Продолжим обзор коллекции картин, приобретённых Иваном Абрамовичем Морозовым. В конце 1900-х в московском доме Ивана Морозова один за другим появились Музыкальный салон, оформленный Морисом Дени, и парадная лестница с панно Пьера Боннара. Для парадной лестницы художнику был заказан декоративный триптих "У Средиземного моря", который был выполнен точно по размерам простенков. Боковые стены украсили панно Боннара "Ранней весной в деревне" и "Осень. Сбор фруктов".
Переходим из Белого зала к ансамблю вестибюля Боннара по коллонаде балкона, где рассказывается, как Иван Абрамович приобретал картины на парижских салонах.
Константин Андреевич Сомов (1869-1939). Куртизанки, 1903. Бумага, акварель, гуашь. ГТГ, Москва
Эдмон Лампрер (1876-1909). Ожидание. Мулен-де-ла-Галетт, 1905. Холст, масло. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Альфред Генри Моурер (1868-1932). В кафе, 1905. Холст, масло. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Анри Бушар (1875-1960). Девушка с кувшином, 1906. Бронза. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва
Николай Александрович Тархов (1871-1930). Конец рынка, 1907. Холст, масло. ГТГ, Москва
Жорж Дюфренуа (1870-1943). Площадь в Париже, 1907. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва
Поль Полен (1852-1937). Сидящая женщина (Сусанна), 1902. Бронза. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва
Карл Миллес (1875-1955). Ливень, около 1905-1910. Бронза. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва
Эдуард Вюйар (1868-1940). В комнате. Картон, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва
Первая встреча Ивана Морозова с работами Пьера Боннара произошла на Осеннем салоне в 1904 году. В отличие от Сергея Щукина, пренебрегшего картинами Боннара, Морозов с 1907 по 1913 год собрал целую галерею работ мастера: 9 картин, 3 панно и монументальный триптих. Уравновешенное и гармоничное искусство Боннара стало для Ивана Абрамовича ключом к пониманию как общих принципов французского искусства, так и основ его диалога с искусством русским. Крупные меланхоличные пейзажи были любимы Морозовым, и работы отечественных мастеров с похожими мотивами особенно многочисленны в его коллекции.
Пьер Боннар (1867-1947). Вечер в Париже, 1911. Холст, масло. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Пьер Боннар (1867-1947). Утро в Париже, 1911. Холст, масло. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Кер-Ксавье Руссель (1867-1944). Триумф Вакха (Сельский праздник), 1911-1913. Холст, масло. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Сергей Коненков. Торс, 1913. Мрамор. ГТГ
Сергей Коненков. Девушка, 1914. Дерево. - Крылатая, 1913. Дерево. Обе - ГТГ
Боннару было 25 лет, когда он и его товарищи по художественной школе организовали группу Наби. В это время в Париже все увлекались японским искусством. Боннар, как и все его друзья, учился на живописи Клода Моне, Гогена и Сезанна. Он был страстным путешественником, писал пейзажи в самых укромных уголках Франции. Париж, такой, каким его любили импрессионисты, был его постоянным сюжетом. Но, может быть, самыми интересными в его творчестве были полотна, написанные под влиянием японского искусства. Он создавал ширмы, моделями которых были парижане и современная жизнь Парижа, но их эстетике он научился у японцев.
П.Боннар. Триптих "У Средиземного моря" 1910 года на выставке
Пьер Боннар. У Средиземного моря (триптих). Центральное панно, 1911. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Пьер Боннар. Ранней весной в деревне. Панно, 1912. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Пьер Боннар. Осенью. Сбор фруктов. Панно, 1912. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Триптих Боннара в Эрмитаже:
Продолжение будет...