро Воскресения". В левой части триптиха изображено утро Воскресения, когда женщины после отдыха в субботу пришли на рассвете к гробу Христа, неся ароматическое масло - миро. В центральной части триптиха - ангел, сидящий на камне у гроба. Он возвещает о Воскресении Христа. Правая часть триптиха посвящена встрече Марии Магдалины и воскресшего Христа, который изображен в сияющих белых одеждах, с нимбом. Мария Магдалина благоговейно преклонила перед Христом колени, а он обратился к ней со словами: "Пойдите возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня".



Михаил Нестеров. Утро Воскресения, 1912-1918. Триптих

В следующей части - о проекте создания Музея Казанского вокзала. Материалы выставки дополнены авторскими фотографиями.
 Источник информации: этикетаж и кураторские тексты в музейной экспозиции

третьяковка, архитектор Щусев, выставка

Previous post Next post
Up